Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

Развитие российского парламентаризма на современном этапе

Развитие российского парламентаризма на современном этапе

Новый этап развития органов законодательной и представительной власти в нашей стране наступил в конце 80-х - начале 90-х годов и совпал с началом работы съездов народных депутатов СССР и РСФСР. Тогда же начался процесс кардинального пересмотра конституционных основ государственно-политической системы. Этот процесс особенно активизировался в период образования в 1991 году нового государства - Российской Федерации. На первых съездах народных депутатов стали создаваться различные политические депутатские объединения, по форме и содержанию аналогичные тем, которые существовали в дореволюционных государственных думах. Начали складываться парламентские структуры - фракции, комитеты и комиссии, постоянный и профессиональный аппарат палат парламента. Процесс развития парламентской политической жизни охватил и сферу межпарламентских связей.

Однако работа законодательного органа власти - Верховного Совета РФ, была прервана в сентябре - октябре 1993 года. Это была трагическая страница российского парламентаризма, но не первое событие подобного рода в истории российских представительных органов.

Принятая на референдуме 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила основу конституционного строя в соответствии с новой политической конфигурацией, которая сложилась в этот период в нашей стране.
С наступлением нового века есть возможность и потребность дать более взвешенные и всесторонние оценки развитию парламентаризма в России. Среди плюсов можно выделить реальное развитие законодательного процесса, увеличение количества законов, создание фракций в Государственной Думе РФ, наличие плюрализма мнений, определенное внимание к результативности реализации принятых законов, повышение взаимодействия различных ветвей власти, всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями, дальнейшее развитие и обновление законодательства Российской Федерации.
Среди минусов следует отметить отсутствие надлежащего парламентского контроля за исполнительной властью, несовершенство законодательного планирования и законодательной техники, отсутствие полноценной систематизации законодательства и соответственно стабильного законодательства.

На разных этапах всемирной истории в тех или иных странах легитимно или нелегитимно распускали парламенты. Каждый раз это становилось следствием острейшей борьбы за власть, результатом непримиримого противоборства враждующих между собой олигархических, военных и общественно-политических группировок.

В начале нового тысячелетия России предстоит сделать то, чего не получилось в течение многих веков в ходе многочисленных российских реформ и потрясений, а именно: создать реальное правовое государство с реальными гражданскими институтами и полноценными ветвями власти.

Россия, российское общество должны и даже обязаны признать необходимость эволюционного пути развития. Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, необходимо в первую очередь создать эффективное государство, а это значит дееспособное государство, гарантирующее подлинные права и равные возможности мирно жить и работать.

Необходимость реформирования системы власти ни у кого не вызывает сомнения. Не менее важно повышение эффективности законодательного процесса и механизма прохождения федеральных законов в Государственной Думе, Совете Федерации, у Президента Российской Федерации.

Стоит особо подчеркнуть, что эффективность государства во многом зависит от развития законодательной (представительной) власти. Наличие двухпалатного федерального парламента – это проявление демократического устройства власти. Совет Федерации представляет собой представительства регионов, составляющих единое государство.

Парламент любой страны – это сложное и своеобразное переплетение политических, региональных, индивидуальных устремлений. Парламент становится демократическим органом власти, если только общим знаменателем разных интересов становятся целостность страны и благополучие народа. В таких условиях законодательная (представительная) власть и институты гражданского общества выступают реальной сферой воплощения свободы личности, человека и гражданина.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2001 №4 (42)»
Под сенью закона. Пушкин и право
Итальянское государство на пути децентрализации и усиления регионализма
Президент и Конгресс США на международной арене. Президент, конгресс и внешняя политика США
Институциональные меры по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем
Демографический кризис в России: вопросы к размышлению политиков (Продолжение, начало в Выпуске 2-3 за 2001 год)
О практических путях совершенствования механизмов развития общественного производства.
Рецензия на книгу: Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие
Рецензия на книгу "Экономическая безопасность и инвестиции (теория и практика)"
О представителях законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Еще раз об актуальных проблемах систематизации законодательства
Правовые проблемы управления зарубежной собственностью (Начало)
Россия и Беларусь: пути формирования правового государства




 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.