Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

Парламентская этика – путь к успеху политика

Парламентская этика – путь к успеху политика

За годы существования Государственной Думы РФ в ее стенах много говорилось о том, что депутатам необходим Кодекс парламентской этики (кодекс чести, кодекс поведения), но Комиссия Государственной Думы по этике создана впервые. Интерес к поведению депутатов – явление не новое. Грубость по отношению к коллегам, некорректные высказывания и вызывающее, неадекватное поведение депутатов – достаточно частый сюжет телепередач.

Проблема действительно серьезна и важна – и не только с точки зрения того, что происходит в стенах Думы, на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации и даже не только на территории России. Мы все работаем и взаимодействуем с коллегами в межпарламентских группах, нередко выезжаем в другие страны, к нам довольно часто приезжают зарубежные коллеги. Обмен опытом по вопросам регулирования поведения депутатов, парламентариев, конгрессменов, сенаторов во время наших контактов с представителями разных стран, конечно, необходим нам для того, чтобы на основе полученных знаний создать свой кодекс. При этом мы понимаем, что нельзя списать правила зарубежных парламентов: у каждой страны, каждой нации, каждого парламента свой менталитет, свои нормы поведения.

Сейчас парламентарии стали заниматься своим непосредственным делом – законотворчеством. Вместе с тем отношения между депутатами, отношения депутатов с избирателями, с представителями органов исполнительной власти, а также со своими коллегами в субъектах Российской Федерации оставляют желать лучшего. Это показала практика работы Комиссии по этике: за два с половиной года в нее поступило более 500 заявлений, жалоб и предложений самого разного характера – от доброго совета до желания привлечь депутата к уголовной ответственности.

Комиссия по этике, утвержденная постановлением Государственной Думы 12 апреля 2000 года, обрела свой самостоятельный статус, мы убедились в своевременности и важности данного решения. Об этом свидетельствует интерес, проявляемый к работе нашей комиссии, прежде всего, самими депутатами, комитетами, депутатскими объединениями Государственной Думы, различными государственными и общественными организациями, средствами массовой информации. С каждым днем укрепляются взаим­ные контакты и связи с аналогичными комиссиями законодательных собраний регионов России. Но более всего радует неподдельная заинтересованность избирателей в работе комиссии. Это придает ее деятельности особый смысл и является большим стимулом к работе.

Учет оценок и предложений, изложенных в письмах, помогает успешно осуществлять полномочия и реализовывать основные направления деятельности комиссии: разработку правил депутатской этики, подготовку перечня мер воздействия на депутатов Государственной Думы, нарушивших правила депутатской этики; рассмотрение нарушений депутатами общепринятых правил взаимоотно­шений, проявляющихся в использовании в своих выступлениях грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству других депутатов Государственной Думы и иных лиц; рассмотрение жалоб избирателей, связанных с нарушением правил депутатской этики. Вместе с тем задача Комиссии – стать институтом моральной защиты депутата, коллективной моральной экспертизы и консультирования в ситуациях морального выбора, в которые непременно вовлекается практически каждый депутат.

Страна, вступившая в новое тысячелетие, несомненно, должна и обязана использовать весь многообразный арсенал средств, находящихся в ее распоряжении, для улучшения жизни российских граждан. Надежды общества во многом связаны с повышением роли представительной российской власти, которая в последнее время демонстрирует себя как состоявшийся политический институт.

В настоящее время, на наш взгляд, нет важнее задачи, чем укрепление гражданского общества в России. Формирование системы парламентской этики в России должно ускорить восприятие российским обществом депутатства как важнейшего фактора политической жизни. Обществу далеко не безразлично, в чьих руках находится власть, какими нравственными качествами обладают депутаты. В парламент пришли люди разного уровня: как со средней школой, как и академики.

Они должны знать, что депутатская деятельность – тяжелейший труд, что депутат должен быть очень образованным человеком. Разбираться во всех отраслях, от сельского хозяйства до космоса, все знать, все правильно оценить и правильно голосовать.

Российские депутаты, размышляющие о ценностях и нормах своей профессии, тоже находятся на перепутье. Им тоже предстоит выбор того или иного отношения к проблемам своей профессиональной этики. Прогноз каждого из вариантов своего понимания природы и путей развития парламентской этики нашему депутатскому корпусу предстоит написать самому. Этические проблемы – это проблемы не только культуры общения.

Мы видим отношение к депутатам со стороны средств массовой информации: одного депутата упорно поддерживают, а другого– во время избирательной кампании или парламентской деятельности замалчивают. Это тоже осложняет отношение между депутатами.

