Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы


Timestamp: Mon, 28 Jun 2010 01:24:16 +0400
Версия для печати. URL: http://www.pvlast.ru/archive/index.293.php

Оганесян С.С.

ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Смысл повседневных событий жизни, как правило, не  осознаётся сразу, хотя многие из них  по своей значимости служат предвестниками глобальных изменений в жизнедеятельности людей, вехами, указывающими стратегическое направление развития человечества. Именно к таким явлениям можно с полным основанием отнести процессы, связанные с эмансипацией женщин.
           Принято считать, что эти процессы  начались в странах Европы, а затем и в США где-то с середины 18 века, а затем по нарастающей интенсивности  протекают во многих странах и континентах. Так, например, между 1905 и 1920 гг. женщины получили право участвовать в выборных кампаниях в Великобритании, Новой Зеландии, СССР, США. А до начала 20 века не только все государственные режимы Запада и Востока, равно, как Севера и Юга, включая «демократические» формы государственного правления древней Греции и Рима существовали лишь как проявления власти мужчин и для мужчин. Мнения, позиции и интересы женщин никогда и нигде не учитывались и в расчёт не принимались.
           Право голоса во Франции женщины получили  через 150 лет после Великой Французской революции. Более того, француженка Олимпия де Гуж, усмотревшая  в Декларации прав человека и гражданина ущемление прав и свобод женщин и опубликовавшая в 1971 году собственную декларацию прав женщины и гражданки, была осуждена.
           Что касается нашей страны, то первые студентки в высших учебных заведениях России появились с согласия правительства в стенах столичного Санкт-Петербургского университета лишь в 1858 году. Это событие было воспринято даже преподавателями университета по-разному. Лишь незначительная часть из них увидела в этом проявление прогрессивных тенденций, многие считали, что нововведение несовместимо с наукой, потому что  по типу своего мышления женщина не способна к научной деятельности.
Эта точка зрения основывалась на сложившемся ещё с античного времени стереотипе о биологических, физиологических, психологических и прочих особенностях женщин, делающих не только интеллектуальную, но также их гражданскую и политическую активность  бесполезной и бесперспективной.   Исключением из правила считались Жанна Д, Арк, великие королевы Европы, императрицы России и правительницы древнего Шумера и Египта.
       На вопрос, почему активизация женщин в различных сферах общественной, экономической и государственной деятельности произошла сравнительно недавно, в литературе существует великое множество объяснений. Начиная с предположения, что женщина вынуждена брать на себя инициативу, поскольку обленилась мужская часть населения, и, кончая тем, что в силу развития человеческого сообщества по спирали, происходит неминуемый возврат к эпохе матриархата.
           Не вдаваясь в  анализ разнообразных по содержанию и форме изложения мнений, скажем,  что в них  не учитывается  одна из самых главных причин. Искать ее надо в стратегическом плане развития человечества, который чётко указан в трёх книгах Священного Писания: в Торе, Библии и Коране, составляющих единую духовную основу трёх мировых религий – иудаизма, христианства и ислама. И эти сведения при внимательном и вдумчивом рассмотрении находят полное подтверждение в различных областях современного научного знания.
           Зададимся вопросом: можно ли назвать случайным то, что процесс борьбы женщин за равноправие совпал с периодом промышленной революции? Совпал с переходом от экстенсивного развития производительных сил к интенсивному? Никак нельзя! Именно тогда женщины широко были задействованы на мануфактурных и прочих фабриках, где решающим фактором интенсификации производства была не мускульная сила, а сноровка и сметливость, чёткость и организованность, добросовестность и непритязательность к условиям труда. Ибо не только дешевизна труда женщин стала одним из важнейших факторов их привлечения к работе, но и посильность для них возникшего в результате промышленной революции общественно полезного труда.  Как двести лет  тому назад, так и  сегодня этот труд связан, хотя и  в разной степени, с интеллектуальными затратами и усилиями.
           То, что женщина наделена не менее, чем мужчина, интеллектуальными способностями, думается, никто из наших современников уже не сомневается. Всё большее число женщин  получают равное образование с мужчинами, и, соответственно, рабочие места не ниже, а по некоторым специальностям и выше, чем мужчины. Так нужно ли доказывать, что общество, в котором доминирует труд интеллектуальный, а не физический, кардинально изменил роль женщины в жизнедеятельности социума со всеми вытекающими отсюда последствиями.
