Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем

О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем

Россия более двух лет носила титул “ прачечной грязных денег” вместе с такими государствами, как Острова Кука, Доминика, Остров Ниуэ и т. п. (всего в июне 2000г. в “чёрный список” попало 26 стран). Это, безусловно, снижало политический и экономический имидж страны, серьёзно осложняло российским банкам взаимоотношения с иностранными банками-корреспондентами, снижало их кредитные рейтинги, затрудняло привлечение инвестиций в экономику. Чтобы добиться исключения России из этого позорного списка, было принято немало усилий: создан Комитет по финансовому мониторингу, принят Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём”, а спустя некоторое время и дополнительные, более жёсткие поправки, подготовлена масса подзаконных актов, регламентирующих механизмы предоставления банками информации о подозрительных клиентах и сделках. По настоянию Комитета по финансовому мониторингу Российской Федерации ФАТФ – международная организация по противодействию легализации теневых капиталов - направила в сентябре 2002 года в Россию рабочую группу, которая проанализировала законодательство в области отмывания незаконных доходов. 11 октября 2002г. Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями на парижской сессии вывела Россию из своего “чёрного списка”. ФАТФ даже не дождалась, пока в “антиотмывочные” законодательство внесут оговоренные изменения, что подтверждает - это в большей степени политический аванс. Но все же Государственная Дума приняла, Совет Федерации одобрил, Президент РФ подписал закон-поправки, требующие обязательного контроля за операциями со средствами и имуществом лиц, подозреваемых в террористической деятельности. На очереди - законодательное решение трёх блоков проблем: валютное регулирование, оффшоры и переход на прозрачную систему бухотчётности. Выполнение рекомендаций ФАТФ требует немало расходов, жесточайший контроль за деятельностью отечественного бизнеса влечёт за собой внесение существенных изменений в валютное, банковское, таможенное, налоговое законодательство, подзаконные акты. Так, в соответствии с рекомендациями ФАТФ комиссия ФКЦБ уже разработала принципы внутреннего контроля профучастников, а также признаки и критерии нестандартных сделок на рынке бумаг и порядок их выявления самими профучастниками и организаторами торговли, биржами. Изменения и дополнения в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём” Государственная Дума приняла сразу во втором и третьем чтении под занавес визита в Россию комиссии экспертов ФАТФ. Данные поправки расширяют круг организаций, подпадающих под особое наблюдение. Туда включили ломбарды, тех, кто работает с драг металлами и ювелирными изделиями, казино. Вводится контроль за играми, проводимыми в электронной форме (имеется в виду отмывание денег через различные электронные манипуляции).

Корректировка отдельных положений Федерального закона призвана привести его в соответствие с международными стандартами, кроме того, дополняет закон нормами, предусматривающими использование правовых механизмов для противодействия финансированию террористов. Вместе с этим, предлагается распространить обязательный контроль на операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон такой операции является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения о его участии в террористической деятельности.

Перечень организаций, представляющих информацию о финансовых операциях в уполномоченный орган, расширен за счёт организаций, осуществляющих деятельность в таких областях, как торговля драгоценными камнями, игорный бизнес, управление инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами. Одновременно в состав операций, подлежащих обязательному контролю, предлагается включить сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также выплату денежных средств в виде выигрыша.

Во избежание нежелательных политических осложнений в связи с определением и публикацией Правительством Российской Федерации перечней государств (территорий) в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотиков (подпункт 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона), а также в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (подпункт 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона), предлагается отказаться от определения первого из указанных перечней и упростить процедуру определения второго перечня.

Предлагается установить дополнительные основания, по которым уполномоченный орган вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершённым до вступления в силу Федерального закона, например, по сделкам, имеющим взаимосвязанный характер.

С учётом международного опыта предусматривается придать обязательный характер указаниям Правительства Российской Федерации и Банка России по разработке организациями правил внутреннего контроля и установить ответственность организаций за непредставление уполномоченному органу информации не только об операциях, подлежащих обязательному контролю, но и о подозрительных сделках, выявляемых в рамках внутреннего контроля.

Кредитные организации наделяются правом отказывать физическим или юридическим лицам в открытии счёта.

С учётом возникших проблем, связанных с определением перечней организаций, по роду своей деятельности обязанных представлять информацию в уполномоченный орган, но не подлежащих регистрации, в проекте предусматривается обязательная постановка на учёт в уполномоченном органе организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Устанавливается процедура приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случае возникновения подозрения о связи таких операций с финансированием терроризма.

Предлагается исключить из Федерального закона  норму  о нераспространении положений Федерального закона на информацию, полученную органами государственной власти при исполнении надзорных функций, так как эта норма необоснованно ограничивает возможности информационного взаимодействия в данной сфере.

Предусматривается также право организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, отказывать клиентам в проведении операций, по которым не представлены соответствующие документы.

