Грызлов Б.В.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Б.В. ГРЫЗЛОВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИТОГАМ 4 СОЗЫВА Уважаемые депутаты!
Сегодня мы подводим итоги четвертого созыва Государственной Думы. Считаю, что мы работали профессионально, успешно и внесли значимый вклад в развитие России по всем важнейшим направлениям.
Государственной Думой было рассмотрено 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов.
Арзамасов Ю.Г.
ВЕДОМСТВЕННЫЙ НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: Зарегистрированный ведомственный нормативный акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации обязательно подлежит официальному опубликованию. Аналогичную норму мы находим и в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", где содержится обязывающая норма, согласно которой, «опубликованные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу»
Якубова С.Н.
МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Новая Конституция Республики Таджикистан, принятая всенародным голосованием 4 ноября 1994 года, по сравнению с предыдущими основными законами, коренным образом изменила конституционно-правовой статус законодательного органа Республики Таджикистан.
В ст. 48 Конституции Республики Таджикистан указывается, что Маджлиси Оли является представительным органом Республики Таджикистан, тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения .
В ст. 48 Конституции Республики Таджикистан Маджлиси Оли характеризуется как законодательный орган Республики Таджикистан. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Любимов А.П.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики .
Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека.
Мухамеджанов Б.А.
2007 ГОД - НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели государства и власти. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах…XXI века» . Поэтому, прежде всего, казахстанские государственные деятели и государствоведы должны были найти ответы на основные вопросы, предопределяющие выбор формы нового казахстанского государства:
Сомов М.Д.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (часть 1) Продолжительное время государственные органы – центральные и местные, постоянные и временные, cословные и чрезвычайные, соборные и теократические, военные и диктаторские, а также многие иные – воспринимались народным сознанием тайной принудительной силой, выполняющей непонятную работу при верховном правителе.
Конституционное разделение властных полномочий, упорядочение юридических и социальных начал государственности обусловили открытость и специализацию официальных учреждений по решению конкретных задач. В результате возрос интерес к статусу, эффективности деятельности, степени демократизации, выявлению характерных признаков публичных структур, идентификации их с той или иной частью государственного аппарата.
Шарко М.В.
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЯПОНИИ Современные дискуссии об активизации гражданских начал в жизни социума как средст-ва разрешения многочисленных проблем являются своего рода попыткой преодолеть дихотомию «государство – общество». Сегодня противоречия государства и общества входят в модный пред-мет исследований в самых разных странах и прагматично вводятся в программные положения многих политических партий. Можно констатировать наличие множества концепций гражданско-го общества, одни из которых выявляют новые потенциальные ресурсы реальной демократии, дру-гие ищут способы исключения возврата к авторитарным или диктаторским методам управления, третьи нацелены на ликвидацию негативных последствий тоталитаризма.
Наиболее важными политическими аргументами в пользу формирования гражданского общества в России являются консолидация и объединение усилий общества и государства по нор-мализации внутригосударственной обстановки; интеграция широких слоёв населения; признание приоритетности общечеловеческих ценностей; выработка активной гражданской позиции. Граж-данское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутству-ют традиции критического анализа деятельности властей и где политические свободы восприни-маются как своеволие и отсутствие ответственности за поступки.
Хараджиев М.Ф.
КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧЕТ И АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН К ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА От реализации в правовом пространстве контрольно-аналитической деятельности Админи-страции Президента РФ зависит, насколько эффективно глава государства, исходя из конституци-онных полномочий, контролирует деятельность государственных органов, обеспечивает реаль-ность права граждан на обращения, в частности, к Президенту Российской Федерации.
В этой связи для определения сущности контрольно-аналитической деятельности Админи-страции Президента в данной сфере необходимо выделить характерные стороны учета, контроля и анализа, которые позволяют установить специфику и определить роль и место контрольно-аналитической деятельности среди иных близких понятий, каковыми являются наблюдение, проверка, аналитика и т. п.
Статья 14 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дает определение контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений. Согласно статье, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анали-зируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Черный В.В.
ТЕОРИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ? (часть 1) Идеология играет важную роль в обеспечении национальной безопасности государства, в определении социальных интересов и ожиданий, в политической стабильности и ослаблении социальных напряжений. Известно, что разрушение государства и общества начинается с идеологического разрушения государственно-образующих идей, изменения идей народов . Идеология основывается на признании определенной модели общественных отношений и политической системы, она отражает общественное бытие через призму социально-групповых и классовых интересов . Процесс образования государств никогда не свершается без участия в нем некоторых коллективно-психических или, как можно сказать, идеологических элементов . Как каждая революция начиналась с развития подготовительных идей, так и русское движение проявилось, прежде всего, в самоотверженной проповеди нового идеально-прекрасного строя жизни
Гольцблат А.А.
«ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТОР» ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА Россия бьет рекорды по притоку иностранных инвестиций. По последним данным Федеральной службы государственной статистики объем иностранных инвестиций в Россию в 2007 г. достиг 70 млрд. долларов, что более чем в 2,5 раза больше их притока в аналогичном периоде прошлого года. Все больше инвесторов избавляются от набора обычных заблуждений, сопутствующих в России любым инвестиционным проектам. Сегодня иностранному инвестору важнее иметь команду умелых менеджеров, консультантов и юристов, нежели надеяться только на поддержку властных органов.
Одно из главных заблуждений - это недооценка роли права и юридических процедур. Второе – упрощенное представление о роли властных структур, решающих любые вопросы якобы лишь на неформальной основе. Третье, переоценка возможностей федеральной бюрократии, «московских знакомств» при недопонимании и недооценке роли региональных и муниципальных властей в процессе реализации инвестиционного проекта.
Караульщиков А.В.
ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Эффективное государственное регулирование валютного рынка является в настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед российским государством. Данная правовая проблема привлекает внимание специалистов не только в сфере экономики и финансов, но и в области права.
В результате перехода экономики России к рыночным отношениям, в стране возникла объективная необходимость создания нормативной правовой базы для построения эффективной и действенной экономической системы. Недавно вступил в силу новый Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ)1, с принятием которого утратил силу ранее действовавший Закон РФ от 09 октября 1992г. № 3615-1
Истоменок К.В.
ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ Неприкосновенность дипломатической почты всегда являлась самым существенным элементом статуса данного средства сношений. Принцип, в соответствии с которым дипломатическая почта не подлежит вскрытию, досмотру или задержанию, является давно сложившимся и широко признанным правилом. Иммунитет от досмотра почты рассматривается как отражение основного принципа неприкосновенности архивов и документов представительства, который является общепризнанным принципом обычного международного права и, по мнению многих государств, носит абсолютный характер .
Следует отметить, что принцип свободы сношений государств для всех официальных целей освещается в работах Л.В. Лойко, Л.М. Захаровой и А.А.Коноваловой, А.А. Челядинского, Ю.Г. Демина, К.К. Сандровского, О.П. Селянинова, Н.Н. Петренко, В.А. Зорина, Д. Вуд и Ж. Сере, Л. Оппенгейма и многих других.
Любимов А.П.
ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ДЖ. БЕРМАНА С огромной печалью сообщаем о кончине почётного и уважаемого члена Экспертного совета журнала «Представительная власть – ХХI век», профессора университета Эмори Гарольда Джозефа Бермана. Он ушёл из жизни в среду, 13 ноября 2007 г., в Нью-Йорке, в возрасте 89 лет.
Указатель авторов и статей за 2007 г.
УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ В 2007 ГОДУ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ В 2007 ГОДУ