Вопросы, затронутые в настоящей статье, являются весьма актуальными. Не секрет, что в Россию ввозятся автомашины прошедшие предпродажную подготовку в Европейских государствах подделку, изменения узлов и агрегатов автотранспорта можно установить только в специализированных лабораторных условиях. Зачастую заложниками чьих-то умелых мошеннических действий становятся законопослушные граждане, которые вправе рассчитывать на государственную защиту.
Обсуждаемая тема является злободневной, статистику об угнанных автомашинах мы наблюдаем из сводок новостей криминальной милиции. И надо признаться статистика удручающаяся. В последнее время в деятельности правоохранительных органов, наблюдается устойчивая проблема, связанная с задержанием, хранением и возвратом похищенных автотранспортных средств. Сотрудники госавтоинспекции и оперативных аппаратов милиции, не имея соответствующих разъяснений и надлежащей практики, испытывают трудности при рассмотрении конкретных материалов, задержании, изъятии автотранспорта, обеспечении его сохранности, передаче законному или титульному (фактическому) владельцу. Ежегодно выявляется около тысячи автомашин, с измененными идентификационными узлами и агрегатами. Автомашины находятся под сохранной распиской у фактических владельцев покупателей, но допустить их к участию в дорожном движении регистрационные органы не могут или не хотят, хотя такое право им предоставлено Указом Президента РФ № 679 от 02.07.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и в положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации, утвержденное этим указом» и изданным во исполнение данного указа п. 17 приказа МВД России № 59 от 27.01.2003 г. «О порядке регистрации транспортных средств». Установить истинного собственника такого транспортного средства фактически не представляется возможным.
Сколько бы мы не уклонялись от решения данной проблемы, решать ее рано или поздно придется. Рекомендации автора статьи и правовой анализ коллизий действующих норм, регулирующих вопросы правого режима бесхозяйственных движимых вещей и право собственности на вещи, переходящие в собственность в связи с приобретательной давностью, заслуживают подробной правовой оценки и законодательного регулирования.
Имея в виду, безусловную презумпцию государственной собственности на автотранспортные средства с измененными идентификационными узлами и агрегатами, заслуживающим внимания представляются, также выводы автора, заключающиеся в том, что в каждом отдельном случае по факту изменения номерных знаков узлов и агрегатов автомашины необходимо определить в совокупности критерии причастности потерпевшего. Исходя из указанных обстоятельств дела следственные органы должны принять исчерпывающие меры по установлению лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого, и в обязательном порядке должны определять степень причастности всех предыдущих собственников (владельцев). Возвращение владельцу автомашины или другого транспортного средства, являющихся вещественным доказательством, до принятия решения по делу или вынесения приговора суда возможно лишь при отсутствии спора о праве собственности на транспортное средство. При этом в деле должны быть документы, подтверждающие права заинтересованной стороны на похищенную автомашину. Если заинтересованной стороной является страховая компания, она должна представить страховое свидетельство, подтверждающее заключение договора страхования автомашины, платежный документ о выплате страхового возмещения страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, письмо владельца автомашины об отказе от нее в пользу страховой компании.
В этих случаях возвращение владельцу транспортного средства возможно только после проведения в отношении выдаваемого транспорта исчерпывающих следственных действий, направленных на сбор и закрепление доказательств и исключающих необходимость их повторного проведения. При этом транспортные средства должны быть сфотографированы, при необходимости их осмотр проводится с участием специалиста.
Несомненно статья Магомедова С.К. содержит новизну в решении назревшей проблемы и будет полезна как для научных, так и практических работников.