Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ – ИДЕОЛОГИЯ

Чуть ли не каждый день средства массовой информации сообщают о террористических актах и экстремистских заявлениях, за которыми стоят различного рода «религиозные организации».
           Противостояние на религиозной почве нельзя назвать особенностью нашего времени. Оно существовало на протяжении  тысячелетий. Но особенно интенсивным и непримиримым оно стало с появлением религии Единобожия.
           Казалось бы, Единобожие, к которому в массовом порядке стали переходить народы с начала третьего столетия со дня Рождества Христова, должно было установить всемирное братство и спокойствие. Однако, именно во имя Единого Бога вначале потомки Якова-Израиля, а затем, с принятием христианства и ислама, и все остальные народы шли на мученическую смерть и вели кровопролитные войны. И здесь нет ничего случайного. Дело в том, что во времена язычества человек обращался к богам за помощью для решения  вполне конкретных земных дел, и его, как правило, мало интересовало, насколько эти дела угодны богам. Ибо каждого бога, в том числе и бога-хранителя своего врага, можно было задобрить не менее конкретными дарами и жертвоприношениями.
           Бог же, открывшийся Аврааму, не только объявил Себя Единым и незримым, переведя взаимоотношения с собой в ментальную сферу, но потребовал служить и поклоняться только Себе. При этом Он ниспослал правила и нормы  поведения человека в виде заповедей, законов и установлений и предписал неукоснительно и безоговорочно подчиниться только им, вещая при этом через Моисея: «Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые человек живет ими» (Тора, Ваикра 18 Ахарей;5).
           Более того, объявив всех остальных богов вне «закона», именно Единый Бог предопределил нетерпимое отношение человека ко всем остальным богам и, соответственно, верованиям. Причем нетерпимое отношение не только к иным богам и верованиям, но и к людям, которые исповедуют их, даже если это самые близкие родственники, включая мать и отца: «Ибо, - согласно  Иисусу  кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, - тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).
           Историческая неизбежность и позитивность идеологии Единобожия неоспорима. Она значительно продвинула человечество по пути прогресса и  в числе многого действительно очень важного, внедрила в массовое человеческое сознание мысль о существовании определённых  законов бытия, которым надлежит подчиняться.  
           Неоспоримым также факт того, что в мировосприятии, связанным с Единым Богом, человек не только был особо  выделен из окружающего «живого» мира своим  подобием Всевышнему, но и была утверждена принципиальная важность человеколюбия через отношение к ближнему как к  самому себе. Но и здесь Единый Бог потребовал проявлять любовь не ко всем, а исключительно к ближним по духу и по делам.
           Все многообразие современных и древних течений в иудаизме, христианстве и исламе является закономерным следствием поиска «ближних», которые однако чаще оказывались таковыми не по духу Всевышнего, а по государственным, политическим, клановым интересам, в угоду которых менялись как символы веры, так и обряды поклонения Богу.
           Поэтому не случайно, что наиболее воинственно настроенными против «религиозного инакомыслия», как правило, оказывались люди, весьма далёкие от религии. Именно они настаивали на исключительной правильности собственного толкования  Писания и формировали  нетерпимость к иному обряду поклонения Творцу. 
           Так было, так есть. Но человечество вступает в новую фазу своего исторического развития.
           Религия в своём прежнем виде, как идеологическая основа общества, безвозвратно уходит в прошлое и занимает далеко не то место, которое она занимала каких-либо двести, а тем более, четыреста лет тому назад в жизни подавляющего большинства государств.
           Разумеется, как в прошлом, так и в настоящем разные народы, как, впрочем, и люди одной страны, находятся на различных ступенях ментального и исторического развития, а религия оказывает на жизнь государства и отдельных людей отнюдь не равную степень влияния. Именно этот фактор, к сожалению, не всегда учитывается, как в межличностных и внутригосударственных, так и в международных отношениях. Особенно важен учет этого фактора при разработке программ противодействия экстремизму и терроризму в религиозной сфере.
           По нашему глубокому убеждению, сегодня совершенно  неправомерно говорить о  противоборстве религий или о борьбе цивилизаций, и, исходя из этого, строить внешнюю и внутреннюю политику государств. Так же, как нельзя огульно причислять все живущие по своим исторически сложившимся убеждениям и традициям народы к отсталым, а, тем более, к потенциально террористическим.
           Инакомыслие должно быть допущено не только внутри страны, но и в масштабах всей планеты, если оно, разумеется, не нарушает мир и спокойствие народов и не выходит за границы, дозволенные законом. Иначе мы перманентно будут получать Ирак в разных уголках нашей планеты.
            Речь сегодня, по нашему глубокому убеждению, целесообразно вести о процессах невиданного ранее интенсивного  взаимодействия народов и их болезненной притирке к ментальности друг друга. Не будем забывать, что просвещённый Великий Рим пал от тех, кого считал варварами. Но на обломках Римской Империи выросли многие современные народы, в том числе и те, которые считают себя оплотом современного цивилизованного мира.
