Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

АМЕРИКАНСКИЕ ЮРИСТЫ ГОТОВЯТ NOGA-2. ПОМОЖЕТ ЛИ ИМ РОССИЙСКИЙ СУД ВСЛЕД ЗА ФТС

АМЕРИКАНСКИЕ ЮРИСТЫ ГОТОВЯТ NOGA-2. ПОМОЖЕТ ЛИ ИМ РОССИЙСКИЙ СУД ВСЛЕД ЗА ФТС

Экономическая безопастность
 
В настоящее время в Арбитражном суде города Москвы находится иск Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС) к американскому банку The Bank of New York (далее - банк) о взыскании 22,5 миллиардов долларов США. Последние заседания по делу состоялись в конце февраля и в начале апреля, рассмотрение дела продолжается.
 
Дело для российских судов беспрецедентно как по сумме иска, так и по его нормативному основанию: требование ФТС заявлено по американскому антикоррупционному закону RICO. Поэтому внимание юридической общественности к данному делу гарантировано. Это внимание, впрочем, было привлечено еще и беспрецедентным размером гонорара юристов ФТС - американской адвокатской фирмы Podhurst Orseck.
 
Представители банка указали на то, что подписавший иск ФТС Стивен Маркс - адвокат из Podhurst Orseck - не имел такого права, и заявили ходатайство об оставлении иска без рассмотрения (пункт 7 ст. 148 АПК РФ). В обоснование ходатайства банк сослался, в частности, на ничтожность соглашения между ФТС и Podhurst Orseck, поскольку оно содержит положение о выплате американским юристам «гонорара успеха» (29% от суммы взысканных средств, что может превышать 6,5 миллиардов долларов США) и было заключено без проведения торгов.
 
Российское законодательство и судебная практика исходят из недопустимости включения в договор возмездного оказания услуг условия о «гонораре успеха». Конституционный Суд РФ прямо указал, что такое условие противоречит российскому законодательству (в частности, ст. ст. 128 и 432 ГК РФ) и, более того, «расходится с основными началами гражданского законодательства»[2]. Аналогичную позицию сформулировал еще в 1999 году Высший Арбитражный Суд РФ[3].
 
Хотя вопрос о действительности всего соглашения с условием о «гонораре успеха» во многом зависит от положений самого соглашения и фактических обстоятельств дела, включение государственным органом РФ такого условия однозначно нарушает законодательство, особенно учитывая сумму потенциального «гонорара успеха», а также заключение соглашения с американской адвокатской фирмой без проведения торгов.
 
Законодательство РФ последовательно предусматривало в качестве общего правила заключение договоров для государственных нужд на торгах[4]. Заключение государственным органом договора с частной иностранной организацией без проведения торгов представляется недопустимым, тем более, если цена договора составляет несколько миллиардов долларов США.
 
В ответ на ходатайство банка об оставлении искового заявления без рассмотрения ФТС представила в суд «обнаруженную» ею доверенность на подписавшего иск Стивена Маркса. Банк заявил о фальсификации данной доверенности, однако в итоге суд его ходатайство отклонил. Насколько можно понять из сообщений прессы, по вопросу действительности самого соглашения, соблюдения порядка его заключения и условия о «гонораре успеха» суд пока не высказался.
 
Дальнейшие отношения между ФТС и американскими юристами в случае выигрыша дела вызывают серьезную озабоченность. Выплата беспрецедентной суммы гонорара представляется практически неосуществимой: все взысканные по иску средства должны будут зачислены в доход бюджета (см., например, пункт 1 ч. 4 ст. 20, ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ), а выплата нескольких миллиардов долларов США из бюджета возможна только на основании закона о бюджете на соответствующий год (насколько можно судить из несекретных статей бюджета, выплата «гонорара успеха» Podhurst Orseck в нем не предусмотрена).
 
Логичным ответом юристов Podhurst Orseck может стать возбуждение процессов против ФТС и Российской Федерации в иностранных судах с целью обратить взыскание на имущество РФ за рубежом. На возможные аргументы о несоответствии соглашения и условия о «гонораре успеха» российскому праву американские юристы смогут ответить тем, что данные аргументы уже заявлялись в деле против банка в РФ, но не были поддержаны российским судом.
 
Поэтому даже выигрыш американскими адвокатами дела против банка в России может легко обернуться многочисленными тяжбами и арестами госимущества за границей. Их последствия, учитывая недавние споры Российской Федерацией с компанией Noga, а также успешный процесс г-на Зедельмайера в Кельне, могут быть крайне плачевными.


[1] Литягин Николай Николаевич - профессор кафедры «Право» Академии бюджета и казначейства Минфина РФ, кандидат экономических наук.
[2] См.: Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П от 23 января 2007 г.
[3] См.: п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 года № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг».
[4] См.: п. 1 Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2008 №2-3 (81-82)»
ИНТЕРВЬЮ С ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И СОБСТВЕННОСТИ ГУСЕВЫМ В.К.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ ДВУХПАЛАТНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ) (часть 2)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ФОРМАТ
РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СООБЩЕСТВО (часть 1)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОРГАНА БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРАХОВАНИЮ АВИАПЕРЕВОЗОК
ЗАКОН КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
NOGA ШАГАЕТ ПО РОССИИ. ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СТРАХОВОЙ РИСК (часть 2)
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИНАНСОВОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
«ОТДАВАЙТЕ КЕСАРЕВО КЕСАРЮ, А БОЖИЕ БОГУ»
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ (Луна без курса в 2008 г.)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЛИДЕР ОТРАСЛИ»

 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.