Густов В.А.
ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СНГ В.А. ГУСТОВЫМ
1. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года Президента Российской Федерации В.В. Путина отмечается, что «Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане – и на всем евразийском пространстве». Как практически реализуется это положение сегодня?
В октябре этого года в столице Таджикистана г. Душанбе прошла встреча глав государств-членов СНГ, на которой, по инициативе России, был подписан ряд совместных документов. Основным пунктом повестки заседания Совета стало обсуждение и утверждение главами государств Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации.
Концепция предусматривает дальнейшее эволюционное развитие СНГ путем интегрирования усилий государств-участников в экономическом и политическом плане для повышения эффективности взаимодействия. Этим документом вводится ротируемое председательство. Устанавливается, что председательство в течение одного года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете осуществляется одним государством одновременно. Участники саммита обсудили также проблемы миграции, противодействия наркотрафику и отмыванию нелегальных доходов.
Барциц И.Н.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ) (часть 1) Технологические и информационные составляющие современной человеческой цивилизации объективно приводят к глобализации и утверждению надгосударственных форм информационного, экономического контроля. Общественная мысль не только в России, но и во многих других странах пытается осознать воздействие процессов глобализации на процессы принятия решения, адаптировать к новым реалиям принципы суверенитета, формулируются подходы, нашедшие выражение в нашей стране в концепции «суверенной демократии». Рассмотрение международного опыта административных преобразований на предмет его применения в России необходимо проводить в общем контексте ситуации, сформировавшейся в процессе исторического развития отечественной системы управления. На роль универсальной методики оценки качества государственного управления претендуют разработки Института Всемирного банка, эксперты которого сыграли большую роль в научном осмыслении проблем реализации административной реформы в России.
Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Социокультурный фактор в развитии правовых систем современности. На смене второго и третьего тысячелетия перед наукой, в том числе и юридической, поставлен ряд сложных теоретических и практических задач, от эффективного решения которых во многом будет зависеть выбор стратегического направления дальнейшего развития человеческой цивилизации. Глобальная трансформация окружающего нас мира, в том числе появление невиданных ранее возможностей для процветания и вместе с тем возникновение новых устрашающих людей на всех континентах угроз, придали особую актуальность задаче построения будущего мирового порядка, создания необходимых механизмов и процедур его формирования и функционирования.
Не вызывает сомнения, что основными факторами, способствующими решению этой всеохватывающей мировой задачи, служат экономический, политический и информационный факторы, чаще всего выступающие во вне в форме норм и институтов международного права и корреспондирующих им структурных частей национальных правовых систем, в первую очередь, правотворчества, правореализации, правосознания и правовой культуры.
Сомов М.Д.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (часть 2) Государственная целостность, единство системы государственной власти, иные принципы конституционного строя призваны обеспечить тесное взаимодействие составных частей государственного механизма, организационно-функциональное распределение властных полномочий. Статья 10 Конституции Российской Федерации подчеркивает самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Эта самостоятельность не мешает им решать многие вопросы совместно, по согласованию, путем взаимного обращения друг к другу, иными способами. Так, разработка федерального бюджета на очередной год требует соподчиненных усилий множества официальных и приватных учреждений.
На функционирование государственного аппарата в 1993 – 1999 г. существенно влияли взаимоотношения Президента и парламента. После 2000 г. эти контакты приобрели более чёткие контуры с одновременным наращиванием прерогатив главы государства по осуществлению полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны. Для реализации столь сложной функции учреждены Государственный Совет, институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Джафаров А.М.
РЕФОРМА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ С ПОЗИЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ 11 мая 2007 г. законодателем России в УПК РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» внесены ряд принципиальных изменений и дополнений, которые кардинально изменили концепцию участия прокурора в уголовном преследовании и осуществления им надзора за предварительным следствием.
В частности, мы имеем ввиду те изменения, которые предусматривают разделение функций органов прокуратуры по:
- осуществлению надзора за соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах;
- организации и проведению предварительного расследования по уголовным делам путем создания Следственного комитета прокуратуры России, который будет состоять из Следственного комитета Генеральной прокуратуры, следственных управлений прокуратур субъектов РФ, военных прокуратур, следственных управлений (отделов) прокуратур го-родов и районов.
Бердашкевич А.П., Булаев Н.И., Калинин А.В.
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В конце 2006 (через 180 дней после принятия) вступил в силу Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ-59). Первый опыт работы по правилам, установленным ФЗ-59, показал определённые особенности подготовки ответов по обращениям граждан в зависимости от вида деятельности автора обращения. В частности, обращения представителей научно-образовательного сообщества имеют свои особенности, которые, по-видимому, обусловлены творческим характером деятельности, самой направленностью этой деятельности на общественное благо, а также общими характерологическими признаками, присущими представителям научно-образовательного сообщества. Данная работа имеет целью выявить особенности работы с обращениями граждан, касающимися проблем в области образования и науки, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Черный В.В.
ТЕОРИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ? (часть 2) Известно, что “политические мифы можно сравнить с удавом, который парализует животное, прежде чем проглотить его”. После информационной обработки люди также сдают свои позиции без серьезного сопротивления, их сознание подавляется и они становятся подчиненными раньше, чем успевают осознать, что происходит. “Миф расы действует как коррозия, разъедая и уничтожая все прочие ценности” .
