Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

ВЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

ВЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

К сожалению, сегодня приходится констатировать, что в самых разных международных рейтингах эксперты ставят Россию на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса – на последнее. Поэтому перед законодательной и исполнительной властью поставлены амбициозные задачи по повышению социальной ответственности бизнеса и по упрочению взаимодействия государства и делового сообщества. Президент России Д.А. Медведев, Председатель Правительства РФ В.В. Путин, Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов подчеркивают, что приоритетными задачами современного развития страны являются, прежде всего, инвестиции в развитие человеческого капитала и обеспечение социального благополучия граждан. Решение этой важнейшей задачи они видят, прежде всего, в развитии государственно-частного партнерства при активном участии бизнеса. Сегодня этот путь становится потенциально самым эффективным инструментом стабильного долгосрочного экономического и социального развития России. Поэтому, в рамках стратегического развития отраслей российской промышленности, предполагается применить, впервые в России, отраслевые контракты между государством и группами частных компаний. Такая «контрактная экономика» предусматривает двусторонние официальные обязательства. Государство берется создавать для бизнеса благоприятные налоговый и таможенный режимы, привлекать инвестиции под государственные гарантии, предоставлять госзаказ.
 
В свою очередь, частные компании обязуются достигнуть в оговоренный срок определенных объемов производства, провести модернизацию производств, направить необходимую сумму инвестиций в научно-исследовательские разработки. Примеры такого взаимодействия уже есть сегодня. Это, например, сотрудничество государства и бизнеса в фармакологической отрасли. Надо признать, что на сегодняшний день отечественный рынок лекарств почти на 100% зависит от импортных субстанций для производства лекарств и на 80% - от зарубежных препаратов. Такое положение таит реальную опасность для жизни и здоровья всех россиян и является угрозой безопасности и независимости нашего государства. Для того, чтобы этого избежать необходимо реанимировать отечественные заводы по производству лекарственных препаратов и их составляющих. К сожалению, аналогичная ситуация сохраняется в сфере производства медицинского высокотехнологичного диагностического оборудования, а избавиться от порочного круга западной зависимости поможет только переход на схему государственно-частного  партнерства. Депутаты Государственной Думы намерены законодательно поддержать инициативы по продвижению готовящихся отраслевых контрактов в области фармацевтической промышленности.
 
Решение этих стратегических задач невозможно без учета человеческого фактора, без развития человеческого потенциала. Прежде всего, необходимо изменить социальные отношения путем существенного роста роли социального партнерства, вовлечения бизнеса в реализацию государственных (бюджетных) услуг. Например, такое взаимодействие было бы крайне желательно в сфере образования. В Государственной Думе был недавно рассмотрен законопроект об очередном повышении стипендий. Но возникает вопрос: почему не повысить уровень благосостояния учащихся вузов с помощью привлечения одной из заинтересованных в высоком качестве подготовки специалистов сторон – работодателя? Существующая западная модель, при которой компании выплачивают стипендии своим будущим работникам или же полностью оплачивают их обучение, уже доказала свою эффективность. Внедрение такой системы в России выгодно, в первую очередь, самим работодателям, которые получат из вуза не «полуфабрикат», а полноценного специалиста, которого не надо будет переучивать, затрачивая на это время и деньги, человеческий ресурс. Все это тоже значимые элементы социальной ответственности делового сообщества.
 
Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день в международной практике общепринятого определения социальной ответственности бизнеса не существует. Это значит, что каждый может понимать этот термин по-своему. Под социальной ответственностью бизнеса подчас подразумевается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия. Однако все это слишком узкие рамки. На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер. Социо-ответственный бизнес – это не только бизнес, своевременно уплачивающий налоги, заботящийся о материальном достатке и благополучии своих работников, но и поддерживающий действия руководства по поддержанию внутриполитической и экономической стабильности в стране.
 
Это не только производство специализированных товаров и продукции для инвалидов, не только создание рабочих мест для отдельных категорий наших граждан. Социально-ответственный бизнес – это бизнес, открытый к партнерству с государством, бизнес, готовый взять определенную ответственность за решение масштабных задач, которые встают перед обществом.
 
В этой связке появляются два полюса ответственности: представители бизнес-сообщества и государство. Обязанности бизнеса (работодателя) должны заключаться в повышении благосостояния россиян и улучшении социального климата в стране.
 
