Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

К вопросу об отмене смертной казни в России

К вопросу об отмене смертной казни в России

19 ноября 2009 года Конституционный Суд РФ признал, что после 1 января 2010 года назначение смертной казни в России невозможно.

 Вопросу о смертной казни в России уже почти полтора десятка лет, а началась правовая история для России 16 мая 1996 года, когда Президент РФ Б. Ельцин издал Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", в котором  в соответствии с рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы и с учетом положений статьи 20 Конституции Российской Федерации о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни поручалось Правительству Российской Федерации в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу N 6 от 22 ноября 1984 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. При этом палатам Федерального Собрания Российской Федерации было рекомендовано ускорить принятие Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ Уголовный кодекс РФ был введен в действие в 1 января 1997 г., в котором частично сокращены составы преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь.

Кроме этого Министерству внутренних дел Российской Федерации поручалось в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о приведении условий содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, в соответствие с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией объединенных наций.

Генеральному прокурору Российской Федерации было предписано усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы. Данный Указ вступил в силу со дня его подписания.
С этого времени, фактически, был наложен мораторий на смертную казнь в России.  Мораторий на смертную казнь был подкреплен решением Конституционного Суда РФ.  2 февраля 1999 года Конституционный Суд РФ постановил, что до введения на всей территории Российской Федерации судов присяжных наказание в виде смертной казни назначаться не может. Конституционный Суд исходил из того, что, в силу части 2 статьи 20 Конституции РФ смертная казнь является временной и исключительной мерой наказания, а также того, что право на жизнь (то есть, право не быть подвергнутым лишению жизни через смертную казнь) должно реализовываться с учетом положений международных договоров РФ, а также общепризнанных принципов и норм международного права, которые в соответствии со статьей 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация в лице Президента РФ, федерального Собрания – парламента России и Конституционного Суда РФ выразила  консолидированное намерение установить мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров и принять иные меры по отмене смертной казни.

Следует особо подчеркнуть, что такое намерение было одним из существенных оснований для приглашения России в Совет Европы. Опираясь на обязательства, подкрепленные государственными решениями и правовыми мерами, включая намерение ратифицировать Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни, Россия стала членом Совета Европы.

 Все это недвусмысленно означает, что Российская Федерация взяла на себя обязательство не предпринимать действий, которые искажают смысл Протокола № 6.
На протяжении всех этих лет Россия соблюдала настоящий мораторий, пока 29 октября 2009 года в Конституционный Суд РФ не поступило ходатайство Верховного Суда об официальном разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П. Оно касалось вопроса о том, может ли в России с 1 января 2010 года назначаться в качестве наказания смертная казнь. В силу неотложности и чрезвычайной значимости поставленного вопроса данное ходатайство было рассмотрено Конституционным Судом РФ во внеочередном порядке.

 Слушание дела состоялось 9 ноября 2009 года в открытом пленарном заседании Конституционного Суда РФ, которое констатировало, что в течение 10 лет в Российской Федерации действует комплексный мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни, и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого (с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией) происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период. С учетом вышеизложенного было принято судьбоносное для современной России решение о том, что после 1 января 2010 года назначение смертной казни в России невозможно. Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в определении от  19 ноября 2010 г., звучит следующим образом: «…исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей». 

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2009 №8 (95)»
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации
Закон о «порабощенных народах» как реликт Холодной войны
На встрече с Министром культуры Российской Федерации
Встреча в Московском государственном университете культуры и искусств
Актуальные аспекты охраны памятников градостроительства и архитектуры Великобритании
Роль молодежи в правовой системе общества: актуальные проблемы (часть 2)
Влияние исторического становления и развития принципа
Функции социального государства в сфере публично-правового регулирования страхования в Российской Федерации
Типология схем легализации доходов, полученных преступным путем
Рецензия на книгу Красинского В.В. «Правовое обеспечение избирательного процесса в интересах национальной безопасности России». Тамбов, 2009. – 466 с.
Понятийный аппарат в сфере миграционных отношений
Скидки в гостиницах г. Вильнюса (Литва) для авторов и читателей нашего журнала
Основные читатели и получатели журнала «Представительная власть - XXI век» в 2000-2009 годах
Contents. About the authors. Contents (авторы, оглавление, аннотации и ключевые слова на английском языке)

 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.