           Ещё два столетия назад женщина-врач, учитель, адвокат, учёный, а тем более, военный или полицейский (милиционер) не укладывалась в социальном сознании и вызывала негативное восприятие не только у мужской части населения, но и у самих женщин. Сегодня в сферах образования и медицины удельный вес женщин превышает удельный вес мужчин, а общественное сознание в технологически  передовых странах постепенно свыкается с мыслью, что материальное благополучие семьи в равной степени зависит как от мужчины, так и женщины. Если до недавнего времени в сфере общественного производства женщина могла рассчитывать лишь на малоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, то сегодня подавляющее большинство женщин становятся полноправными участниками общественного производства. Таким образом, материальная, следом и социальная зависимость женщин от мужчин, безвозвратно уходит в прошлое. По данным ЮНЕСКО: в начале 2004 года из 175 миллионов официально зарегистрированных мигрантов  половину составили женщины.
           Можно ли, однако, считать, что промышленная, а следом научно-техническая революции, которые стимулировали социальную и прочую активность женского пола, чистая случайность?! Ни в коем случае! Как  свидетельствуют вышеупомянутые книги Священного Писания, целенаправленное развитие именно в интеллектуально-ментальном направлении было изначально заложено в человечество. Оно содержалось в нём потенциально.
 Так, уже с самых первых строк Тора сообщает, что планета Земля была специально, говоря современным языком, обустроена Творцом для сотворения человека. Причём, обратим на это особое внимание, Создатель сотворил человека собственноручно, в отличие от всех остальных живых существ планеты, да к тому же «по Своему образу и подобию». Лишь человеку Творец вдунул в ноздри  Собственное «дыхание жизни», т.е. дал человеку «божественный» путь жизнедеятельности. Кроме того, согласно всем трём Писаниям, весь растительный и животный мир на Земле были отданы в услужение именно человеку. В Новом Завете Иисус неустанно напоминал человеку, что у него особый путь развития и что ему предстоит не только земная, но и внеземная, или, говоря современным языком, жизнь в ином измерении. Достаточно вспомнить в связи с этим эпизод, когда сородичи-иудеи хотели побить Его камнями за то, что Он назвался сыном Божьим: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите богохульствуешь, потому что Я сказал? Я Сын Божий» (Ин. 10:34-36).  Не менее чётко и однозначно и Коран передаёт, что в лице человека Творец создал существо, перед которым должны были склониться не только «обитатели» Земли, но и Небес. Достаточно вспомнить, что один из ангелов (Иблис) был изгнан Творцом из Своего окружения только за то, что он не подчинился воле Всевышнего и не склонился перед человеком (Сура 7, ст.61). О том, что именно в интеллектуально-ментальном направлении шла селекция человечества, убедительно говорят эпизоды Писаний, посвящённые тому, к какому «генотипу» людей  Всевышний проявлял милосердие, и кто был обречён на гибель.
          При сопоставлении трех упомянутых Писаний нельзя не  обратить внимания, как от Послания к Посланию,  по мере продвижения человечества по пути ментального развития Творец всё более апеллирует к разуму человека, постепенно убирая из сознания созданных им существ понятия безоговорочного подчинения, диктата и страха пред Господом, как «сокровищем их души». Если Тора внушала трепет и страх перед именем Творца, то Новый Завет и Коран всё более обращаются к сознанию человека, к его разуму. А Коран даже советует обращаться к Творцу с просьбой «Господь мой, увеличь во мне познанье» (Сура 20, ст.114). И потому отнюдь не случайно, что Творец возвещает о Коране как о последнем Своём Послании человечеству, а о Мухаммеде - как о последнем пророке.