            О какой межрелигиозной борьбе может идти речь в современных условиях, когда, с одной стороны, большинство  жителей планеты считают себя атеистами, а, с другой, значительная часть тех, кто относит себя к верующим, не знает духовных основ той религии, к которой считает себя принадлежащим, не говоря уже о полном незнании духовных ценностей и вероисповедании других народов?
           Далеко за примерами ходить не надо. Ещё не успели улечься страсти вокруг «датских» карикатур на пророка Мухаммеда, всколыхнувшие  «мусульманский мир» и в очередной раз противопоставившие его «миру христианскому», как пришло сообщение о том, что в Ираке шииты взорвали мечеть своих «единоверцев» суннитов.
           Действительно ли за весьма острой реакций отдельных личностей, считающих себя мусульманами, стоит вероучение, изложенное в Коране, как это пытаются представить мировой общественности некоторые «знатоки ислама», навязывающие мировому общественному сознанию миф о якобы особом религиозном экстремизме этой религии? Или кто-то умело пользуется откровенным невежеством или даже хамством отдельных газетчиков? Ведь человек даже мало-мальски знакомый с Кораном знает, что эта Книга в силу многих исторически обусловленных причин значительно терпимее, чем Новый Завет, а, тем более, Тора относится даже к язычникам.
           Можно ли упрекнуть в отсутствии терпимости к иному вероучению, тем более, к вероучению, связанному с Единобожием. Книгу, которая проповедует быть снисходительными даже к язычникам, проявляя к ним терпение и стойкость, и, призывая  к добру, «удаляться от невежд» (Сура 7, стих 199)?
           Можно ли назвать экстремистским вероучение, которое назидает пророка не принуждать людей силой  к принятию веры в Единого Бога?
           « 99. И если б твой Господь желал того,
           То все до одного, что на земле,
           Уверовали бы в Бога,
           Так, неужели ты (о, Мухаммед!)
           Способен вынудить людей
           Принять Господню веру»! (Сура 10).
           Тем, кто сегодня мнит себя апологетами веры и непримиримыми борцами за её идеалы или за чистоту вероисповедования, можно было бы рекомендовать более внимательно читать  Тору, Новый Завет и Коран.  Но не будем столь наивны, ибо  они преследуют отнюдь не духовные цели и не пекутся о мире между народами.
           Разумеется, среди лиц, которые оказываются вовлечёнными в экстремистскую, а нередко и в террористическую деятельность, далеко не все имеют политические цели или поклоняются «золотому тельцу». В их рядах  нередко оказываются недалекие и  обиженные жизнью заблудшие души. Есть среди них и люди с больной психикой. Есть и так называемые религиозные фанатики.  Именно последние представляют особую общественную опасность, ибо ради идеалов веры готовы, не задумываясь, принести в жертву собственную жизнь. Поэтому ни введение  смертной казни для террористов, ни самые успешные операции спецслужб не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Смерть во имя  веры, тем более. от рук тех, кого религиозный фанатик считает неверными,  является мученической, а значит служит образцом для подражания  многих других.
           Не секрет, что именно религиозная безграмотность подавляющего большинства населения земного шара является той почвой, на которой взращиваются абсолютно бездуховные явления, включая экстремизм и терроризм, они не имеют ничего общего с ценностями иудаизма, христианства и ислама. Порой дело доходит до абсурда. Например, спрашивая: «Ты христианин?» нередко слышишь в ответ: «Нет, я православный».  Или на вопрос человеку, выкрикивающему «Аллах  Акбар!», - «Чем отличается  Бог, которому ты поклоняешься, от Бога иудеев?» слышишь: «Наш Бог Аллах!». Многие,  к великому сожалению,  не могут даже предположить, что и иудеи, и христиане, и мусульмане поклоняются Единому Богу, который, согласно Торе, Библии и Корану, вначале открылся Аврааму (Ибрагиму), и которому вслед за Авраамом поклонялись Исаак, Яков-Израиль (Якуб), Моисей (Муса), Иисус (Иса сын Марйам) и, наконец, Мухаммед (Магомет).
           Когда Вы, уважаемый читатель, лично сами в последний раз держали в руках Библию, Коран или Тору, а, тем более, пытались сравнить изложенные в них идеи и сведения?! 
           Но кто  же может просветить в вопросах веры современного человека? Мы позволим себе утверждать, что отнюдь не священнослужители. Ибо они являются носителями сугубо определённых религиозных установок  и не способны в силу самой специфики своей  профессиональной деятельности выступить в качестве консолидирующей миротворческой силы. Неужели кто-либо из них позволит себе предложить пастве  исповедовать чуждые ему религиозные воззрения?!  Станет ли католический пастор говорить, что православный батюшка такой же верный служитель Бога, как и он?! Позволит ли себе суннитский мулла предложить верующим совершить намаз в  мечети совместно с шиитами?!
           В лучшем случае,  показываясь на  телеэкране, священнослужители будут говорить о том, что именно их вероучение отвергает насилие и террор, и что именно  оно является  сторонником идей мира и  дружбы между народами.
           Не поможет  и курс «История мировых религий»,  введенный в учебные планы средних школ страны, который имеет не только весьма спорную концепцию и уязвимое со многих точек зрения содержание, но, самое главное,  не позволяет взглянуть на Священные Писания с точки зрения достижений современной науки и культурно-исторических сведений.          
