Ведомственный нормотворческий процесс: структура, содержание, перспективы развития (часть 1) Арзамасов Юрий Геннадьевич, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Российского университета кооперации, автор более 100 работ, посвященных проблемам нормотворчества
Ведомственный нормотворческий процесс: структура, содержание, перспективы развития (часть 2) Арзамасов Юрий Геннадьевич - профессор кафедры теории и истории государства и права Российского университета кооперации, доктор юридических наук
ВЕДОМСТВЕННЫЙ НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: Зарегистрированный ведомственный нормативный акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации обязательно подлежит официальному опубликованию. Аналогичную норму мы находим и в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", где содержится обязывающая норма, согласно которой, «опубликованные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу»
БОРЬБА С ВЛИЯНИЕМ «ТЕНЕВОГО ПРАВА» НА ПРАВОСОЗНАНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН И НА СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (часть 1) В любом государстве, как политической организации общества, главным является вопрос о власти, то есть в чьих руках она находится, какими методами, то есть способами она осуществляется? В чьих интересах? Каковы результаты этой деятельности?
Однако наряду с таким цивилизованным инструментом в руках власти как право, с помощью которого закрепляются нормы-дефиниции и принципы права (общеправовые, межотраслевые и отраслевые), устанавливаются различные запреты (уголовные, административные и др.), юридические обязанности, дозволения, рекомендации (это касается демократически ориентированных государств), что способствует созданию всевозможных правовых режимов, в современном российском обществе имеется и так называемое «теневое право», наряду с государственными властными структурами появляются и действуют «теневые», то есть незаконные формирования, общества со своей иерархией, своими, отличными от законных, методами решения политических, экономических и иных проблем. Более того, появляются предложения о создании теневых правительств, из чего следует, что речь можно вести и о формировании, и осуществлении «теневой политики».
Борьба с влиянием «теневого права» на правосознание российских граждан и на современные общественные отношения (часть 2) Сегодня «социальная картина» мало в чем изменилась. Мы видим результат «теневого права», как говорят - он «на лицо», что выражается в существенной трансформации социальных норм.
Между тем, непримиримая борьба между «теневым» и позитивным правом продолжается. Несмотря на то, что многие граждане забыли не только о долге, но и о морали, о профессиональных традициях, в «силовых» структурах работают не только «оборотни в погонах», но и порядочные люди, способные оказать отпор преступникам. Однако сложность борьбы с «теневым правом» и его различными проявлениями усугубляется тем, что изменились авторитеты, на которых ориентировались педагоги и другие социальные работники в воспитании молодого поколения.