Грызлов Б.В.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПРИ ОТКРЫТИИ ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим первое заседание весенней сессии 2005 года — года важного и ответственного для всех нас. Именно в этом году вступают в силу многие законы, принятые ранее Государственной Думой четвертого созыва. Без преувеличения можно сказать, что эти законы
направлены на решение главных задач, стоящих перед страной, и прежде всего на обеспечение роста валового
внутреннего продукта и обеспечение социально-экономического развития страны.
Любимов А.П.
«НУЛЕВОЕ ЧТЕНИЕ» ЗАКОНОПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ Мировой практике известны самые разнообразные формы согласования интересов и решения конфликтов на различных уровнях взаимодействия власти и общества, а также функционирования ветвей власти и органов государственного управления. В последнее время, с начала работы Государственной Думы четвертого созыва (точнее с весны 2004 г.) в законотворческой работе российского парламента действует новая форма согласования интересов, получившая условное название «нулевое чтение».
Старовойтов А.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Планирование законодательной деятельности можно определить как деятельность уполномоченных органов парламента (палат парламента), обеспечивающая достижение долгосрочных целей и приоритетов развития законодательства и связанная с установлением порядка и очередности рассмотрения законопроектов и принятия законов.
Гарольд Дж. Берман
МИРОВОЕ ПРАВО: ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ СВЯТОГО ДУХА Статья «Мировое право: экуменическая юриспруденция Святого Духа» переведена на русский язык и публикуется впервые.
В ней содержатся основные положения лекции, прочитанной всемирно известным американским учёнымправоведом, почётным профессором правовой школы Гарвардского университета Гарольдом Джозефом Берманом 23 сентября 2004 года в Культурном центре Иоанна Павла II в Вашингтоне Округе Колумбия (США).
Бойко С.И.
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ. ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ (часть 1) За десять лет проведения в России политических, административных, социальных и экономических реформ страна изменилась полностью. Стали другими экономическая, социальная, политическая системы. Основные проблемы — отсутствие сложившейся законодательной базы, систематическое неисполнение принятых законов, социальная разбалансированность экономического развития, резкое расслоение населения по уровню доходов, низкая эффективность структур государственного управления.
Вдовин А.И.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГОДОВ: МИФЫ И РЕАЛИИ (часть 1) Один из мифов, усердно создаваемых в недавнем прошлом советскими историками, изображал национальную политику СССР с 1917 года и почти до конца 80-х годов прошлого столетия как планомерную реализацию и постоянное торжество «ленинской национальной политики» с ее исключительно благородными принципами интернационализма, свободы национального самоопределения, равенства, братской солидарности и постоянной взаимопомощи народов СССР.
Кистяковский Б.А.
В ЗАЩИТУ ПРАВА (ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ПРАВОСОЗНАНИЕ) (часть 1) Эта статья содержит ценную информацию о выдающемся учёном, философе права Богдане Александровиче Кистяковском, который разрабатывал концепцию правового государства, подчёркивал важность равноправия граждан и приоритет прав личности. Изучение работ Б.А. Кистяковского необходимо для познания права и истории его развития. Редакция считает необходимым дать более подробные сведения об авторе.
Вишняков В.Г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ Всвязи с дискуссией вокруг инициативы Президента России В.В. Путина о «назначении» им глав администрации субъектов Федерации возникает вопрос о том, достаточно ли будет этого шага для реального образования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации? Именно на формирование такой системы и направлены основные усилия Президента РФ. Однако создается впечатление, что эта цель сознательно подменяется и размывается пропагандистской шумихой вокруг процедурных вопросов прохождения кандидатур, предлагаемых Президентом РФ, на уровне государственных органов власти субъектов РФ.
Амиранте К.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЫ ХХI ВЕКА: ЗРЕЛОСТЬ И КРИЗИС (часть 1) Демократическое и правовое социальное государство, установившееся после Второй мировой воины, признавало права человека, реорганизовывало форму государства и форму правления, в центре которых стояли и парламент и плюрализм, оно также способствовало международному сотрудничеству и исходило в основном из принципа, в основе которого были работа и человеческая личность, цели, достигаемые государством благодаря значительной роли политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций при их идеологической и оперативной самостоятельности.
Звягин Ю.Г.
НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ «Гражданское общество в России: возможность самоорганизации и механизмы правового регулирования» — такой теме было посвящено 28 октября 2004 года заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации. Его открыл С.М. Миронов. Он объявил, что в центре внимания три политические инициативы, с которыми обратился к гражданам России Президент Российской Федерации и на которые должно отреагировать общество.
Шутько Д.В.
ПРАВОВАЯ БАЗА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ Внастоящее время первостепенное значение приобретает решение задачи нормативно-правового обеспечения становления и развития гражданского общества в России. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2003 г. сформулирована задача развития гражданского общества в России: «Россия должна и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией… Но чтобы этого добиться необходимы консолидация, соединенные усилия органов власти, гражданского общества, всех людей в стране».
Черторицкая Т.В.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА: ОБЩЕСТВЕННАЯ ИЛИ ПАТРИАРХАТНАЯ ПАЛАТА? Четко выстраиваемая Президентом России государственная вертикаль коснулась и гражданского общества, которое, как известно, нельзя сформировать сверху, но которому «верхи» могут помочь сформироваться снизу. Эта помощь гражданскому обществу должна быть подкреплена как минимум тремя условиями: 1. Созданием определенных правовых экономических условий; 2. Решением существенных для населения вопросов экономического и социального развития; 3. Началом диалога с властью на равных. Вероятно, имея в виду эти потребности гражданского общества России, президент В.Путин и высказал идею о необходимости создания
органа, призванного обеспечить согласование интересов объединений граждан и институтов государства.
Сарычева И.А.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА И ЖЕНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ Инициатива Президента Российской Федерации о создании Общественной Палаты и ее законодательного обеспечения уловила, то, что, как говорят, «носится в воздухе» — а именно — насущную потребность общества в консолидации. Идею эту своими малыми силами пытались и пытаются воплотить в жизнь многие общественные и политические структуры.
Гошуляк В.В.
НЕОБХОДИМОСТЬ СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Как известно, российская правовая система состоит из двух уровней: федерального и уровня субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации открывают конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти учредительные акты устанавливают статус субъекта Российской Федерации, закрепляют основы конституционного строя, конституционные права и свободы человека и гражданина, учреждают органы государственной власти и определяют их компетенцию.
Пепеляев С.Г.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (часть 1) Налоговые споры в арбитражных судах демонстрируют реальное состояние дел в налоговом законодательстве и практической работе налоговых органов. На основании отчетов, опубликованных в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации» за пять предшествующих лет удалось составить ряд графиков, наглядно представляющих основные процессы в отношении налоговых споров.
Скурко Е.В.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Еще одна проблема — проблема истощаемости природных ресурсов. Недра истощаемы: уже сегодня приходится слышать, что в России ресурсов не так много. По оценкам специалистов, запасов российской нефти хватит примерно на 30 лет; природного газа — на 80 лет. То есть будущие поколения окажутся в нашей стране обделенными, лишенными природных ресурсов, если уже в ближайшее время не ввести ограничения недропользования.