Следует также отметить, что проблематично идёт работа над новой редакцией закона “ О валютном регулировании и валютном контроле”, подготовленная Минфином. 10 октября 2002 года Премьер-министр Правительства РФ Михаил Касьянов снял с рассмотрения Правительства данный законопроект, отправив его на доработку. Такое решение он принял по итогам совещания в Белом доме, в котором участвовали представители заинтересованных министерств и ведомств, а также Центробанка.

Премьер Правительства РФ указал разработчикам документа на противоречия, содержащиеся в их труде. Хотя ставилась задача провести либерализацию валютного законодательства, законопроект оказался полон “волевых” норм, когда Центральный Банк и Правительство России в любой момент могут вводить различного рода ограничения, причём на неопределённый срок.

Собственную экспертизу законопроекта “ О валютном регулировании и валютном контроле” провёл по просьбе Минфина Российский союз промышленников и предпринимателей. Бизнесмены нашли, что закон получился прямого действия. Кроме того, они отметили несколько неприемлемых, по их мнению, норм: обязанность получать индивидуальное разрешение на проведение ряда операций; ограничения на проведение текущих валютных операций, в частности, на покупку иностранной валюты для осуществления обычной внешнеэкономической деятельности; обязательную продажу валютной выручки в размере 30% без указания на возможность постепенного снижения этого норматива и т.д.

Валютной либерализации требуют от нас не только рекомендации ФАТФ, но и правила вступления в ВТО. Кроме того, это необходимое условие расширения внешней торговли и инвестиций - и в России, и вне России. Вместе с тем, валютная либерализация и борьба с вывозом капиталов из России предопределяют интенсификацию деятельности финансовой разведки (Комитета по финансовому мониторингу), уже сейчас отслеживающей по компьютеру все операции объёмом более 20 тыс. долларов. Операции проходят автоматическую обработку, анализ, и в случае обнаружения подозрительных сделок запрашиваются конкретные документы, ведётся расследование.

Проект нового Федерального закона о валютном регулировании предусматривает не только расширение степени свободы участников рынка, но и возможности Центрального Банка в критических ситуациях вводить “ валютный карантин”, временно запрещать гражданам и компаниям переводить деньги на свои счета в иностранных банках.

Громкий процесс в августе 2002г. в Президиуме Верховного суда подтвердил право Центрального Банка устанавливать экспортёрам порядок обязательной продажи валютной выручки. В ответ Центральный Банк пошёл на некоторую либерализацию валютного регулирования, в выигрыше от которой должны быть крупные экспортёры - продавцы валюты. С 1 декабря этого года должна измениться вся система торгов валютой в России. Совет директоров Банка России принял решение изменить соответствующую инструкцию и разрешить продажу всей валюты на межбанковском рынке, взяв на себя часть рисков, что должно снизить комиссию биржи и, соответственно, издержки экспортёров.

Значительное уменьшение биржевой комиссии планируется компенсировать за счёт Центробанка, который возьмёт на себя часть рисков по расчётам.

Предполагается также снижение размера депонирования средств перед валютными торгами с нынешних 100 до 1,5%, что также позволит экспортёрам сэкономить.

Парадокс подобных мер заключается в том, что по существу любая валютная операция в нашей стране может быть осуществлена в обход действующих ограничений валютного законодательства, при чём формально законным путём. Правда, такая возможность существует только у крупных компаний с развитой инфраструктурой и имеющих достаточные ресурсы для оплаты дорогих оффшорных схем. Известно, что по российскому законодательству открытие собственной компании за рубежом, приобретение акций иностранной компании, недвижимости, возможно только при получении специального разрешения Центробанка. В реальности же большинство оффшорных кипрских компаний имеют российское происхождение, что позволяет российским гражданам проводить сделки и покупать недвижимость за рубежом без разрешения Центрального Банка. Кроме того, все крупные российские предприятия - экспортёры представляют собой холдинги, в структуре которых обязательно есть собственные банки, легальные и нелегальные оффшорные компании. Развитая инфраструктура позволяет крупным экспортёрам самим регулировать объём продажи валютной выручки, пренебрегая инструкциями Центрального Банка. Излишняя регламентация и заформализованность финансового регулирования отечественного бизнеса обостряет азартность борьбы двух антагонистов: фискальных органов и субъектов свободного рынка, что, в частности, стимулирует расширение и совершенствование форм и методов отмывания грязных денег.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2002 №5-6 (47-48)»
Парламентская этика – путь к успеху политика
Подрегламентные акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива
Реформирование судебной системы Казахстана: реальность и перспективы
Женское измерение безопасности России: решения ООН и вашингтонские встречи
Обращение ветерана к власти
О правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона (часть 1)
К вопросу о понятии юридической техники
Перспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России (часть 1)
Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ
Новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)
Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти
На вопросы отвечают адвокаты Адвокатского бюро «Брагинский и партнеры»

 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.