За истекшие тысячелетия после появления Торы, Нового Завета и Корана ни один из великих мыслителей мира не повлиял на мировосприятие и жизнедеятельность людей так, как это сделали Моисей, Иисус и Мухаммед, которые категорически отрицали своё авторство, считали себя простыми людьми, избранными Творцом для передачи сведений народам. Но именно  Коран отражает тот уровень  исторического развития человечества, когда оно стало переходить от чувственного познания мира к интеллектуальному. Это ярко проявилось в средние века, когда стало зарождаться научное осмысление окружающей действительности
           То, что «селекция» людей, а следом и их развитие происходит в ментальном направлении, давно не вызывает сомнений. Об этом  более чем убедительно говорят сенсационные открытия в самых различных областях научного познания мира. Вчитаемся в слова «тайны», которую раскрыл последователям Иисуса Христа  апостол Павел: «Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тленное не наследует нетления…» (1 Кор. 15:44-50). Новый Завет и Коран  повествуют, что человечество достигнет более высокого  уровня развития тогда, когда люди увидят «новое небо и новую землю, ибо прежняя земля миновала, и моря уж нет» (Новый Завет. Откр. 21:1), «когда земля заменится другою, другими станут небеса» (Коран, Сура 14, ст.48),  т.е. тогда, когда цели, поставленные Творцом в  развитии  человечества будут достигнуты,  и наша планета  вновь обращена Всевышним «в бесплодную сухую почву» (Коран. Сура 18, ст.8). Соответственно этой стратегической задаче будет развиваться «плоть и кровь» человека, т.е. его биологическая составляющая.  Каковы будут формы, способы и средства перехода (превращения) людей из  состояния «перстного»  в состояние «духа», сказать трудно. Но то, что именно в этом направлении идёт развитие человечества, достаточно убедительно говорят выдающиеся научные и технологические достижения человечества.
О перспективах развития  «плоти и крови» человечества говорят и научные открытия  современной биологии. Ученые доказали, что происходит необратимое разрушение хромосомы Y, которая, как известно, является биологическим кодом мужчины. По мнению генетиков Оксфордского университета, разрушение хромосомы Y приведёт к исчезновению мужчины как биологического вида. Широкомасштабные исследования генетиков подтвердили ранее существовавшее мнение, что хромосома Y, которая отсутствует в женском организме, представляет собой архаичную структуру, которая  может исчезнуть примерно через 125 тысяч лет и тогда всё человечество планеты может превратиться в особей женского рода. Однако учёные не видят в этом трагедии, угрожающей человеческому роду, ибо теоретически генная инженерия позволяет поддержать развитие человечества из ресурсов только женского организма, создавая эмбрион из женской клетки.
           Ярким подтверждением этому можно назвать данные, которые получены в первой половине 2004 года в лаборатории Токийского сельскохозяйственного университета: от слияния двух яйцеклеток женских особей мышей родилось жизнеспособное потомство. Неполовым путём на нашей планете до настоящего времени, т.е. до вмешательства интеллекта человека, могли размножаться только растения и низшие животные. Размножение однополым путём (партеногенез) в естественных условиях существует, как известно, у некоторых разновидностей рыб, рептилий, но никогда – у млекопитающих. В Новом Завете есть эпизод, где Иисус поясняет саддукеям: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:29,30). Для нашего научно вооружённого современника это библейское объяснение уже не представляется чем-то совершенно нереальным и в комментариях не нуждается.
           Никого сегодня не удивляет то, что 25 июля 2003 года на нашей планете был зарегистрирован миллионный ребёнок, произведённый на свет с помощью искусственного осеменения, как давно не удивляют инкубаторы по производству цыплят, а также искусственное осеменение в промышленных масштабах крупного и мелкого скота. Равно, как не удивляет и то, что зачатие «девы, не познавшей мужа» можно осуществить в любой предназначенной для этого клинике. И потому повествование Нового Завета и Корана (Сура 19, ст.20) о рождении Иисуса от девственницы для менталитета нашего современника выглядит отнюдь не мистическим, а вполне реальным и даже – обыденным. Более того, наш современник не только научно, технологически, но и психологически уже готов к тому, что клонирование людей не за горами, как бы к этому факту не относилось его сторонники или противники.
           Любопытно, что именно с интеллектуальной деятельностью мужчин связан научно-технический прогресс, который резко снизил долю физического труда в жизнедеятельности общества. Именно мужчины поставили на службу человечеству электричество, средства связи, транспорт, компьютерную технику и многое другое. Кстати сказать, в исследовании проблем клонирования первыми были именно мужчины. Однако своими изобретениями мужчины по существу лишили себя тех сфер социальной деятельности, в которых именно они были заняты в силу своих физиологических особенностей.
