Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Парламентская этика – путь к успеху политика

За годы существования Государственной Думы РФ в ее стенах много говорилось о том, что депутатам необходим Кодекс парламентской этики (кодекс чести, кодекс поведения), но Комиссия Государственной Думы по этике создана впервые. Интерес к поведению депутатов – явление не новое. Грубость по отношению к коллегам, некорректные высказывания и вызывающее, неадекватное поведение депутатов – достаточно частый сюжет телепередач.

Проблема действительно серьезна и важна – и не только с точки зрения того, что происходит в стенах Думы, на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации и даже не только на территории России. Мы все работаем и взаимодействуем с коллегами в межпарламентских группах, нередко выезжаем в другие страны, к нам довольно часто приезжают зарубежные коллеги. Обмен опытом по вопросам регулирования поведения депутатов, парламентариев, конгрессменов, сенаторов во время наших контактов с представителями разных стран, конечно, необходим нам для того, чтобы на основе полученных знаний создать свой кодекс. При этом мы понимаем, что нельзя списать правила зарубежных парламентов: у каждой страны, каждой нации, каждого парламента свой менталитет, свои нормы поведения.

Сейчас парламентарии стали заниматься своим непосредственным делом – законотворчеством. Вместе с тем отношения между депутатами, отношения депутатов с избирателями, с представителями органов исполнительной власти, а также со своими коллегами в субъектах Российской Федерации оставляют желать лучшего. Это показала практика работы Комиссии по этике: за два с половиной года в нее поступило более 500 заявлений, жалоб и предложений самого разного характера – от доброго совета до желания привлечь депутата к уголовной ответственности.

Комиссия по этике, утвержденная постановлением Государственной Думы 12 апреля 2000 года, обрела свой самостоятельный статус, мы убедились в своевременности и важности данного решения. Об этом свидетельствует интерес, проявляемый к работе нашей комиссии, прежде всего, самими депутатами, комитетами, депутатскими объединениями Государственной Думы, различными государственными и общественными организациями, средствами массовой информации. С каждым днем укрепляются взаим­ные контакты и связи с аналогичными комиссиями законодательных собраний регионов России. Но более всего радует неподдельная заинтересованность избирателей в работе комиссии. Это придает ее деятельности особый смысл и является большим стимулом к работе.

Учет оценок и предложений, изложенных в письмах, помогает успешно осуществлять полномочия и реализовывать основные направления деятельности комиссии: разработку правил депутатской этики, подготовку перечня мер воздействия на депутатов Государственной Думы, нарушивших правила депутатской этики; рассмотрение нарушений депутатами общепринятых правил взаимоотно­шений, проявляющихся в использовании в своих выступлениях грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству других депутатов Государственной Думы и иных лиц; рассмотрение жалоб избирателей, связанных с нарушением правил депутатской этики. Вместе с тем задача Комиссии – стать институтом моральной защиты депутата, коллективной моральной экспертизы и консультирования в ситуациях морального выбора, в которые непременно вовлекается практически каждый депутат.

Страна, вступившая в новое тысячелетие, несомненно, должна и обязана использовать весь многообразный арсенал средств, находящихся в ее распоряжении, для улучшения жизни российских граждан. Надежды общества во многом связаны с повышением роли представительной российской власти, которая в последнее время демонстрирует себя как состоявшийся политический институт.

В настоящее время, на наш взгляд, нет важнее задачи, чем укрепление гражданского общества в России. Формирование системы парламентской этики в России должно ускорить восприятие российским обществом депутатства как важнейшего фактора политической жизни. Обществу далеко не безразлично, в чьих руках находится власть, какими нравственными качествами обладают депутаты. В парламент пришли люди разного уровня: как со средней школой, как и академики.

Они должны знать, что депутатская деятельность – тяжелейший труд, что депутат должен быть очень образованным человеком. Разбираться во всех отраслях, от сельского хозяйства до космоса, все знать, все правильно оценить и правильно голосовать.

Российские депутаты, размышляющие о ценностях и нормах своей профессии, тоже находятся на перепутье. Им тоже предстоит выбор того или иного отношения к проблемам своей профессиональной этики. Прогноз каждого из вариантов своего понимания природы и путей развития парламентской этики нашему депутатскому корпусу предстоит написать самому. Этические проблемы – это проблемы не только культуры общения.

Мы видим отношение к депутатам со стороны средств массовой информации: одного депутата упорно поддерживают, а другого– во время избирательной кампании или парламентской деятельности замалчивают. Это тоже осложняет отношение между депутатами.

Когда более всего нарушаются нормы поведения? Во время избира­тельной кампании, потому что здесь сталкиваются разные политические силы. Сложно добиться хороших отношений между депутатами, потому что на этапе избирательной кампании в условиях существования разных партий, в том числе самых полярных, они вступают в борьбу далеко не этического характера.

