МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
На современном этапе в России отмечается повышенный интерес к избирательным технологиям. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, российские политические партии и лидеры обладают сравнительно небольшим опытом в проведении избирательных кампаний. Связано это с тем, что российские политические партии сформировались гораздо позже, чем в странах Западной Европы, а Октябрьская революция 1917 г. прервала развитие парламентской культуры. Выборы 1989 г., прошедшие впервые на альтернативной основе, вызвали политическую активность народных масс. Но при проведении демократических выборов применялись те же избирательные технологии, что и в советское время. Соответственно, в 1990-е гг. XX в. нужно было искать новые способы и подходы, которые позволили бы отреагировать на изменения, произошедшие в ходе избирательных кампаний демократической России. Во-вторых, с каждым годом усложняются выборные процедуры, а это, в свою очередь, требует от политической элиты, политических партий, политических лидеров умения использовать теоретический опыт, накопленный в развитых странах, практические приемы зарубежных избирательных технологий, которые были адаптированы в российском избирательном процессе и получили развитие в современной России. В-третьих, в российском политическом процессе интенсивное использование так называемых «грязных» и «чистых» политических технологий ведет к необходимости исследования избирательных технологий как нового явления для политической жизни российского общества и как средства самовыражения ведущих политических группировок в ходе политической борьбы за власть.