           Таким образом, именно мужчины стимулировали как подключение женщин к общественно полезному труду, так и необратимые процессы в собственной физиологической структуре. Поэтому корректнее говорить не об особях женского рода, которым предстоит быть генетической базой для размножения человечества, а об особом типе человека, который не будет иметь нужды для размножения половым путём. Ибо, как это сегодня не звучит фантастически, дальнейшее ментальное развитие позволит человечеству ещё на один шаг приблизиться к Творцу по способам и формам своего существования, и в том числе и по способу своего воспроизводства.
           Сегодня человечество переживает, может быть, одно из самых волнительных этапов истории своего развития – осознание своего принципиального отличия от всех прочих «живых» существ Земли и своего предназначения, говоря языком Писаний, быть  «богами» со всеми вытекающими отсюда последствиями для организации своей жизнедеятельности и своего дальнейшего развития. И эмансипация женщин является одним из проявлений общей стратегии развития  человечества. Однако этот необратимый процесс коренным образом и нередко чрезвычайно болезненно меняет сложившиеся тысячелетиями стереотипы о семье, а также о роли мужчин и женщин в семье и государстве. Известная немецкая поговорка, что уделом образцовой жены являются дети, кухня и церковь сегодня может служить лишь отражением ушедшей в историческое прошлое определённой ментальной эпохи.
           Уютный семейный очаг и счастливые дети, которые в недавнем прошлом были одним из самых важных приоритетов женского мышления, их психологического и физического комфорта, сегодня настойчиво входит в противоречие с их желанием достичь успеха в профессиональной сфере. Многочисленные опросы свидетельствуют, что современные женщины в возрасте до 30 лет в своём подавляющем большинстве предпочитают сочетать профессиональные и семейные сферы. Может ли современная женщина уделять  мужу и детям то время и внимание, которые уделяла своей семье её мать, а, тем более, бабушка? Может ли она быть «хранительницей» домашнего очага в том понимании, как это было два-три поколения тому назад? Разумеется, нет.
           Именно в силу объективных причин женщина всё  меньше времени уделяет кулинарным делам, стирке, уборке квартиры и многому другому, что было уделом её предшественниц на протяжении тысячелетий. Сегодня эти функции успешно выполняют целые отрасти сферы обслуживания, в которых заняты как женщины, так и мужчины. Например, в ресторанном бизнесе мужчин-поваров значительно больше, чем женщин. А в сфере мелкого и среднего бизнеса  женщины постепенно вытесняют мужчин.
           Поскольку женщина стала выступать в качестве экономически и социально независимой личности, то свои взаимоотношения с мужчинами она стремится строить на партнёрских отношениях. Причём как в социальной сфере, так и в семейной. Отношения между супругами всё отчётливее переходят на принципы уважения не только  их личной, но и  социальной значимости.
           Именно отсюда проистекает, с одной стороны, поиск ментального взаимопонимания между мужчиной и женщиной в качестве решающего фактора для создания семьи вне зависимости от юридического оформления своих отношений, и с другой стороны, столь частые разводы, когда проявляются серьёзные расхождения во взглядах на «жизнь». Если, к примеру, один из супругов является носителем устаревших семейных устоев, то он становится источником систематических семейных конфликтов, которые приводят к распаду семьи.
           В современных условиях дети объективно перестали быть одним из важнейших факторов скрепления семейных отношений, ибо в развитых странах ребёнок рано отрывается от непосредственной ментальной, а иногда и материальной опёки отца и матери, становясь «продуктом» общественной системы воспитания. Может ли кто-либо сегодня позволить себе сугубо семейное воспитание ребёнка вплоть до совершеннолетия, как это было каких-то двести-триста лет тому назад?! Или попытаться уберечь ребёнка от воздействия радио, телевидения и интернета?!
           Происходящие перемены в семейном укладе сказываются не только на  взаимоотношениях супругов, но и на ментальных связях детей с родителями. Существовавший в прежние века подход к детям, как к будущим личным кормильцам, в условиях государственного социального обеспечения уходит в прошлое, а проблемы подрастающего поколения, выходя за рамки семьи, приобретают государственный статус и являются показателем уровня стабильности и безопасности государства. Неопровержимый факт, что  на протяжении двух-трёх поколений кардинально изменилась роль женщин в семье и государстве - отнюдь не случаен. О его закономерности свидетельствуют как новые, так и «старые» - вечные «источники информации» - три книги Священного Писания: Тора, Библия и Коран.