Грызлов Б.В.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТОЛЕТИИ ПАРЛАМЕНТА 2006 год проходит под знаком одной из самых заметных юбилейных дат в истории нашего Отечества – 100-летия российского парламентаризма. Приятно отметить, что общественный интерес к этому событию довольно высок. И мероприятия, подобные сегодняшней конференции, позволяют нам такой интерес стимулировать, обсуждать прошлое, настоящее и будущее парламентской демократии в нашей стране. Это важно для развития и российского государства, и российского общества.
Вешняков А.А.
ВЫБОРЫ В ПЕРВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ – ПЕРВЫЙ ОПЫТ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Столетие выборов в первую Государственную Думу, прошедших в феврале–марте 1906 года, – знаменательная дата в истории нашего государства, становления и развития российского парламентаризма.
Эти выборы вселили оптимистические надежды большинству населения страны на давно желаемые перемены.
Любимов А.П.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ История представительной власти, не отделимая в нашем сознании от парламентаризма, уходит своими корнями в глубь истории.
К народному представительству (представительной власти) в России люди стремились с глубокой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, Киеве и Владимире собиралось народное собрание (вече) в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход войско или дружину, увеличивать ли подати (налоги) и т. д.
Курманов М.М.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОМОЧНОСТЬ ЗАСЕДАНИЙ, ВИДЫ ГОЛОСОВАНИЙ Конституционно-правовые основы статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (далее - законодательный орган субъекта РФ) определяются Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В Конституции РФ провозглашено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11).
Осипян Б.А.
ВЛАСТЬ КАК БОГОДАННАЯ МЕРА УПОРЯДОЧИВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ Всякая реальная и долговременная власть представляет собой определенную меру животворной силы высшего Духа, которая сама, будучи невидимой и нематериальной, проявляется во всем действительном. Именно Дух Божий является безмерной мерой для оправдания всех установленных земных властных учреждений и инстанций, а не наоборот. Не органы власти, по какому-то высшему праву, преподают себя Духу, а Дух, по милости своей, преподает себя органам власти. Будучи самостоятельным и свободным, Он ведет, направляет и упорядочивает, обладает и управляет всем душевным и материальным, но не порабощает их.
Кирпичёв И.В.
К 100 - ЛЕТИЮ ПАРЛАМЕНТСКОГО КЛУБА. КЛУБ "РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЙ": ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В апреле 2006 году будет праздноваться 100-летний юбилей со дня начала работы Государственной Думы Российской Империи. История создания и развития российского парламентаризма была сложной, многовековой и развивалась, несмотря на смену политической власти и государственного устройства.
Комарова В.В.
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА РЕФЕРЕНДУМНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Понятие и содержание референдумного права Российской Федерации. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и проч. Предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать основополагающими в каждой из областей жизни.
Булаев Н.И.
ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (ЧАСТЬ 2) Конкуренция публично-правовых и частноправовых отношений обнаруживается при анализе процедуры отбора при приеме в вузы. Право граждан на бесплатность всех видов образования и создание условий для самообразования было установлено в СССР. Принятый через 20 лет Закон Российской Федерации «Об образовании» в части 3 статьи 5 указывает, что государство гарантирует гражданам «на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
Вороненков Д.Н., Оробец В.М.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Концепция судебной реформы, одобренная Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году, и Программа Правительства Российской Федерации «Развитие судебной реформы в России» на 2002 – 2006 гг., принятая в 2001 году, определяют содержание качественных изменений в становлении самостоятельной судебной власти.
Положения о судебной власти, закрепленные в главе 7 Конституции Российской Федерации 1993 года, получили свое развитие в ряде федеральных конституционных законов и федеральных законов, актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации.
Пепеляев С.Г.
ВЫЧЕТ НДС И ПРИМЕНЕНИЕ НУЛЕВОЙ СТАВКИ: АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ (ЧАСТЬ 1) Три постановления ВАС РФ, принятые 13.12.2005 по делам ООО «Энерготехгрупп» (№ 10048/05; 10053/05; 9841/05), вызвали бурную реакцию в прессе. По мнению экспертов, фактически судьи ввели ответственность налогоплательщиков за третьих лиц, которая сейчас в законодательстве не предусмотрена. При этом отмечается, что решение Суда может толковаться по-разному и нет уверенности относительно сценария дальнейшего развития практики налогообложения. Необходимы законодательные решения, которые позволили бы вести эффективную борьбу с налоговым мошенничеством, но так, чтобы не задевать реальный сектор экономики, не препятствовать экономическому росту, не нарушать права и интересы граждан.
Хутинаев И.Д.
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ В обращении к гражданам в связи с событиями в Беслане, на заседании Правительства России 13 сентября 2004 года В.В. Путин поставил перед страной новые цели развития государства, четко конкретизировал задачи реформ. Суть их в том, что страна столкнулась с агрессией мирового терроризма, для ликвидации которого необходимо отрегулировать механизм управления государством, реформировать федеративные отношения. В этих целях Президент предложил новый вариант формирования исполнительной власти – вместо выборов глав субъектов федерации – особый механизм их назначения по представлению Президента Российской Федерации.
Борисов И.Б., Игнатов А.В.
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ В ПАРАЛАМЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА 6 НОЯБРЯ 2005 г. (часть 1) Центральная избирательная комиссия Азербайджана зарегистрировала 1291 международного наблюдателя, прибывших в республику для наблюдения за выборами в парламент (Милли Меджлис) 6 ноября 2005 г.
Гошуляк В.В.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА Конституция Российской Федерации 1993 г. установила основополагающие принципы федерализма и распространила их на всю территорию России. Это означает, что все субъекты Российской Федерации получили право на законодательство и управление в пределах собственного ведения, право на формирование своих органов государственной власти на основе общих принципов их организации, определяемых Конституцией РФ и федеральным законодательством. Следовательно, в Российской Федерации следует выделять законодательную ветвь власти как на федеральном, так и на региональном уровне.