Прежде всего, работодателям следует переходить на цивилизованные методы использования человеческого потенциала страны. Представители бизнес-сообщества должны участвовать в финансировании, создании и функционировании объектов социальной инфраструктуры (частные дошкольные и внешкольные учреждения, медицинские и реабилитационные учреждения и т. п.), вместе с государством совершенствовать механизмы софинансированя в пенсионном, медицинском и социальном страховании. Решать вопросы организации корпоративного питания, которым в настоящее время уделяется мало внимания. Расширять свое участие в ипотечных программах по предоставлению жилья для своих сотрудников или же в реализации программ по инвестированию средств в жилищное строительство. Налаживать активное взаимодействие с высшими учебными заведениями, как в части финансовой поддержки своих будущих сотрудников, так и в обеспечении вузов новым современным оборудованием, на котором смогут обучаться студенты – это тройная выгода как для государства, для бизнеса, так и для людей – во имя которых все и делается. Использовать технологию так называемого «санаторного сертификата», которая призвана создать условия для семейного отдыха. Расширяя поле для бизнеса в сфере оказания социальных услуг, мы не должны допустить, чтобы пострадали группы населения, которые не могут сами в полной мере оплачивать эти социальные услуги.
 
Задача государства заключается в обеспечении  экономического развития страны, сохранении стабильности в обществе и поддержке поступательного развития человеческого потенциала страны, а также в оказании поддержки бизнесу, в первую очередь, путем ослабления налогового бремени. Я абсолютно согласна с Председателем Государственной Думы Б.В. Грызловым, который неоднократно  говорил о необходимости понижения базовой ставки НДС до 10% (сейчас она составляет 18%). Кроме того, следует предоставить право учитывать при исчислении налога на прибыль организаций затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников, включая затраты, связанные с оплатой договоров по подготовке специалистов. На мой взгляд, необходимо увеличить размер необлагаемых налогом на прибыль затрат на добровольное медицинское обслуживание сотрудников с 3% до 10% от фонда оплаты труда. Можно предусмотреть  возможность применения социального вычета на лечение молодого поколения, например, до 24 лет (сейчас до 18 лет), а также  возможность применения вычета опекунами (сейчас - только родителями). Эффект даст и стимулирование системы образовательных кредитов, при которой абитуриенты  имели бы возможность брать у государства в долг сумму, необходимую для получения образования. А затем, уже устроившись на работу, вчерашние выпускники  смогут с зарплаты  вернуть долг государству.
 
Кроме того, государство может создать льготные условия для компаний, реализующих корпоративные жилищные программы и инвестирующих средства в жилищное строительство для работников, обеспечить вопросы микрофинансирования для развития малого и среднего бизнеса. К сожалению, основная проблема сегодня заключается в отсутствии рынка социальных, образовательных и медицинских услуг.
 
Задачи реализации нашей законодательной концепции – вывести на новый качественный уровень процессы государственно-частного партнерства. За счет этого удастся не только ускорить развитие социально-ответственного бизнеса, но и в целом значительно расширить сферу услуг в негосударственном секторе, вовлечь уже существующий бизнес в реализацию государственных (бюджетных) услуг, повысить их качество; расширить перечень этих услуг, определить точки приложения для создания нового бизнеса, собственно, – создать новые субъекты малого и среднего бизнеса.
 
Тем самым будет достигнуто положительное изменение структуры экономики в России, а, следовательно, наше государство сможет занять одно из лидирующих мест в мире. Тесное взаимодействие государства и деловых кругов станет одним из важнейших условий повышения уровня численности среднего класса до 60-70% населения страны.
 
На состоявшемся недавно (в мае с. г.) круглом столе, в работе которого приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители ведомств Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, представители общероссийских общественных организаций, были определены точки приложения совместных усилий, направления взаимодействия, выработаны предложения для их дальнейшего воплощения в законодательные инициативы. 
 
Состоялся деловой и конструктивный обмен мнениями. Была подчеркнута важность активизации реформы законодательного обеспечения нормативной правовой базы в целях обеспечения вложений в развитие человеческого капитала путем обеспечения законодательного партнерства государства и бизнеса. Все выступающие проявили большую заинтересованность и дали конкретные предложения, которые будут учитываться при подготовке итогового документа.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2008 №5-6 (84-85)»
ВОЙНА БУДУЩЕГО – ТЕРРОРИЗМ
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ЗАКОНАХ СУБЪЕКТОВ РФ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ
МЕХАНИЗМЫ ПРИВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РФ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ ИЛИ ПО ПРАВДЕ?
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (часть 1)
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ПОТЕРПЕВШЕГО
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ (часть 1)
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОПАСНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Круглый стол ИГП РАН (обзор материалов - часть 1)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: СКУРКО Е.В. ПРИНЦИПЫ ПРАВА. – М.: Ось-89, 2008. – 192 с.

 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.