Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Интервью-беседа Ректора МГУКИ Р.Г. Абдулатипова, лауреата Премии Правительства РФ в области культуры 2010 года с главным редактором журнала «Представительная власть - XXI век» А.П. Любимовым

Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович, доктор философских наук, профессор, ректора МГУКИ, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры.

Ключевые слова: культура, политика, власть, право, закон, культурная политика, учреждения сферы культуры

Аннотация. Культура как определяющий фактор развития России в XXI веке. Интервью-беседа Ректора МГУКИ Р.Г. Абдулатипова, лауреата Премии Правительства РФ в области культуры 2010 года с Главным редактором журнала «Представительная власть - XXI век» А.П. Любимовым.

От редакции: Фундаментом для экономического успеха страны являются идеология, культура, образование. В российской культуре наблюдается кризис духовности, который не способствует процветанию нашего государства. Жизнь ставит новые вопросы:

· Каковы перспективы развития культуры в России?

· Как обеспечить устойчивое развитие культуры народов многонациональной, многоконфессиональной России?

· Каковы методология и методы сохранения и развития культурного потенциала России?

· Каковы стратегические вопросы культурной политики РФ?

· Существует ли взаимосвязь между культурной и национальной политикой?

В своём интервью Рамазан Абдулатипов, Ректор Московского государственного университета культуры и искусств, Председатель Ассамблеи народов России, доктор философских наук, профессор, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры 2010 года, даёт развёрнутые и очень искренние ответы на самые актуальные и жизненно важные для каждого гражданина России вопросы.

I. Рамазан Гаджимурадович, Вам, как российскому учёному и государственному деятелю, всю свою жизнь посвятившему изучению культурных, этнических проблем и возглавлявшему в самое сложное для страны время Палату национальностей Верховного Совета РСФСР-РФ, Министерство национальностей РФ, удалось много воплотить на практике. Благодаря Вашей подвижнической деятельности были приняты такие документы, как Федеративный Договор, Концепция государственной национальной политики РФ и многие другие. Сейчас Вы возглавляете головной ВУЗ культуры страны. Какова, на Ваш взгляд, роль культуры в развитии России в XXI веке?

Конец XX - начало XXI веков, его экономические катаклизмы и социальные потрясения, с новой силой высветили подлинную значимость культуры как определяющего фактора развития цивилизации, важнейшей сферы жизнедеятельности человека, нации, общества и всего человечества. Для выполнения своей национальной и международной миссии России, как великой культурной державе, необходимо в новых исторических условиях сохранить потенциал культурных ресурсов и обрести свою культурную идентичность. Утрата ценностных ориентиров и смысла бытия – базовая причина кризисного состояния многих сфер жизнедеятельности россиян. И тут никакая демократия, и никакая рыночная экономика не помогут.

Необходимый ответ и соответствующий выход из всё явственнее обозначающегося кризиса может дать только культура. Отсюда и актуальность изучения состояния ресурсов российской культуры, обеспечения их преемственности и воспроизводства. Соответственно, и постановка вопроса о наступлении в Российской Федерации эпохи культуры означает необходимость разработки и реализации в нашей стране главного национального проекта – проекта культуры. Для этого важно фундаментально осмыслить состояние и перспективы ресурсов российской культуры. Именно ресурсы культуры, по нашему мнению, способны обеспечить России стабильность, жизнеспособность и перспективы развития в новых исторических условиях. Для стабильной страны, стабильной экономики нужна соответствующая культура.

Социально-культурная динамика ресурсов российской культуры определяется ныне взаимодействием традиционной, ценностной культуры и функциональной, «мозаичной» культуры информационной эпохи. Наблюдаются тенденции роста «мозаичности», «разорванности» культуры, что снижает возможность использования культурных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности человека, их способность формировать логико-смысловую целостность культуры и духовно-ценностное единство общества. Отсюда и значимость сохранения и возрождения в России традиционных философско-гуманистических подходов к пониманию духовного смысла бытия, достижения таких пределов и векторов социодинамики культуры и культурных процессов, которые позволили бы избежать разрушения и синхронической (пространственной) и диахронической (временной, исторической) целостности культуры.

