Гусев В.К. (Интервью взял Игнатов Ю.С.)
ИНТЕРВЬЮ С ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И СОБСТВЕННОСТИ ГУСЕВЫМ В.К. В апреле с. г. исполнилось 75 лет видному государственному и общественному деятелю, доктору технических наук, профессору, действительному члену РАЕН, первому заместителю Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, вице-президенту Российского союза товаропроизводителей, сенатору от Ивановской области Владимиру Кузьмичу Гусеву. Редакция журнала «Представительная власть - ХХI век» поздравляет его с этим большим юбилеем и желает ему, талантливому организатору, видному ученому, политику и законодателю, а также отзывчивому человеку, настоящему патриоту России доброго здоровья и новых свершений на благо российского народа.
Бурмистров А.С.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ ДВУХПАЛАТНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный контроль в современном мире является важным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии общества и государства. Осознавая важность и необходимость контрольных органов в современных государствах, государствоведы предлагают выделить контрольную ветвь власти, наравне с традиционными . В целом, поддерживая высказанную идею, тем не менее, в данной статье мы остановимся на специфике парламентского контроля, в бикамеральном органе на примере субъектов Российской Федерации.
Чепунов О.И.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Осуществление контроля занимает одно из важнейших мест в деятельности любого парламента и зависит в конкретном государстве от ряда факторов. Различия в методах парламентского контроля вызваны различными формами правления, формой государственного устройства, политическим режимом, традициями и прочими условиями. Но при этом парламент всегда выступает как высший орган народного представительства, обладает контрольными функциями, кроме консультативных, как в некоторых странах, например, с «монотеократической» системой власти (Национальное собрание ОАЭ).
Барциц И.Н.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ) (часть 2) Для государственного управления России коррупция является одной из самых болезненных, действительно угрожающих национальной безопасности страны проблем. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксман привел цифры, согласно которым объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в 240 с лишним миллиардов долларов .
В докладе Института Всемирного банка по показателю «учет мнения населения и подотчетность государственных органов» лидирует Финляндия, а Россия находится рядом с Зимбабве. Подобное положение Россия занимает и по показателям эффективности государства и верховенства закона, деля места в рейтинге с Ганой и Венесуэлой. Небезынтересно, что эксперты признали политическую ситуацию в России 2005 г. менее стабильной, нежели в 1998 г. (экспертам нелишне было бы вспомнить дефолт в России в августе 1998 г.).
Любимов А.П., Сайко Е.А.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ФОРМАТ Самое сложное в государстве, обществе и праве – это суметь осмыслить настоящее. Причем не в образах и метафорах, а в терминах и понятиях. Эта проблема представляется сверхсложной, а миссия по ее реализации кажется невыполнимой, когда понимаешь, что речь идет не о бытии отдельно взятого среднестатистического человека, а целого государства – России, настоящее и будущее которой во многом зависит от уровня государственного управления и правовой культуры чиновников.
В ситуации, когда само время в жесткой, безапелляционной форме бросает человечеству вызов за вызовом, дать достойный ответ на них в области политики, права, экономики, культуры, образования и просвещения невозможно без модернизированной, эффективной сферы государственного управления и компетентной государственной службы.
Лихачев В.Н.
РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СООБЩЕСТВО (часть 1) Глобальная Повестка дня для XXI века предъявляет особые требования политико-дипломатического и научного характера решению задачи устойчивого развития, реструктуризации и инновации современных международных отношений. Важную и перспективную роль в этом направлении призван сыграть такой социально-ценный и прикладной институт, как международно-правовое сообщество. Возникнув по большому счету в предыдущем столетии, он прошел солидную эволюцию под влиянием ряда существенных факторов. Среди них – многополярное строительство мира, мирное сосуществование двух общественных систем, процесс деколонизации, научно-техническая революция и другие. В новом историческом периоде в качестве позитивного политического капитала этот институт представляет собой всемирную географическую, поливариантную совокупность связей и взаимодействий, прежде всего с участием государств как суверенно-цивилизованных акторов, образованную и развивающуюся на базе de lega lata u de lega ferenda. Будучи составной, органичной частью международных отношений, их специфическим (нормативно-юридическим) отражением, международно-правовое сообщество в целом, субъекты правовой регуляции (государства, межправительственные учреждения, организации, суды, трибуналы и т. д.) призваны обеспечить их актуальную адаптацию к действующим закономерностям, а также реформирование и исторический прогресс.