           Ограниченные рамками статьи, позволим себе лишь тезисно изложить ответ на обычный в таких случаях вопрос: что  делать?
           Во-первых, необходимо признать, что поскольку террористическая и экстремистская деятельность деструктивных для мировой общественности сил облекается в идеологическую форму, то проблема не может быть эффективно решена без разработки концепции, содержательной основы и программы идеологического противодействия терроризму и экстремизму.
           Во-вторых, следует осознать, что экстремизм и терроризм в религиозной сфере является не только реакцией на тяжелые социально-экономические условия  существования или следствием неспособности адаптирования к новым реалиям жизни определенных групп населения, и своеобразной формой выражения  их социального протеста, как это нередко приходится слышать, но и результатом вполне закономерного общеисторического процесса развития человечества.
           В-третьих, надлежит признать, что наиболее уязвимыми для современного религиозного и этнического сознания, самосознания и общественно значимого поведения и актуальными не только для граждан нашей страны, но и всего мира, являются взаимоотношения приверженцев иудаизма, христианства и ислама. Именно  на позитивность этих взаимоотношений должны быть направлены усилия как государственных, так и общественных структур всего мирового сообщества.
           В-четвертых, мировому общественному сознанию необходимо предложить мировоззрение, которое, базируясь на достижениях современных научных знаний и культурных ценностей, позволяет по-новому взглянуть на сведения, содержащиеся в Священных Писаниях, составляющих единую духовную основу иудаизма, христианства и ислама.  Необходимо показать не только взаимосвязь, историческую и этническую обусловленность сложившихся вероисповеданий, но и непреходящую значимость сведений, содержащихся в Торе, Библии и Коране для  существования и перспектив развития всего человечества.
           К сожалению, сегодня, например, мало кто задумывается над тем, в силу каких причин Тора, Новый Завет и Коран предопределили на многие тысячелетия вперёд жизнедеятельность миллиардов жителей нашей планеты, и почему своё летоисчисление подавляющее большинство землян ведёт от даты предполагаемого рождения Иисуса Христа, который в Коране назван «знамением для всех миров» и «милостью Творца для всех народов» ( Сура 19.стих 21), и почему именно Иисус считается в Коране  по своей значимости  пред Богом равным Адаму (Сура 3, стих 9), от которого, согласно   трем названным Писаниям, пошел весь род людской?! 
           В-пятых, необходимо разработать специальную программу не только религиозного, но и духовного просвещения широких масс населения.        
           В современных условиях, когда благодаря научно-техническим достижениям человечества создано практически единое информационное поле всей планеты, и когда даже неосторожно брошенное в эфир слово может всколыхнуть практически всю мировую общественность, когда несравнимо возросла активность миграционных процессов, а в планетарном масштабе интенсивно формируются единые стандарты не только в технике и технологии, но и во многих других сферах, разработка новой идеологии, базирующейся на непреходящих мировоззренческих ценностях, изложенных в Священных Писаниях, является делом чрезвычайной важности не только для противодействия экстремизму и терроризму в религиозной сфере, но и для перспектив развития всего человечества.
                     Проблемы, обозначенные в данной статье, настолько сложны и многогранны, что решить их разом и к строго заданному сроку невозможно. Не только потому, что они встретят, мягко выражаясь, активное сопротивление тех отщепенцев, которые получают огромную выгоду от межрелигиозного и межэтнического противостояния,   не только потому, что вызовут настойчивое противодействие некоторых не очень далеких по уму и не очень чутких по сердцу священнослужителей, не только потому, что наткнутся на инертность многих государственных структур, но и потому, что требуют участия многих людей самых разных специальностей, начиная от философов, психологов и правоведов, и кончая  законодателями, причем из всех заинтересованных стран.
 

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2006 №4 (70)»
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (часть 2)
ПРАВА НАРОДОВ: РОССИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ФЕДЕРАЛИЗМ – КРЕДО ДЕМОКРАТИИ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ ДИСБАЛАНСА ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ В РАМКАХ ФИНАНСОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
РОССИЯ В ОБСЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ? (часть 1)
Земля по новому
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ – НАЦИЯ БУДУЩЕГО
ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМИГРАЦИИ КАЗАЧЕСТВА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С.И. Барзилова и А.Г. Чернышева «Безумство власти: Провинциальная Россия: Двадцать лет реформ». – М., Ладомир, 2005. – 298 с.
ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Т.Н.ГРАНОВСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИННОВАЦИЙ

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №1 - 2017
 
  №7,8 - 2016
 
 
  №5,6 - 2016
 
     
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016
 
  №1,2 - 2016
 
 
  №7,8 - 2015
 
  №5,6 - 2015
 
 
  №4 - 2015
 
  №3 - 2015
 
 
  №1,2 - 2015