2. Нужно ли сохранять национальные особенности, специфику и колорит в условиях глобализации? Не произойдёт ли унификации, усреднение культур в условиях глобализации? Каково влияние глобализации на культуру малых народов России?

Глобализация – это, прежде всего, финансовый, экономический и социальный процесс.

Вместе с тем, глобализация и современное развитие, в целом, выдвигают на качественно новый уровень развитие культуры. Расширяется информированность о культурах различных стран. Телевидение, радио, компьютерная, телефонная и мобильная связь практически стирают границы между государствами. Только иностранным, в основном, культурно-познавательным туризмом ныне ежегодно охватывается свыше 800 миллионов человек.

Большие перемены происходят и в самом развитии культуры. Культура сегодня вышла за узкие рамки элитных слоёв населения. Параллельно с ростом грамотности и развитием науки происходит процесс демократизации культуры и её влияния на всё более широкие массы населения, меняется само понятие культуры, она становится неразрывной составной частью социально-экономического развития. И, вместе с тем, на наших глазах продолжаются, а порой и обостряются конфликты между представителями различных культур, этнических и религиозных групп, происходит деградация морально-нравственных ценностей, а нередко и сознательное искажение и принижение культур, традиций и истории ряда народов.

Поэтому неслучайно в последнее время проблемы сохранения национальных культур, их разнообразия оказались в центре внимания многих государств и мировой общественности. Многие государства, а также культурная и научная общественность мира стали проявлять повышенную тревогу в связи с возрастающим негативным воздействием глобализации на национальные культуры, на их разнообразие, на многоязычие. Здесь, как нигде более, задействован человеческий фактор. Поэтому культура - одна из сфер наиболее чувствительных к мировым процессам и, в частности, к процессу глобализации со всеми её позитивными и негативными проявлениями. В это же время зарождается концепция неизбежного всемирного «столкновения цивилизаций» (clash of Civilizations), то есть культур.

Основатель и разработчик этой концепции – влиятельный американский политик, занимавший высокие посты в Госдепартаменте и в Национальном совете безопасности США, Сэмюэл Филлипс Хантингтон. Почему «неизбежного» - никто доказательно не объяснил.

В процессе многовекового развития конфликты на культурной и религиозной почве неоднократно имели место: достаточно вспомнить походы крестоносцев якобы для освобождения «гроба господня», конфликты между католиками и протестантами и т. д., но они перекрывались процессом взаимного познания, сближения и взаимообогащения культур. Тем не менее, концепция неизбежного «столкновения цивилизаций», по сути призванная оправдывать военные конфликты между цивилизациями и культурами, получила широкое распространение. Естественно, она была воспринята крайне негативно целым рядом государств, прежде всего, мусульманского мира. И так же естественно, что у многих руководителей государств, культурной и научной общественности стали появляться контрпредложения о развитии человеческой цивилизации по пути не противопоставления культур и их столкновения, а по пути улучшения взаимопонимания между ними. Это особенно наглядно проявилось в ЮНЕСКО – высшем форуме системы ООН в области культуры и крупнейшем интеллектуальном форуме планеты.

Впервые за последнее время представители многих стран, как правило, в ранге министров - от имени своих правительств, на сессиях Генеральной конференции, Исполнительного совета, на других форумах стали выражать серьёзную обеспокоенность по поводу сохранения, а порой даже выживания своих культур.

Многие из них подчеркивали, что процесс глобализации, который в основе своей носит финансово-экономический характер, и, по существу своему, формируется крупнейшими транснациональными корпорациями, всё более подрывает экономические и политические позиции ряда государств, а сферу культуры и образования различных стран мира пытаются подчинить единым стандартам, разработанным в мозговых центрах этих корпораций, нанося тем самым ущерб самобытности культур.

