Крупин Алексей Викторович – независимый эксперт по региональному развитию и экономическому прогнозированию.
Аннотация. Работа посвящена участию жителей Пензенской области в Великой Отечественной Войне. Статья содержит два раздела: первый посвящён авторству надписи на здании Берлинского Рейхстага «А мы из Пензы», второй - военным морякам, членам Пензенского морского собрания.
Ключевые слова: Великая Отечественная Война, героизм, ветераны, Пензенская область, Рейхстаг, моряки.
«Величие победы измеряется степенью её трудности» М. Монтень
Мы из Пензы
Май 1945 года, город Берлин – столица поверженного Рейха занята войсками стран антигитлеровской коалиции. Красные знамёна развеваются над самым высоким админи-стративным зданием города - Рейхстагом. Нацизм пал, враг повержен, и тысячи солдат-победителей, переполненные радостными чувствами, оставляют на стенах Рейхстага па-мятные надписи. Точно так же, как и их боевые товарищи, солдаты-пензенцы, дойдя до Берлина, решили увековечить память о своей «малой родине», городе Пензе. Самая из-вестная из таких надписей- «А мы из Пензы. гв. л-т Морозов».А кем же был этот лейте-нант Морозов? Постараемся в этом разобраться.
По данным Пензенской энциклопедии, человеком, оставившим надпись на Рейхста-ге, был «Морозов Иван Константинович (1920, с. Кучки Пензенского уезда Пензенской губернии - 1984, Пенза), инженер. Окончил Пензенский механический техникум, артилле-рийское училище. Участник Великой Отечественной войны. Начальник штаба 16-й тяже-лой гаубичной арт. бригады. Оставил на стене Рейхстага в Берлине надпись: «А мы из Пензы». Работал в Пензе инженером» [1, с. 351]. Войну Иван Константинович начал на Западном фронте в 1941 году, в том же году был ранен и отправлен в госпиталь.
В апреле 1945 года в составе третьей ударной армии участвовал в штурме Берлина. Из воспомина-ний дочери фронтовика: «Отец рассказывал, что он поставил к стене Рейхстага ящик и, встав на него, вырезал штыком: «А мы из Пензы» и подписался». Казалось бы, всё ясно, лейтенант Морозов, из Пензенской области, участвовал в берлинской операции. Но местные краеведы установили, что лейтенантов Морозовых, ос-тавивших надпись на стенах Рейхстага, было двое. Кроме упомянутого выше Ивана Кон-стантиновича Морозова, надпись на стене Рейхстага оставил его земляк, гвардии лейте-нант войск связи Василий Григорьевич Морозов. Василий Григорьевич прошёл всю вой-ну, и то же участвовал в Берлинской операции. Вскоре после падения Берлина, он, с груп-пой офицеров штаба части, решил осмотреть Рейхстаг. Увидев на стене надпись «А мы из Москвы», Василий произнес: «Прекрасно, а мы из Пензы! И тоже в Берлине!». Подогнав машину к стене, он забрался на кабину и штурмовым ножом вывел: «А мы из Пензы! гв. л-нт. Морозов» [2]. Известный Пензенский журналист-краевед Олег Савин в книге «Судьбы солдатские» приводит отрывок из письма, присланного в редакцию фронтовиком В. Алексеевым в но-ябре 1945 года: «… у Рейхстага встретился с земляком Иваном Морозовым, это он, Моро-зов, проявивший чудеса героизма в боях за Берлин, штыком высек на задымленной стене Рейхстага памятные слова «А мы из Пензы». Среди таких же своеобразных авторов вои-нов-победителей – москвичей, волжан, уральцев – запечатлел наш земляк имя родного го-рода». По данным Савина, 19 ноября 1963 года Т.П. Кадышев сообщил в «Пензенской правде», что автор надписи на Рейхстаге «А мы из Пензы» - майор запаса И.К. Морозов, который «вместе со своими артиллеристами дал первый залп по Берлину» [3, с. 284].
