Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ГИДРА ТАКАЯ - КОРРУПЦИЯ? ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ю.Л. ВОРОБЬЕВЫМ

1.                  Юрий Леонидович, в чем причина того, что уже в течение длительного периода времени наше государство бьется с коррупцией и никак не может ее победить. Что же это за гидра такая?
 
Проблема коррупции – удел не только нашей страны. На Руси она была распространена всегда. Свободной от коррупции Россия не была даже в эпоху сталинского тоталитаризма.
Речь о другом, о масштабах и формах ее проявления. Когда коррупция порождает кризис системы управления и становится системой отношений в обществе, для борьбы с ней требуются серьезные меры и волевые решения.
Очевидно, что коррупция стала угрозой для безопасности  государства. Именно поэтому, практически на протяжении всего 2008 года велась многоплановая законотворческая и организационно-подготовительная работа по созданию полноценной,  системной основы для противодействия коррупции.
Практика антикоррупционной борьбы показала, что она может быть эффективной только при условии ее системности. Сегодня мы говорим об антикоррупционной политике как   системе взаимосвязанных приоритетов и мер борьбы с коррупцией, включающих политические, законодательные, экономические, психологически-стимулирующие компоненты.
19 мая 2008 года на совещании по проблемам противодействия коррупции Президент Российской Федерации определил необходимость разработки в самый короткий срок Национального плана противодействия коррупции (далее – Национальный план). На том знаменитом совещании Президент России обозначил коррупцию как одну из наиболее существенных угроз, которая «разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься». В данном определении впервые была дана оценка коррупции с политической точки зрения, показана вся вредность и опасность данного явления для российского общества.
А сравнение коррупции с гидрой я бы трактовал по-иному. Есть у этого слова, помимо древнегреческой мифологии, другая трактовка с переносным смыслом: «Гидра – враждебное тайное движение, борьба с которой требует много сил и времени». Вот то же самое и с коррупцией.
 
2.                  Расскажите о мероприятиях по законодательному обеспечению противодействия коррупции, проведенных в 2008 году.
 
 Прежде всего, надо отметить, что в соответствии с Указом Президента от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана.
 2 июля прошлого года Д.А. Медведев принял участие в заседании Совета законодателей, на котором рассматривались проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции, и был обсужден проект Национального плана.
 Еще тогда Д.А. Медведев подчеркнул, что в новый год страна должна войти с современным и эффективным антикоррупционным законодательством.
В заседании приняли участие члены Совета Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, руководители силовых ведомств, представители Правительства Российской Федерации, Конституционного и Верховного судов, Генеральной прокуратуры, полномочные представители Президента России в федеральных округах и члены Общественной палаты. Одним словом, участвовали все ответственные за реализацию Национального плана.
К тому времени серьезный антикоррупционный потенциал был уже заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. А 31 июля 2008 года Президентом России утвержден Национальный план противодействия коррупции.
 
3.                  Неужели мы близки к тому, чтобы победить коррупцию и покончить с этим явлением навсегда?
 
Об этом говорить пока рано. В Национальном плане противодействия коррупции отмечается, что «несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации».
 Фактически, Национальный план стал существенным дополнением ранее принятых документов, придав борьбе с коррупцией новое качественное значение – системный подход.
 
4.                  Будьте добры, расскажите подробней и конкретнее о Национальном плане противодействия коррупции.
 