Особый удар наносится по многоязычию. Резко сужается круг языков международного общения, и, в результате, многие из них постепенно выводятся из жизни мирового сообщества. Тысячи языков, являющихся средством повседневного самовыражения, исключены из систем образования и средств информации. В мире начинает доминировать один язык, за которым следует одна культура. Сохранение разнообразия родных языков, главных хранителей цивилизаций, преподносится как вчерашний день. При ныне существующих темпах как бы незаметного уничтожения родных языков, как показывают исследования ЮНЕСКО, из ныне существующих в мире примерно 7.600 языков, более половины находятся на грани исчезновения и могут прекратить своё существование навсегда, а ведь исчезновение даже одного языка означает невосполнимую потерю для всей мировой цивилизации.

Поэтому проблемам сохранения разнообразия культур в мире уделяется с каждым годом всё больше внимания.

Сохранение национальных культур и культурного разнообразия не под силу только учреждениям культуры. Это дело, прежде всего, государства, его политики. Важнейшая роль здесь принадлежит учреждениям образования, начиная с детского садика, где нередко впервые встречаются дети разных рас, национальностей и вероисповеданий. Основа же закладывается в школе, и, главным образом, в высших университетских учреждениях, где готовятся кадры будущих руководителей всей системы власти, разрабатываются проблемы науки, формируется мировоззрение человека, его морально-нравственные устои, готовятся педагогические кадры для всей системы образования и воспитания, осуществляется работа по переподготовке кадров и образованию в течение всей жизни.

Огромная роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь, - телевидению.

Богатство национальных культур и цивилизаций, разнообразие языков - выразителей этих культур – это самое большое достояние и ценность, которые имеет человечество, и наша святая обязанность сохранить и приумножить его для нынешнего поколения, для наших детей и внуков.

3. Как отражаются на культурных процессах изменения, которые произошли и происходят в политике, экономике, управлении обществом?

По-прежнему важна роль государства и государственной политики в культурной сфере. Без патерналистской роли государства не обойтись и системе образования в сфере культуры. Так, благодаря усилиям Министерства культуры РФ, в ней сохранились все учебные заведения среднего, средне-специального и высшего образования, а также сеть театров, хотя у нас в расчёте на 1 млн. человек – 3,2 театра, а в Австрии – 24, во Франции, Великобритании, Японии – более 8. В нашей стране функционируют 44 тыс. учреждений культурно-досугового типа, 870 музеев, 2 тыс. школ искусств. Сегодня на повестке дня – задачи обновления содержания и форм их деятельности.

Говоря о государственном патернализме, о финансировании культуры, важно оценить, какую культуру мы финансируем, способны ли они окультуривать экономику, технологии, информационные системы. Но при этом важно понимать, что даже в условиях рыночной экономики культура не является в полной мере экономической категорией.

Кроме того, важно, чтобы власть, бизнес, общество, наконец, сами граждане осознали тот факт, что культура – это не только сфера духовного производства (как принято говорить, надстройка), но и важнейшая составная часть, атрибутивное измерение, имманентное качество всех сфер жизнедеятельности человеческого сообщества. Культура, её ресурсы способны влиять и, бесспорно, влияют на социально-экономическое и политическое развитие страны.

В данном случае мы ведём речь о культуре и её ресурсах как об опыте и основах создания новых способов социального бытия людей и социума в целом. Скорости экономических, политических и культурных процессов должны быть внутренне скоординированы, а, в идеале, – должны совпадать в социальном бытии людей и социумов.

Для формирования культурной среды, которая была бы способна инициировать более эффективную экономику, необходим качественно другой духовный настрой нации. И для этого нужна качественно новая модель культуры, которая была бы способна материализовать свои культурные символы и смыслы в экономике и в политике, пробуждая новые, инновационные ментальности. В историческом измерении развития России, как государства, мы можем проследить роль ресурсов культуры на разных этапах её становления.