Парламент – это место встречи оппозиционных сил. Если здесь все промолчат и примут законы, которые практически не принесут реальной пользы в ближайшие годы, то с чем депутат придет к избирателям?

Этические нормы имеют большое значение и в плане обращения депутатов друг к другу, и в плане оценки их деятельности, и в плане того, например, что депутат не присутствует на заседании. По трудовому кодексу отсутствие на работе – повод для увольнения, а у нас есть такие депутаты, которые из трех лет своей депутатской деятельности два года не присутствуют на заседаниях. Два года «числятся».

Как известно, законодательная власть как специфический институт со своими целями и задачами неспособна сколько-нибудь эффективно действовать без оснащения ее суммой правил, норм и регламентов действий. Такие процедуры, нормы и правила заданы в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также Регламенте Государственной Думы.

Однако все эти правовые, административные и технико-организационные нормы касаются прежде всего парламентского и законодательного права и, к сожалению, не сопряжены с моральными нормами, моральным мировоззрением депутатов.

Вот почему особое внимание мы сегодня должны обратить на этические ценности и нормы деятельности депутатов. Мы также должны наметить пути их формализации, сведения норм в целостный этический кодекс парламентского поведения. По мнению Комиссии Государственной Думы по этике, будущий этический кодекс должен быть создан на следующих основаниях:

Во-первых, в нем должны быть учтены национальные традиции политической культуры. Конечно, при составлении кодекса необходимо опираться на первые ростки собственного опыта нравственного регулирования конфликтов в депутатском корпусе, включая опыт Комиссии Государственной Думы по этике и аналогичных комиссий местных законодательных органов. Положительный опыт имелся и в работе дореволюционного российского парламента, Верховного Совета СССР и РСФСР.

Во-вторых, кодекс должен стать итогом морального нормотворчества самих депутатов – тех, кому предстоит исполнять эти нормы.

В-третьих, наряду с обязательствами депутатов непременно следует учесть нравственные требования к депутатам со стороны избирателей, общества в целом. Обязательства и требования надо соединить так, чтобы они действовали как единые нормы.

В-четвертых, кодекс не должен быть ни тщательно расписанной инстру­кцией, ни дисциплинарным уставом. Наш будущий этический кодекс должен стать подспорьем для самооценки депутатами своей деятельности.

В-пятых, кодекс – не инструкция, однако без сформулированных в нем стандартов, правил, требований и образцов нам, по-видимому, не обойтись. Ведь с их помощью нам предстоит пресекать имеющие место в депутатской среде факты оскорбительных высказываний, грубости, нетерпимости к чужому мнению, развязности, лоббирования и коррупции.

Создавая такие стандарты, модели и правила, мы предлагаем депутатам некоторые моральные ориентиры.

Кодекс парламентской этики должен быть разработан в целях содействия эффективной законодательной деятельности депутатов Государственной Думы, установления основ поведения парламентариев и обеспечивать в соответствии с общепринятыми этическими нормами уважение к российскому парламентарию, а также его высокий авторитет в обществе, порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.

В кодексе найдут свое отражение следующие направления:

правила парламентской этики на заседаниях палаты, в комитетах и комиссиях;

правила парламентской этики при работе с избирателями;

правила парламентской этики во взаимодействии парламентариев с государственными органами и должностными лицами;

правила парламентской этики по взаимодействию со средствами массовой информации;

правила парламентской этики в ходе пребывания в иностранных государствах и встреч с иностранными гражданами;

финансовые и имущественные требования к парламентариям;

правила взаимоотношения парламентариев с работниками аппарата Государственной Думы;

организация работы и полномочия комиссии Государственной Думы по этике.

Без "Кодекса парламентской этики депутата" парламентарии лишены "руководства к действию", а избиратели - критериев оценки поведения тех, кто представляет их в парламенте.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2002 №5-6 (47-48)»
О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем
Подрегламентные акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива
Реформирование судебной системы Казахстана: реальность и перспективы
Женское измерение безопасности России: решения ООН и вашингтонские встречи
Обращение ветерана к власти
О правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона (часть 1)
К вопросу о понятии юридической техники
Перспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России (часть 1)
Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ
Новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)
Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти
На вопросы отвечают адвокаты Адвокатского бюро «Брагинский и партнеры»

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №1 - 2017
 
  №7,8 - 2016
 
 
  №5,6 - 2016
 
     
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016
 
  №1,2 - 2016
 
 
  №7,8 - 2015
 
  №5,6 - 2015
 
 
  №4 - 2015
 
  №3 - 2015
 
 
  №1,2 - 2015