В Национальном плане – четыре раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения.  
Первый раздел плана – сугубо юридический, посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
Он  включает предложения, касающиеся профилактики коррупции, указания о необходимости развития института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства. Здесь же  определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Впервые предложено внесение изменений в законодательство РФ, касающихся административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также внедрение процедуры дисквалификации в качестве административного наказания. По сути, в этом предложении отражены те обязательства, которые приняла Россия в 2006 году после ратификации Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
В разделе I  впервые внесено предложение об уточнении требований к разным категориям государственных и муниципальных служащих, а также о возложении дополнительных запретов и ограничений при их приеме на работу.
Второй раздел этого документа содержит комплекс мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, среди которых: регламентация процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, административными регламентами и вопросы антирейдерства; совершенствование правосудия. В этом же разделе предложен ряд мер по улучшению функционирования государственного аппарата: контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны института гражданского общества, передача функций государственных органов в негосударственный сектор, контроль имущественного положения государственных и муниципальных служащих и меры по предотвращению конфликта интересов.
В третьей части плана даются предложения по формированию антикоррупционного стандарта поведения, которое должно сопровождаться правовым просвещением, повышением профессионального уровня юридических кадров, активной работой средств массовой информации и общественных организаций.
В четвертой части Национального плана руководителям федеральных государственных органов, в пределах их компетенции, предложено разработать и принять свои планы противодействия коррупции. Такая работа проводилась и в Совете Федерации.
 
5.                  Что является принципиальным отличием Национального плана от ранее принимавшихся аналогичных документов?
 
Прежде всего, принятый Национальный план консолидирует в борьбе с этим опасным социальным явлением все институты государства и общества. Его принципиальное отличие от предыдущих документов такой направленности состоит в том, что практически впервые задача противодействия коррупции ставится не только перед правоохранительными, но и перед всеми государственными структурами. Для каждой из ветвей власти определены четкие направления действий и ответственность за их осуществление.
Во исполнение Национального плана 3 октября 2008 года Президент России внес в Государственную Думу пакет антикоррупционных законопроектов, в который вошел законопроект «О противодействии коррупции», поправки в ФКЗ «О Правительстве РФ» и два законопроекта, вносящих изменения в целый ряд федеральных законов.
В октябре прошлого года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении Национального плана противодействия коррупции» с тщательным обсуждением этих законопроектов и перспектив законодательного обеспечения борьбы с коррупцией. Участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что антикоррупционный пакет законов отражает насущные преобразования в системе государственного управления и местного самоуправления, является важным шагом в совершенствовании российского антикоррупционного законодательства, приведении его в соответствие с международными стандартами в этой сфере.
Совету Федерации было рекомендовано организовать мониторинг применения антикоррупционного законодательства; разработать систему мер, направленных на усиление парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства; совершенствовать механизм и порядок проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов.
Следует упомянуть, что проблема коррупциогенности законодательных документов была предметом дискуссии и на парламентских слушаниях Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и окружающей среде 18 декабря 2008 года по теме: «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства». Комитетам и комиссиям Совета Федерации было рекомендовано перед первым чтением законопроектов провести их предварительную антикоррупционную экспертизу.
 
6.                  При каком условии наше общество сможет преодолеть коррупцию?
 
В своем послании от 5 ноября 2008 года  Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев еще раз отметил, что для «свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция». Это не образное выражение. По его же словам «действовать по этой проблеме нужно разумно, жестко и последовательно». Если коротко, то это ответ на Ваш вопрос.
Внесенный Президентом Российской Федерации «пакет антикоррупционных законов» 22 декабря 2008 года одобрен Советом Федерации.
25 декабря 2008 года Президентом России подписан Федеральный закон «О противодействии коррупции». В нем впервые в отечественном законодательстве дается юридическое толкование понятию «коррупция», устанавливаются основные принципы противодействия этому явлению, определены правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней.
В этом законе, по сути, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции.  Ужесточается ответственность за коррупционные преступления.  Силовое противодействие коррупции оправдано, если оно демонстрирует неизбежность наказания за противоправные действия.
Особенно важно выявление и пресечение коррупционных проявлений в таких социально значимых сферах, как расходование бюджетных средств, управление и распоряжение государственной собственностью, приоритетные национальные проекты. Практика показывает, что именно здесь чаще всего допускаются нарушения законодательства о противодействии коррупции. Вместе с тем, необходимое внимание придается и профилактике коррупционных правонарушений.
Законом вводятся дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих, осуществляемые путем совершенствования структуры государственного управления, а также функций и полномочий органов государственной власти.
Хочу подчеркнуть, что коррупцию нельзя преодолеть одним только совершенствованием законов. Более значима действенность самих  этих законов. До тех пор, пока в нашем обществе доминирует неумение и нежелание применять действующие законодательные нормы в отношении коррупционеров, положительного результата в противодействии коррупции не будет. Это и есть залог успеха в борьбе с  коррупцией.
 