Так, реформы Петра I – это не только преобразование экономики, техники, армии и флота, но и становление качественно нового уровня культуры и образования, которым великий реформатор придавал определяющее значение. Порой даже в ущерб русской культурной самобытности он переструктурировал многие первичные знаки, символы и смыслы культуры и интегрировал Россию в европейское культурное пространство. Царь Николай I, который правил в «золотой век русской культуры», наоборот, делал всё, чтобы ограничить роль культуры и влияние творческих людей в обществе. Высказывание царя о том, что «нам нужны не гении, а нужны верноподданные», выражает подлинное отношение государя к своему народу. Пример этого отношения – величайшего мыслителя того периода П.Я. Чаадаева после «Философских писем» «высочайшим повелением» царя было решено считать сумасшедшим. В результате подобной политики, борьбы с культурой политический режим становился всё более реакционным, упал престиж Российского государства в Европе. Может быть, здесь кроются и причины многих кризисов и революций XX века. Последующий исторический опыт показал: Россия, как великая страна, как мировая держава, как великий народ исторически обозначает себя и своё величие, прежде всего, достижениями культуры и искусств. И главные имена России – это выдающиеся творцы культуры, искусства, литературы, философии, науки.

Динамичная и мобильная культура с традиционными корнями и устремлённая в будущее новыми смыслами становится существенным и эффективным фактором инновационного развития экономики России и модернизации государства в целом.

Важно подчеркнуть, что базовыми ценностями для русского культурного пространства выступают идеалы красоты и духовности. И вечное стремление служить красоте, добру, справедливости – квинтэссенция этой духовности. Принцип русской духовности – это сохранение не только культуры, языка, традиций, но и «целостности Русской земли». Русская культура исторически выступала как главная объединяющая сила социального бытия людей, в т.ч. и многонациональной страны в целом – даже когда государство и церковь слабели.

Анализ русской культуры показывает, что вся она пропитана философским содержанием, вечным поиском смысла жизни, божественного духа. Музыка Чайковского, Рахманинова, Скрябина, поэзия Пушкина, Тютчева, Волошина, Ахматовой, романы и повести Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова имеют глубочайший философский смысл.

Ресурсы культуры России – это ресурсы, которые зиждутся на идеалах правды, добра, красоты и любви.

Но этот потенциал неоднократно вымывался в истории России, и отсюда их недостаточно эффективное влияние на обустройство жизни людей, что приводило страну к кризису, революционному состоянию. В новых исторических условиях важно сохранить и обеспечить воспроизводство ресурсов культуры России.

4. Каков социальный заказ современного российского общества на культуру, какой культурной политике призвано следовать государство, чтобы обеспечить свой культурный суверенитет?

Отношение к своим гражданам, соотечественникам, к государству, к Родине – важный показатель культуры человека, власти и общества.

В современных условиях недостаточна только лишь историческая оценка культуры как памяти и опыта прошлого, не менее важно оценить культуру и как феномен настоящего, и как основу перспективного будущего.

Мы в современной России должны сформировать культуру как идеологию развития страны в XXI веке.

Для модернизации страны нужен качественно иной «культурный костяк», который был бы способен преодолеть духовный кризис, кризис смыслов и ценностей. И, прежде всего, здесь нам поможет культурно-историческое наследие, осмысленный опыт ресурсов Российской культуры.

Расслоение современного российского общества на «хозяев» и «рабов», на «элиту» и «вспомогательный персонал» важно не доводить до разделения по смысловому содержанию «двух культурных сред», где для одних – «элитарная» культура, а для других – «массовая» культура. Теория «одна нация – две культуры», которую проповедовал Ленин, уже однажды привела к революции. Необходимо остановить рост дезинтеграционных процессов в российской культурной сфере, возрастание тенденций замкнутости этнонациональных культур и регионального «культурного сепаратизма», снижение интеграционных функций и ресурсов российской культуры, разрыхление единого культурного пространства России. В этом мы видим долг и ответственность, прежде всего, интеллигенции, в т.ч. и коллективов ВУЗов культуры и искусств, которые более чем другие – по индикаторам культурных предпочтений студентов – чувствуют остроту проявления этих кризисных явлений в молодежной культурной среде.

Выход только в одном: необходимо возродить потенциал духовных идеалов как движущих основ российской культуры, политики, экономики и социального бытия людей.