Линников А.С.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОРГАНА БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В последнее время в зарубежной научной литературе, среди представителей институтов и органов Евросоюза, а также государств-участников международных организаций экономического и финансового сотрудничества, ведется дискуссия о тенденциях развития органов банковского надзора ЕС и о перспективах создания в рамках Евросоюза единого регулирующего и надзорного органа в сфере финансовых услуг (так называемого «мегарегулятора»). В настоящей статье мы рассмотрим основные точки зрения по вопросу о создании «мегарегулятора финансового рынка» ЕС и проанализируем возможные перспективы возникновения подобного органа.
Создание единых надзорных органов в сфере финансовых услуг в последние годы становится практикой в ряде государств-членов ЕС, где происходят соответствующие законодательные реформы. Что же касается учреждения "мегарегулятора" в рамках всего Евросоюза, то данный вопрос пока лишь является предметом обсуждений и дискуссий.
Трунов И.Л.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРАХОВАНИЮ АВИАПЕРЕВОЗОК С пугающей периодичностью происходят авиационные трагедии, уносящие множество жизней: молодых, активных людей, полных жизненной энергии; детей, у которых жизнь только начиналась и все было впереди; пожилых людей, аккумулирующих в себе большие знания и опыт. Российское законодательство претерпело изменения. Государственная Дума ФС РФ приняла в третьем чтении поправки в статью 133 Воздушного кодекса РФ, касающиеся обязательной страховой защиты авиапассажиров. В соответствии с законом, перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации родственникам погибшего в авиакатастрофе гражданина при выполнении внутренних воздушных перевозок в сумме не менее 2 млн. руб., расходы на погребение - в сумме не более 25 тыс. Также компания обязана обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья. При причинении вреда багажу – размер выплат, подлежащий возмещению, - не более 600 рублей за каждый килограмм веса багажа, при причинении вреда вещам, находящимся при пассажир, размер причиненного вреда - не более 11 тысяч рублей. В случае смерти пассажира осуществляется предварительная выплата в размере 10% от минимальной страховой выплаты.
Осипян Б.А.
ЗАКОН КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Мудрый и опытный законодатель в своей многосложной деятельности должен быть подобен социально-правовому прогнозисту и нормативно-функциональному программисту для сохранения своей способности адекватно отражать в громаднейшей массе государственных законов и функций разнопорядковые объективные и субъективные правомерные процессы. При этом, поддерживая сложившийся порядок наличных правоотношений, он обязан также заботиться о своевременном целесообразном преобразовании этих правоотношений и действующего законодательства в обозримой перспективе.
Литягин Н.Н.
АМЕРИКАНСКИЕ ЮРИСТЫ ГОТОВЯТ NOGA-2. ПОМОЖЕТ ЛИ ИМ РОССИЙСКИЙ СУД ВСЛЕД ЗА ФТС В настоящее время в Арбитражном суде города Москвы находится иск Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС) к американскому банку The Bank of New York (далее - банк) о взыскании 22,5 миллиардов долларов США. Последние заседания по делу состоялись в конце февраля и в начале апреля, рассмотрение дела продолжается.
Дело для российских судов беспрецедентно как по сумме иска, так и по его нормативному основанию: требование ФТС заявлено по американскому антикоррупционному закону RICO. Поэтому внимание юридической общественности к данному делу гарантировано. Это внимание, впрочем, было привлечено еще и беспрецедентным размером гонорара юристов ФТС - американской адвокатской фирмы Podhurst Orseck.
Черный В.В.
NOGA ШАГАЕТ ПО РОССИИ. ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД Охотников за российскими активами за рубежом прибыло. Всем известны споры Российской Федерации против фирмы Noga, процессы с участием кредиторов Российской империи и претендентов на культурные ценности, перемещенные в Россию в результате Второй мировой войны. Сейчас к роли Noga примеривается Франц Зедельмайер, который добился разрешения начать обращение взыскания на российскую недвижимость в Кельне - здание бывшего советского торгпредства.