В начале мая 1945 года И.К. Морозов был уже старшим лейтенантом, и две неразборчивые буквы, стоящие в надписи на рейхстаге перед словом «л-нт», Савин считал нужным рас-шифровывать как «ст» (старший), а не «гв» (гвардии), как это делается в некоторых пуб-ликациях. Нет однозначного мнения о месте размещения надписи на стене. По свидетельству фронтовиков, надпись, сделанная Иваном Константиновичем, находилась внутри здания, в вестибюле. А надпись, сделанная Василием Григорьевичем, - на внешней стороне зда-ния. Таким образом, оба офицера имели возможность оставить памятную надпись, а воз-можно, надпись оставил каждый из них, в разных местах здания. Ещё одним пензенцем, оставившим надпись на Рейхстаге, был Сергей Павлович Се-мёнов. После окончания десятого класса, семнадцатилетнего парня Сергея Семенова при-звали в ряды Красной Армии. Пройдя обучение на курсах радиотелеграфиста, вчерашний школьник стал военным радистом. Потом был третий Украинский фронт, в составе кото-рого Сергей Семёнов прошёл от Харькова до Молдавии. Участвовал в Яссо-Кишеневской наступательной операции. При освобождении молдавского села Жеврены, в апреле 1944 года, Сергей Павлович чудом избежал смерти. Далее, в составе пятой ударной армии пер-вого Белорусского фронта, участвовал в Берлинской наступательной операции. Пятая ударная армия наступала на юго-восточные окраины Берлина и в штурме Рейхстага не участвовала. «Но как только Рейхстаг был взят, мы, конечно, решили взглянуть на него. И я на его стене написал: «Я из Пензы. Семёнов», - вспоминает Сергей Павлович. Войну Сергей Павлович закончил в звании сержанта. Труден был путь к победе для старшины медслужбы хирургического передвижного полевого госпиталя 4196 Лидии Котельниковой. Семнадцатилетней хрупкой девушке пришлось столкнуться со всеми ужасами войны. Работа медсестры в тыловом госпитале в Пензе, отправка добровольцем на фронт. Участие в Сталинградской битве, освобождение Европы, и вот Лидия уже на подступах к Берлину в тыловых частях пятой ударной армии. Враг разбит, Берлин освобождён, и Лидия, как и многие другие солдаты, осматривает руины Рейхстага. Лидия Котельникова вспоминает: «Там круглая какая-то комната была, и вот начали все везде расписываться. И я там написала, значит: «А мы…» или же «я из Пензы», потому что нас несколько человек было из Пензы, вот ещё дядя Петя санитаром был – такой старичок. И я написала Котельникова, «Кот» - вот так расписалась».
Ещё несколько уроженцев Пензенской области оставило надписи на Рейхстаге. Сре-ди них - начальник радиостанции роты связи 170-го гвардейского стрелкового полка, пол-ный кавалер ордена Славы, сержант Павел Петрович Невежин и старший лейтенант меди-цинской службы Шишкина Анна Ивановна. Победа – к ней привели усилия миллионов известных и безызвестных героев на фронте и в тылу, совершая героические подвиги, и просто выполняя свой гражданский долг! Погибшие и выжившие, они все приближали этот радостный миг.
Пенза – город моряков
В центре Европейской части России, на Приволжской возвышенности, расположен город Пенза. Окружающие город холмистые степи и лесостепи, отсутствие судоходных рек, не помешали Пензе стать городом военно-морской славы. Мало кому известно, что Пензенская область - родина 16 адмиралов, сотен офицеров-моряков, тысяч старшин и матросов, служивших на различных кораблях с первых дней создания Петром I регуляр-ного военно-морского флота.
В годы Великой Отечественной войны более 15 000 пензен-цев сражались в рядах Военно-Морского Флота СССР, 8525 погибло. Немало героев-моряков объединяет общественная ветеранская организация – Пензенское морское собра-ние. Одним из них был старший матрос-подводник Аристов Виктор Петрович. Аристов Виктор Петрович родился 10 декабря 1926 года в Пензе. Нелёгкую службу моряка-подводника Виктор Петрович начал в Мурманске осенью 1943 года. Подводная лодка К-21, к которой был приписан Виктор Петрович, только что вернулась их боевого похода. Получив многочисленные повреждения, в результате выгорания одного из отсе-ков, она, благодаря самоотверженной работе экипажа, смогла добраться до базы и нахо-дилась на ремонте.