Важно превратить культуру, основанную на духовных идеалах, в идеологию развития страны. При этом культура, которая трактуется не как абстракция, а как реальное воплощение духовных идеалов истины добра, красоты и любви, как идеалов на практике, и поведёт человека и общество к самосовершенствованию и восхождению по ступеням прогресса, утверждая «волю к жизни» человека, народа, государства. Д.С. Лихачев характеризовал культуру как духовный базис общенационального бытия. Вне культуры история народа лишается смысла.

Кремниевую (или силиконовую) долину мы сможем построить, если мы создадим новую инновационную культурную среду, которая была бы способна инициировать соответствующее социально-культурное бытие людей.

Государство, власть, бюрократия будут способны на организацию инновационной политики и модернизации, если они будут воздействовать на реализацию организационно-управленческих ресурсов на практике в соответствии с требованиями и традициями культурной среды многонационального народа России. Эти и другие моменты сохранения и воспроизводства ресурсов культуры России, принципы культурной политики, уверен, будут отражены в новом Законе о культуре, который готовит Комитет по культуре Государственной Думы.

Именно культура, основанная на традиционных духовных идеалах человека и общества, должна стать главным ресурсом, идеологией современной жизни людей – культура не только как совокупность художественных достижений во всех видах искусства, но и как опыт гуманизации человека и одухотворения практики социального бытия людей. Россия накопила огромные ресурсы и в этом плане.

5. Каковы должны быть, на Ваш взгляд, основы культурной политики? Какова миссия культурной политики России?

Миссия культурной политики — очистить и охранить свои источники. Внутренние источники культуры являются базовыми, со своими смыслами, ценностями, установками, а «чужие смыслы» играют вторичную роль.

Организация и самоорганизация – это факторы, способные концентрировать опыт социального бытия индивидов в социуме. Организационная форма построения жизни упорядочивает и создает основания культуры, самобытность опыта социального бытия, в результате чего население превращается в народ, а народ в нацию, начиная себя самоутверждать, в том числе в имперских, националистических формах.

В России следует понять, что российский субъект теперь должен быть занят созданием культурной среды, основанной на идеалах истины, добра, красоты и любви в своей Державе, сохраняя многообразие, но формируя единство российской нации. Это можно осуществить только на основе самоорганизации и развитии социальных институтов. Культурные основания должны создавать российскую нацию, россиян с соответствующей культурной средой, где поощряется как самобытность, так и целостность. Нужна культурная среда, способная создавать эту целостность, обеспечивая устойчивость российского общества.

На всех уровнях власти задача едина, которая формируется на общих культурных основаниях. Феномен российской идентичности и российского общежития формируется и воспроизводится, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку. Отсюда постоянные и высочайшие требования к владению русской культурой, русским языком.

Использование русского языка должно стать обязательным для получения российского гражданства. Справедливо и обратное: неиспользование — лишение гражданства. При этом русская культура и русский язык должны быть ядром российской культуры, не перекрывая истока самобытного развития всех национальных культур страны, а играя роль генератора их развития. Послабление в этих вопросах приведёт к бессмысленности любых иных действий по сохранению России. Культуры народов России, базируясь на культурных основаниях русской культуры, могут обрести общероссийские культурные смыслы и культурную идентичность.

Мы уже пришли к выводу, что наше будущее зависит от обращённости к собственным источникам, к собственным культурным основаниям. Поэтому право народов страны на самоопределение могло бы быть заменено в современных условиях на право народов на культурную самобытность, самоопределение. Смута и хаос постсоветского периода лишили наши народы традиционных культурных оснований, которые заложены в самобытном опыте социального бытия конкретных народов и совместного опыта социального бытия многонационального народа Российской Федерации.

6. В прошлом году Московский государственный университет культуры и искусств стал инициатором Первого Московского форума культуры (I МФК). В этом году, традиционно, 1 июля состоится Второй Московский форум культуры. Каково его предназначение?

Московский форум культуры с базовой темой «Культура как стратегический ресурс Российской Федерации в XXI веке» – это не очередное мероприятие или обозначение научной концепции.