Тем временем Россия сама себе создает очередную «Noga», которая может оказаться гораздо серьезнее, чем все предыдущие. Речь идет о юридической фирме из Флориды Podhurst Orseck, которая подрядилась представлять интересы Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) по иску к Bank of New York.
Винокуров А.Ю.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Оперативно-розыскная деятельность занимает значимое место в структуре государственно-правового механизма борьбы с преступностью и роль ее в раскрытии и предупреждении преступ-лений все более и более возрастает. Вместе с тем, принимая во внимание, с одной стороны, по-требность в повышении ее эффективности, а с другой – необходимость соблюдения при ее осуще-ствлении прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, очевидным пред-ставляется и повышение роли прокурорского надзора за деятельностью органов, на которые воз-ложена оперативно-розыскная работа.
Косаренко Н.Н.
СТРАХОВОЙ РИСК (часть 2) Страхование выполняет следующие функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.
Б.Ю. Сербиновский и В.Н. Гарькуша считают, что содержание рисковой функции страхования выражается в возмещении риска. В рамках действий этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, т.к. страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавших .
Назначение предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.
Содержание сберегательной функции страхования заключается в том, что при помощи страхования сберегаются денежные суммы на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.
Лабыгин А.Н.
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Формирование концепции права муниципальной собственности должно происходить через призму обязательного анализа проблемы деятельности унитарных предприятий и учреждений.
Сложность и противопоставление публичных и частных интересов в деятельности учреж-дений обуславливает исследовательский интерес к проблематике их правового статуса. В частно-сти, в сфере высшего профессионального образования и, соответственно, в аспекте гражданско-правового регулирования образовательных учреждений, примечательна работа В.В. Кваниной «Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Россий-ской Федерации» .
Литягин Н.Н.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИНАНСОВОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИИ С увеличением массива нормативно-правовых актов всё более актуальной становится задача их систематизации, приведения в определённую, внутренне согласованную систему. Эта деятельность непосредственно связана с упорядочением законодательства, но её потенциал в полной мере не используется. В этой области правотворчества имеются существенные недостатки: несвоевременно готовятся предложения и принимаются решения о приведении законодательных актов в соответствие с позднее принятыми актами; устаревшие правовые нормы не пересматриваются, что затрудняет правовое регулирование. Наглядным тому примером является Бюджетный кодекс РФ. После принятия в 1998 году, в него практически ежегодно (по нескольку раз в год) вносятся изменения, но каждый раз решается та либо иная частная задача. Проекты федеральных законов о внесении в кодекс изменений готовятся в ускоренном режиме, под внезапно возникшую потребность, и не даётся оценка акту в целом, не выявляются устаревшие, недействующие правовые нормы, не вносятся законодателю предложения об исключении их из кодекса, то есть в работе отсутствует системный подход.
Артищев А.И.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Правовое регулирование в той или иной области общественных отношений осуществляется через конкретные правовые механизмы, которые наиболее полным образом должны предоставлять возможность реализации прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Одной из предпосылок эффективности таких механизмов является однозначное понимание всеми правоприменителями конституционных положений, в их синхронизации с положениями международных нормативно-правовых актов. Остановимся на таком важнейшем праве, как праве на распространение информации, и на наиболее социально-значимом его виде – телерадиовещании.
Кочергин Г.Т.
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ Идёт третий год жизни и деятельности сельских поселений после принятия Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления, совместно с депутатами представительных органов, решают повседневные задачи, а также государственные и внезапно возникающие. Одновременно устанавливается регламент власти в соответствии с принятым Законом.
В первые месяцы работы, после детального изучения Закона о местном самоуправлении и его практического освоения, руководство администраций и депутатский корпус столкнулись с огромными проблемами по организации власти и всей жизни на селе.
Выяснилось, что этот Закон имеет больше минусов, чем плюсов. Принят был он в спешке, без изучения обстановки на местах, необходимого обсуждения с народом, ветеранами - управленцами, специалистами, руководителями администраций районов и хуторов. В результате - Закон вышел из стен Государственной Думы слабый, глубоко не продуманный. В нем до предела усложнены процедуры принятия документов, а также внесения изменений и дополнений через публичные слушания.
Багишаев З.А., Оганесян С.С.