Ибрагимов И.М.
ПОНЯТИЕ «ПОТЕРПЕВШИЙ» В КОНТЕКСТЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА В ряду некоторых важных, но не совсем исчерпанных вопросов российского уголовно-процессуального права всё ещё остается вопрос о самом определении понятия «потерпевший». В современной юридической литературе различные определения этого понятия имеют своим основанием главным образом уголовно-правовые критерии, что не позволяет в полной мере раскрыть характер этого субъекта уголовного судопроизводства, его особое процессуальное положение и роль в свершении правосудия.
Коршунов Н.М.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОКУШЕНИЕ С НЕГОДНЫМИ СРЕДСТВАМИ В журнале «Представительная власть – XXI век» (2007, № 4) опубликована статья С.Г. Пепеляева «Гражданский кодекс Российской Федерации: правоприменение по-ленински», в которой автор предпринимает попытку критического анализа статьи 169 кодекса и практики ее реализации. Обращение к данной проблеме само по себе не является чем-то новым, а уж тем более неожидаемым. Как известно, в последние годы различные аспекты адекватности статьи 169 потребностям современного экономического оборота, пределов действия содержащейся в ней нормы и практики ее применения привлекают внимание цивилистов . Кроме того, по жалобе одного из акционерных обществ на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации 8 июня 2004 года вынес специальное определение. В нем, в частности, дается толкование действиям, заведомо противным «основам правопорядка и нравственности», которые в соответствии с нормой статьи 169 кодекса являются основанием признания сделки недействительной и взыскания полученного сторонами по сделке в доход государства . Данное толкование суда весьма активно обсуждается на страницах юридической периодической печати, что имеет безусловное значение для правильного понимания и применения статьи 169 кодекса .
Пепеляев С.Г.
И ВСЕ ЖЕ СТ. 169 ГК РФ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТМЕНЕНА! Полемические статьи для того и пишутся, чтобы вызывать дискуссию по острой проблеме. Поэтому появление отзывов на такие работы – свидетельство успеха. Беда лишь в том, что не всегда оппоненты готовы придерживаться признанных правил ведения спора, бывает, что аргументы уступают эмоциям.
Уважаемый коллега Н.М. Коршунов не согласен с моей оценкой значения статьи 169 ГК РФ, но зачем вместо опровержения выдвинутых мною тезисов сокрушаться по поводу научной несостоятельности самого автора? Уважаемый профессор указывает, что я не «обременил себя ознакомлением» с определением КС РФ и мнениями иных специалистов, являюсь «человеком, не имеющим представления об особенностях политико-идеологической обстановки», не владею достоверной информацией о судебной практике, имею смутное представление о механизме правоприменения, «не лучшим образом владею» законами формальной логики…
Косаренко Н.Н.
CТРАХОВОЙ РИСК (часть 1) Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых взносов (страхо-вых премий).
В основе страхования лежит понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. Страхование предполагает события, которые в принципе не зависят от воли человека либо собы-тий, в отношении которых были предприняты все попытки предотвратить их наступление
Музыка С.А.
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Административная реформа, произошедшая в результате принятия Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" , обеспечила их структурное единство, возможность использования системного подхода при их формировании и руководстве деятельностью, привела к более упорядоченному распределению полномочий между ними.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 устанавливается, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (пункт 1 Указа) и выделяются отдельные виды функций федеральных органов исполнительной власти, в том числе функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг (пункт 2 Указа).
Гузеева О.С.
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ – САЙТОВ ПРОНАРКОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Сеть Интернет относительное новое средство коммуникации. К сожалению, его возможности нередко используются для пропаганды наркотиков и связанного с ними образа жизни. Специалисты с тревогой отмечают, что на сегодняшний день Интернет, в том числе и российский сегмент сети Интернет (далее - Рунет), является «особенно подходящим средством для коммуникации на тему наркотиков» , рамочные условия которого позволяют осуществлять относительно свободный, бесцензурный поток информации, а также прямой и анонимный обмен мнениями.
Анализ ресурсов российского сегмента сети Интернет (Рунет) показывает, что отечественные пользователи, в том числе подростки и молодежь, на пронаркотических, или так называемых «наркоманских» сайтах, свободно могут почерпнуть информацию о лекарственных препаратах, обладающих аддиктивным (от англ. addiction — пристрастие, зависимость) потенциалом, рецептуре изготовления кустарных наркотических средств, приспособлениях для употребления наркотиков, местах «тусовок» подростков с аддиктивным поведением, наркопритонах, образе жизни наркоманов, их ценностях и т.п.
Пулов Е.А., Лымыч О.М.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗВРАТА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА Граждан, желающих разместить свои сбережения в банке, в настоящее время становится все больше. Это обусловлено тем, что банковские вклады традиционно считаются наиболее удобным и надежным способом сохранения и преумножения сбережений. Несмотря на то, что процентные ставки по вкладам, предлагаемые сегодня коммерческими банками физическим лицам, не позволяют надеяться на значительный прирост вложенных средств, банки сохраняют способность уберечь деньги вкладчиков от обесценивания. В этой связи эксперты финансового рынка рекомендуют, для желающих получить доход от своих сбережений, ориентироваться на вклады как можно более долгосрочные и открываемые в рублях.