Московский государственный университет культуры и искусств под эгидой Министерства культуры Российской Федерации вместе с другими заинтересованными организациями и учреждениями разрабатывает исследовательскую программу «Культура как стратегический ресурс Российской Федерации в XXI веке» с целью моделирования современных, перспективных культурных процессов в России, формирования и реализации соответствующей культурной политики российского государства. В современных условиях недостаточна только лишь историческая оценка культуры как памяти и опыта прошлого, не менее важно оценить культуру и как феномен настоящего, и основу перспективного будущего.

Главная задача нынешнего этапа культурного строительства в России – это обретение целостности российской культуры. Положение сложное: во-первых, крайне противоречивое прошлое, перегруженное идеологическими оценками; во-вторых, невиданное для россиян возрастание господства прагматических материальных интересов, что формирует однобокость потребностей. Речь идёт об окультуривании всех сфер жизнедеятельности человека.

Культура должна быть в основе проводимых в стране реформ, в основе нашей деятельности в любой сфере общественного развития. Интеграция, объединение ресурсов культуры, свободы воли индивидов и воли народа со стержнем целостной культуры как идеологии преобразования, успеха и возрождения России – вот, на наш взгляд, перспективные задачи власти и общества в сфере культуры на современном этапе. Мы в современной России должны сформировать культуру как идеологию развития страны в XXI веке.

7. Нужна ли новая идеологическая доктрина для развития России в XXI веке? Какова концептуальная основа этой доктрины?

Модернизация России неотделима от сохранения национально-духовных ценностей народов многонационального Российского народа.

Базовые ценности определяют культурную и духовную идентичность Российской Федерации, поэтому весьма важно опереться на исторический и культурный опыт взаимодействия народов России.

Необходима разработка доктрины национальной культурной политики России, систематизированного политического, идеологического и философского учения, которое может стать основой концепции развития Российской Федерации. Необходима систематизация взглядов на базовые фундаментальные цели и методы деятельности институтов власти в области национальной культурной политики.

Доктрина национальной культурной политики Российской Федерации (далее доктрина РФ) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет национальной культурной политики, национальную стратегию и основные направления развития культуры субъектов Федерации.

Доктрина определяет цели национальной культурной политики РФ:

· Обеспечение национальной безопасности путём сохранения территориальной целостности свободных, независимых субъектов РФ, объединённых единой национальной идеей;

· Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития РФ;

· Развитие национального самосознания и национальной идентичности народов России.

Предназначение национальной культурной доктрины РФ:

· Защитить национальный менталитет народов России от разрушительного воздействия потребительской идеологии, насаждающей идеалы псевдокультуры;

· Объединить экспертов в области политологии, экономики, права, социологии, культурологии, философии, искусствоведения для создания мировоззренческих основ развития культуры России и создания концептуальных основополагающих положений, согласованных принципов и политических программ в области культуры России;

· Объединить общественные, политические силы, бизнес сообщество для формирования культурного пространства, предпринимательской и управленческой среды, создания институтов, структур, форм и механизмов взаимодействия в инновационном культурном пространстве.

Доктрина отражает интересы и призвана создать условия для культурного развития и реализацию творческих способностей всех граждан России.

В работе по подготовке

интервью принимала участие

– С.Б. Жукенова, доцент МГУКИ

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2011 №4 (107)»
Реализация Конституции: культурно-исторический аспект
Обеспечение безопасности граждан – современный путь развития государства
О логичности наших законов (часть 2)
Содержание и объём прав человека как проблема современной юридической науки
Социодинамический подход к оценке легитимности конституционных норм
Ведущие факторы деградации здоровья населения и системы здравоохранения в Российской Федерации (часть 3)
Криминологические и социокультурные проблемы
Роль молодежных движений в деле возрождения благотворительности и меценатства в России
Становление и роль партии власти в современной России
Европейский союз: становление системы социальной защиты
Инструменты госрегулирования структурных преобразований в стимулировании инвестиционной активности машиностроительных предприятий

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016