«ОТДАВАЙТЕ КЕСАРЕВО КЕСАРЮ, А БОЖИЕ БОГУ» За последние годы число желающих просветить народы России в вопросах демократического миропорядка, свободы личности и истинной духовности возрастает чрезвычайно интенсивно. Рекомендации идут не только с Запада, но и с Востока, не только от бывших идеологических противников, но и от недавних соотечественников, которые, не успев снять пионерские галстуки и комсомольские значки, настолько идейно и духовно «просветились», что бросились спасать «тёмных и невежественных россиян».
Особенно интенсивно используется для «просвещения» народов России одна из самых деликатных и уязвимых сфер человеческого сознания – религиозная.
Столь пристальное внимание к духовной сфере наших граждан, с одной стороны, не может не радовать, ибо является верным показателем открытости нашей страны и её возросшей значимости на мировой арене, которая вызывает соответствующую реакцию, как друзей, так и недругов; с другой стороны, не может не тревожить, поскольку настойчивое навязывание псевдодуховных или чуждых нашим народам воззрений нередко ставит под угрозу национальную безопасность государства.
Устюгов М.А.
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ На современном этапе в России отмечается повышенный интерес к избирательным технологиям. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, российские политические партии и лидеры обладают сравнительно небольшим опытом в проведении избирательных кампаний. Связано это с тем, что российские политические партии сформировались гораздо позже, чем в странах Западной Европы, а Октябрьская революция 1917 г. прервала развитие парламентской культуры. Выборы 1989 г., прошедшие впервые на альтернативной основе, вызвали политическую активность народных масс. Но при проведении демократических выборов применялись те же избирательные технологии, что и в советское время. Соответственно, в 1990-е гг. XX в. нужно было искать новые способы и подходы, которые позволили бы отреагировать на изменения, произошедшие в ходе избирательных кампаний демократической России. Во-вторых, с каждым годом усложняются выборные процедуры, а это, в свою очередь, требует от политической элиты, политических партий, политических лидеров умения использовать теоретический опыт, накопленный в развитых странах, практические приемы зарубежных избирательных технологий, которые были адаптированы в российском избирательном процессе и получили развитие в современной России. В-третьих, в российском политическом процессе интенсивное использование так называемых «грязных» и «чистых» политических технологий ведет к необходимости исследования избирательных технологий как нового явления для политической жизни российского общества и как средства самовыражения ведущих политических группировок в ходе политической борьбы за власть.
Фесечко А.И.
АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ (Луна без курса в 2008 г.) С древних пор замечен, но еще до сих пор не подвергнут строгой научной разработке один из любопытнейших вопросов в астрологии и медицине - вопрос о фазовом влиянии Луны на человека и его безопасность. По силе влияния на организм она находится на втором месте после Солнца. Неблагоприятное ее влияние особенно усиливается во время новолуния, полнолуния и в период Луны «без курса». В древности астрологами было подмечено, что в промежуток времени, исчисляемый от последнего аспекта Луны с какой-либо планетой (угловое расстояние между ними) до момента вхождения ее в следующий знак Зодиака, Луна остается неаспектированной. Такое положение Луны в практической астрологии называется Луной «без курса», «невидимой» Луной или «холостым пробегом» Луны. Период этот неравномерный и может длиться от пары минут до полных суток. Эффект этот принадлежит к наименее замечаемым в повседневной жизни и оттого наиболее опасным лунным влияниям. В этот период Луна оказывает очень сильное влияние на подсознание человека и способна натворить немало бед.
Щитова Н.Г.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЛИДЕР ОТРАСЛИ» 21 марта в Москве состоялась торжественная церемония награждения Лауреатов Национальной Премии «Лидер Отрасли». На церемонии в Петровском зале Президент-Отеля присутствовали руководители и представители почти 40 предприятий и организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Тюмени, Нижнего Новгорода, Ульяновска и других регионов. Эксперты и гости обратили внимание на то, что среди лидеров отраслей практически нет предприятий, занятых исключительно торговлей. При этом в «фаворитах» - строители, легкая промышленность, производство продуктов.
Именно рост производственного сектора должен определить вектор развития экономики России на долгосрочную перспективу.
Заместитель Председателя Совета Федерации РФ А. Торшин в своем обращении на открытии церемонии отметил, что палата регионов очень внимательно следит за тем, как развивается экономика, за тем, какие люди встают у руля успешных предприятий.