Когда более всего нарушаются нормы поведения? Во время избира­тельной кампании, потому что здесь сталкиваются разные политические силы. Сложно добиться хороших отношений между депутатами, потому что на этапе избирательной кампании в условиях существования разных партий, в том числе самых полярных, они вступают в борьбу далеко не этического характера.

Парламент – это место встречи оппозиционных сил. Если здесь все промолчат и примут законы, которые практически не принесут реальной пользы в ближайшие годы, то с чем депутат придет к избирателям?

Этические нормы имеют большое значение и в плане обращения депутатов друг к другу, и в плане оценки их деятельности, и в плане того, например, что депутат не присутствует на заседании. По трудовому кодексу отсутствие на работе – повод для увольнения, а у нас есть такие депутаты, которые из трех лет своей депутатской деятельности два года не присутствуют на заседаниях. Два года «числятся».

Как известно, законодательная власть как специфический институт со своими целями и задачами неспособна сколько-нибудь эффективно действовать без оснащения ее суммой правил, норм и регламентов действий. Такие процедуры, нормы и правила заданы в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также Регламенте Государственной Думы.

Однако все эти правовые, административные и технико-организационные нормы касаются прежде всего парламентского и законодательного права и, к сожалению, не сопряжены с моральными нормами, моральным мировоззрением депутатов.

Вот почему особое внимание мы сегодня должны обратить на этические ценности и нормы деятельности депутатов. Мы также должны наметить пути их формализации, сведения норм в целостный этический кодекс парламентского поведения. По мнению Комиссии Государственной Думы по этике, будущий этический кодекс должен быть создан на следующих основаниях:

Во-первых, в нем должны быть учтены национальные традиции политической культуры. Конечно, при составлении кодекса необходимо опираться на первые ростки собственного опыта нравственного регулирования конфликтов в депутатском корпусе, включая опыт Комиссии Государственной Думы по этике и аналогичных комиссий местных законодательных органов. Положительный опыт имелся и в работе дореволюционного российского парламента, Верховного Совета СССР и РСФСР.

Во-вторых, кодекс должен стать итогом морального нормотворчества самих депутатов – тех, кому предстоит исполнять эти нормы.

В-третьих, наряду с обязательствами депутатов непременно следует учесть нравственные требования к депутатам со стороны избирателей, общества в целом. Обязательства и требования надо соединить так, чтобы они действовали как единые нормы.

В-четвертых, кодекс не должен быть ни тщательно расписанной инстру­кцией, ни дисциплинарным уставом. Наш будущий этический кодекс должен стать подспорьем для самооценки депутатами своей деятельности.

В-пятых, кодекс – не инструкция, однако без сформулированных в нем стандартов, правил, требований и образцов нам, по-видимому, не обойтись. Ведь с их помощью нам предстоит пресекать имеющие место в депутатской среде факты оскорбительных высказываний, грубости, нетерпимости к чужому мнению, развязности, лоббирования и коррупции.

Создавая такие стандарты, модели и правила, мы предлагаем депутатам некоторые моральные ориентиры.

Кодекс парламентской этики должен быть разработан в целях содействия эффективной законодательной деятельности депутатов Государственной Думы, установления основ поведения парламентариев и обеспечивать в соответствии с общепринятыми этическими нормами уважение к российскому парламентарию, а также его высокий авторитет в обществе, порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.

В кодексе найдут свое отражение следующие направления:

правила парламентской этики на заседаниях палаты, в комитетах и комиссиях;

правила парламентской этики при работе с избирателями;

правила парламентской этики во взаимодействии парламентариев с государственными органами и должностными лицами;

правила парламентской этики по взаимодействию со средствами массовой информации;

правила парламентской этики в ходе пребывания в иностранных государствах и встреч с иностранными гражданами;

финансовые и имущественные требования к парламентариям;

правила взаимоотношения парламентариев с работниками аппарата Государственной Думы;

организация работы и полномочия комиссии Государственной Думы по этике.

Без "Кодекса парламентской этики депутата" парламентарии лишены "руководства к действию", а избиратели - критериев оценки поведения тех, кто представляет их в парламенте.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2002 №5-6 (47-48)»
О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем
Подрегламентные акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива
Реформирование судебной системы Казахстана: реальность и перспективы
Женское измерение безопасности России: решения ООН и вашингтонские встречи
Обращение ветерана к власти
О правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона (часть 1)
К вопросу о понятии юридической техники
Перспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России (часть 1)
Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ
Новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)
Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти
На вопросы отвечают адвокаты Адвокатского бюро «Брагинский и партнеры»

 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.