7.                  Какие еще законы входят в антикоррупционный пакет, и какие действия Совет Федерации предпринял для выполнения Национального плана и принятых законов?
 
Как уже говорилось, Федеральным Собранием приняты, а Президентом Российской Федерации подписаны и три других закона из «антикоррупционного пакета»:
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации».
Надо отметить, что в целях выполнения Национального плана противодействия коррупции и принятого «пакета антикоррупционных законов» 29 декабря 2008 года Советом Федерации утвержден План мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания по противодействию коррупции на 2009-2010 гг.
С принятием указанного Плана к моим обязанностям присоединился контроль за исполнением Плана мероприятий по противодействию коррупции.
 
8.                  Юрий Леонидович, примите мои поздравления и сочувствие. Это довольно ответственное и трудно выполнимое поручение. С чего думаете начать работу?
 
Спасибо. Искренне рад за поддержку.
Начнем с создания механизмов реализации Плана мероприятий Совета Федерации.
И поскольку коррупцию легче предупредить, чем искоренить, нами будут, в первую очередь, усовершенствованы такие превентивные меры противодействия коррупции как мониторинг федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации и антикоррупционная экспертиза законопроектов.
На ближайшей весенней сессии будет проведен анализ нормативных правовых актов Совета Федерации в целях подготовки необходимых изменений, связанных с принятием антикоррупционных законов, в Регламент Совета Федерации и другие законодательные акты.
И далее, как говорится, без остановок до конечной станции – подведения итогов в 2010 году.
                                   Беседовал Ю.С. Игнатов

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2009 №2-3 (89-90)»
БОРЬБА С ВЛИЯНИЕМ «ТЕНЕВОГО ПРАВА» НА ПРАВОСОЗНАНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН И НА СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (часть 1)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1993 ГОДА И АМЕРИКА (ч. 3)
КОНСТИТУЦИИ РФ 15 ЛЕТ: КАК ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЛИ В США
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЗДОРОВЬЕ: КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НЕКОТОРЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ
ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА: ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ПРОСТУПОК
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ТАЙНУ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА ОГРАНИЧЕНИЯ
ПРИЗНАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕССЫ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЕВРОПА ВЫБИРАЕТ ЛУЧШЕЕ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ ХУЖЕ РОССИЙСКИХ
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ (ч. 2)
XXI век - МОНОЦЕНТРИЗМ ДЕМОКРАТИИ ИЛИ ПОЛИЦЕНТРИЗМ ИРИКРАТИИ?
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПЛАКСИЯ С.И. «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ». — М.: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА. 2008
ОДКБ В РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ РОССИИ В ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: Круглый стол ИГП РАН (обзор материалов - ч. 4)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗ ИСТОРИИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ УИЛЬЯМА ФОЛКНЕРА. Уильям Фолкнер. ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ РИСУНКОВ УИЛЬЯМА СПРЭТЛИНГА «ШЕРВУД АНДЕРСОН И ДРУГИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КРЕОЛЫ»

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

Демократическая правовая Россия

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №1 - 2017
 
  №7,8 - 2016
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016
 
     
  №1,2 - 2016
 
 
  №7,8 - 2015
 
  №5,6 - 2015
 
 
  №4 - 2015
 
  №3 - 2015
 
 
  №1,2 - 2015
 
  №7,8 - 2014
 
 
  №5,6 - 2014