К-21 – крейсерская дизель-электрическая подводная лодка была заложена в декабре 1937 года в Ленинграде, на заводе № 194. В 1939 году она была спущена на воду. Вошла в состав Балтийского флота, а с 17 сентября 1941 года - Северного флота. Водоизмещение лодки составляло 1710 тонн. Максимальная глубина погружения – 100 метров. 10 торпед-ных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых), 4 палубных орудия (2 калибром 45 мм и 2 ка-либром 100 мм) составляли вооружение лодки. Экипаж лодки состоял из 80 человек. Ко-мандовал лодкой капитан третьего ранга Лунин Николай Александрович. Лодка К-21 бы-ла широко известна среди моряков. Именно она в июне 1942 года атаковала немецкую эс-кадру, состоявшую из 13 кораблей: самого большого немецкого линкора «Тирпиц», двух тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», семи эсминцев и двух мино-носцев. Выпустив 4 торпеды из кормовых торпедных аппаратов в сторону линкора «Тир-пиц», К-21 молниеносно пошла на погружение и легла на курс отхода. Раздались два взрыва, а за ними ещё серия раскатистых взрывов. Попали ли торпеды в цель или разорва-лись от столкновения с грунтом - доподлинно не известно. Известно только, что после атаки Лунина, флагман немецкого флота некоторое время находился в доках ремонтного завода и в морских сражениях до конца войны не участвовал. В апреле 1944 года ремонт подводной лодки К-21 был закончен и отправился матрос Аристов в свой первый поход. Место Виктору Петровичу было определено в седьмом от-секе. Так он описывает своё боевое место – «Спали в лодке – кто где ляжет. Торпедники - на торпедных аппаратах, мотористы – за дизелями. За дизелями всегда тепло было. Шум-но, но зато тепло. О кроватях тогда и речи не велось никакой. Только для командира и офицеров каюты полагались. Да и офицерам не всем хватало. Я спал в седьмом отсеке. У меня там маленький токарный станок стоял, вот около него и спал» [4, с. 21].
Во время одного из боевых походов на лодке была повреждена система минно-балластной цистер-ны, которая обеспечивала постановку мин. Старший матрос Аристов, действуя в ледяной воде, устранил неисправность, чем обеспечил постановку мин на путях движения враже-ских конвоев. Установленные мины потопили несколько вражеских кораблей. За этот подвиг Виктор Петрович Аристов был награждён медалью Ушакова. В те времена вся служба на подводных лодках была сопряжена с постоянными лишениями. Внутреннюю обстановку в лодке передают следующие слова Виктора Петровича: «А у нас конденсат с обшивки капал круглыми сутками. И мы его круглые сутки откачивали. Иной раз присло-ниться ни к чему нельзя было – всё сырое и холодное. А пожар если случится, наоборот, - горячее. Переборки однажды до 150 градусов нагрелись. И люди всё равно работали» [4, с. 16]. Боевые награды Виктора Петровича Аристова и портсигар, подаренный капитаном Л-21 Луниным Н.А., находятся в экспозиции музея Пензенского морского собрания. Не менее героически сложилась судьба другого члена Пензенского морского собра-ния, ветерана-фронтовика Бориса Алексеевича Рожкова. Борис Алексеевич родился 18 ав-густа 1923 года в селе Зубово Волоколамского района Московской области. В сентябре 1941 Борис Алексеевич участвовал в создании оборонительных укреплений в районе Смоленска.
