Referative releases  

About the authors  

Magazine authors books  

2005 #4  

2005 #5  

2005 #6  

2006 #1  

2006 #2  

2006 #3  

2006 #4  

2008 #1  

2008 #2-3  

2008 #4  

2008 #5-6  

2008 #7  

2008 #8  

2009 #1  

2009 #2-3  

2009 #4  

2009 #5,6  

2009 #7  

2009 #8  

2010 #1  

2010 #2, 3  

2010 #4  

2010 #5, 6  

2010 #7, 8  

2011 #1  

2011 #2, 3  

2011 #4  

2011 #5, 6  

2011 #7,8  

2012 #1  

2012 #2,3  

2012 #4  

2012 #5,6  

Миграционная политика России в начале XXI столетия: законодательные новации // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 65-71.

Миграционная политика России в начале XXI столетия: законодательные новации // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 65-71.

Аршин Константин Валерьевич — кандидат философских наук, учёный секретарь Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр картофеля имени А.Г. Лорха».
Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее важных периодов формирования миграционной политики Российской Федерации – первое десятилетие XXI века, когда происходил выбор между приоритетами развития миграционной политики страны: будет ли она двигаться по пути секьюритизации или гуманизации? Перед указанным выбором стояла не только Российская Федерация, иным странам-рецепиентам миграционных потоков также предстояло сделать свой выбор в условиях распространения международного терроризма и открытости границ для миграционных потоков по требованию правил глобализации.
Материалы и методы. В рамках статьи проводится анализ официальных статистических данных (Росстат и ФОИВ), метаанализ нормативных правых актов и документов стратегического планирования Российской Федерации, исследований миграционной ситуации в Российской Федерации.
Результаты и обсуждения. В начале 2000-х годов усиление селективного механизма в миграции, что было обусловлено приоритетом тенденции к секьюритизации миграции, способствовало резкому сокращению легальной миграции в Российскую Федерацию. При этом достаточно высокие показатели демонстрировала нелегальная миграция. Органами государственной власти предпринимались различные попытки изменить ситуацию. Но разрабатываемые и реализуемые меры осуществлялись в рамках приоритета к секьюритизации. Так, в рамках приоритетной реализации мер по секьюритизации миграции осуществлялась Государственная программа по добровольному переселению соотечественников. Так, прибывший в рамках Госпрограммы соотечественник оказывался привязанным к территории прибытия и своему рабочему месту. При этом сами территории прибытия отличались низким экономическим развитием, а предлагаемые соотечественникам рабочие места не соответствовали их квалификации. Принятый в 2006 году закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при кажущейся либерализации правил учёта иностранных граждан, прибывших в Россию, впоследствии создавал возможность превращения принимающей стороны в сторону деликтного обязательства. Одновременно наблюдался рост антимигрантских настроений, приводивший к вспышкам насилия. Для купирования сложившейся ситуации были инициированы эксперименты по внедрению принципов гуманизации миграции в миграционную политику России. Успешным оказался эксперимент с введением патентной системы, предоставляющей иностранным гражданам право на работу у физических лиц в обход сложной и громоздкой системы квот.
Выводы. Тенденции к приоритету секьюритизации миграции негативно сказываются как на миграционных потоках, способствуя их сокращению, так и на общественных настроениях, обеспечивая питательную почву для роста мигрантофобии и экстремистских настроений. Следствием этого становится кризис миграционной политики, что ярко проявилось в Российской Федерации первого десятилетия XXI века – сокращение легальной миграции при высоких показателях нелегальной миграции, фактический провал Государственной программы по добровольному возвращению соотечественников, открытые антииммигрантские выступления. В подобных условиях, меры по гуманизация миграции дали положительный результат в значительной мере сократив нелегальную миграцию. Это позволяет сделать вывод о необходимости поддержания баланса между тенденциями к секьюритизации и гуманизации миграции. Нарушение баланса негативно влияет на показатели миграционной политики.
Ключевые слова: миграция, миграционный учёт, соотечественник, секьюритизация, мигрантофобия, патент, высококвалифицированный специалист.
Ссылка при цитировании. Аршин К.В. Миграционная политика России в начале XXI столетия: законодательные новации // Представительная власть – ХХI век. 2020. – №7-8. С. 65-71.
Примечания.
Подписка на электронную версию журнала.
Полную электронную версию статьи или весь номер, а также любые номера и годовые подписки в эл. виде можно приобрести на следующих электронных ресурсах:
Руконт - http://rucont.ru/efd/314086
Пресса по подписке - http://www.akc.ru/rucont/itm/314086/
Объединенный каталог "Пресса России" - http://www.pressa-rf.ru/rucont/edition/314086/
Подписку на печатную версию можно осуществить через:
редакцию журнала сайт http://pvlast.ru/about/ E-mail: gosduma624@yandex.ru 
Агентства: «Урал-пресс»; «Пресса России»;
Издательство "Канон+" https://kanonplus.ru

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2020 №7-8 (182-183)»
Реформа РАО ЕЭС, работа над ошибками // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 1-8.
Приоритетные направления стратегирования национальной безопасности // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 9-13.
Методология математического моделирования в изучении системы «Человек-Общество» // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 14-22.
Малотоннажная химия. Вчера, сегодня, перспективы // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 23-32.
Равноценны ли конституции современных светских государств и Священные Писания религиозных эпох? // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 33-37.
Вопросы реализации и развития мер по оказанию первой помощи в законодательстве Российской Федерации // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 38-42.
Международно-правовое сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми из наиболее уязвимых групп населения // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 43-51.
Защита окружающей среды и морской экосистемы как фактор территориального суверенитета // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 52-55.
Особенности международного сотрудничества на примере Парламентской Ассамблеи ОДКБ // Представительная власть - XXI век. 2020. – № 7-8. С. 56-64.

 
 

 

Representative Power – 21st Century: Legislation, Commentary, Problems
E-mail: pvlast@pvlast.ru
Рейтинг@Mail.ru
Site developer : RUIR, 2006г.