В ряды Красной Армии вступил в октябре 1941 года. Воевал в составе пуле-метной роты 82 стрелковой дивизии, которая была образована на базе 64 отдельной мор-ской стрелковой бригады Тихоокеанского флота. Участвовал в боях под Москвой и Смо-ленском. В январе 1942 года около города Руза Борис Алексеевич принял свой первый на-стоящий бой. Три пулеметных расчёта прикрывали деревушку, в которой был расположен штаб батальона. Началось немецкое наступление, два других пулемётных расчёта были уничтожены противником. Оставшись один, Борис Рожков в течение трёх часов сдержи-вал врага, отбивая его атаки. За этот подвиг он был награждён орденом Красной Звезды. 30 марта того же года, части 82 дивизии подверглись авиа налёту. В результате взрыва авиабомбы Бориса Алексеевича тяжело контузило и по пояс засыпало землей. Четыре долгих месяца провёл фронтовик в госпитале. Шла подготовка к наступлению, и командо-вание части отбирало бойцов с высшим и средним образованием. Их зачислили в 795 ар-тиллерийский полк. Так Борис Алексеевич стал разведчиком-артиллеристом. Далее было форсирование Днепра и Одера, освобождение Риги и Варшавы. И вот перед сержантом Рожковым - предместья вражеской столицы – Берлина. Перед разведгруппой, в состав которой входил Борис Алексеевич, командование ар-тиллерийского полка поставило задачу: определить координаты Рейхстага и корректиро-вать по нему огонь. Со слов фронтовика, дело было так: «Забежали в дом, поднялись на десятый этаж, и оттуда нам, действительно, открылся Рейхстаг. У меня была стереотруба, 20 кратная. Я смотрел на Рейхстаг через неё. Рейхстаг уже дымил, но не сильно. В него попало несколько авиационных бомб, крыша пробита в нескольких местах, в одном окне - пожарище, из другого – дым. Немцы внизу бегают: то вынырнут из укрытия, то опять нырнут. Я засёк координаты, передал в дивизион. Оттуда сделали несколько прицельных выстрелов по Рейхстагу, привязали его к карте. И замолчали» [5, с. 16].
6 мая 1945 года уже старший сержант Борис Рожков в составе своей дивизии вышел к берегам реки Эльба, где произошла историческая встреча войск союзников по Антигитлеровской коалиции. Через три дня война была окончена, но в Советский Союз Борис Алексеевич вернулся только в сентябре 1945 года. Тяготы и лишения, выпавшие на долю солдат Красной Армии, Борис Алексеевич описывает так: «Та война была очень жестокой и страшной. В 41-м, под Москвой, мы ещё находили время погреться, пообсохнуть после боя, поспать. А потом, взяли Смоленщину, и началась гонка. Мы шли и в дождь, и в зной, и в слякоть. И так до самой Эльбы. Ноче-вать негде, переобуться-переодеться негде, деревни сожжены, бои бесконечные. Месяц в боях провёл, а на втором ты уже выдыхаешься, у тебя уже нет сил. Я не знаю, как мы там все не сошли с ума» [6]. За проявленное мужество и героизм Борис Алексеевич награждён: двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I-ой степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» и многими, многими другими. На парад, посвящённый 70-летию Великой Победы, который состоится 9 мая 2015 года на Красной площади в Москве, Борис Алек-сеевич приглашён в качестве почётного гостя. Более трёхсот двенадцати тысяч пензенцев сражались на фронтах Великой Отечест-венной войны. Сто девяносто тысяч из них сложили свою голову на полях сражений, были замучены в концлагерях, пропали без вести. За проявленное мужество и самоотвержен-ность, верность гражданскому и воинскому долгу двести сорок пять пензенцев были удо-стоены звания Героя Советского Союза, тридцать девять стали полными кавалерами ор-дена Славы. Великая Отечественная Война – одно из наиболее значимых событий в истории Рос-сии, трагическое и героическое одновременно. И хотя со дня Великой Победы прошло уже 70 лет, и все меньше среди нас ветеранов, не забыт подвиг людей, защитивших род-ную землю от нацистских агрессоров. Потому что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Литература
1. Савин О.М. Морозов Иван Константинович // Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
2. Г.П. Тамбовцев. Кто расписался на Рейхстаге? ИЦ «Пензенская правда» http://pravda-news.ru/topic/23098.html, 2013.
3. Савин О.М. Судьбы солдатские: Пензенцы в Великой Отеч. войне: извест. и неизвест. страницы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во. Пенз. отд-ние, 1991.
4. Аристов В.П. Воспоминания. Пенза: 2010.
5. Рожков Б.А. Моя война от Москвы до Берлина. Пенза: ОАО ИПК «Пензенская правда» 2010.
6. Газета «Улица Московская» от 05 февраля 2010 года.