Герасимова Н.В.
ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ, ЧЛЕНОМ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Н.В. ГЕРАСИМОВОЙ 1. Чем вызвано особое внимание, в последнее время, наших законодательных и исполнительных органов к проблемам воспитания дошкольников? Что они уже успели натворить такого?
Обращусь к истории вопроса и успокою Вас, пока они ничего такого не натворили. Однако со временем они из-за сегодняшнего недостаточного внимания к решению их проблем могут нанести нашему обществу непоправимый урон. Еще древний мудрец Сенека отмечал: «Никто не становится хорошим человеком случайно!» Так вот мы должны помнить об этом предостережении, и история сохранила немало примеров этому.
Любимов А.П.
ПОТРЕБНОСТЬ В СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ ВОЗРАСТАЕТ. ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНО? Общеизвестно, что российские суды перегружены. Значительная часть дел в судах общей юрисдикции, в Конституционном Суде Российской Федерации, в конституционных и уставных судах субъектов Российской Федерации связана с защитой прав и свобод российских граждан. С одной стороны, можно констатировать, что российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства смелее потянулись в суд, но, с другой стороны, - это говорит о возрастании поводов для обращения в суд. С чем это связано и чем это может быть вызвано?
Осипян Б.А.
НЕОБХОДИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В последнее десятилетие в законодательных, правительственных, и политических кругах Армении активно обсуждается вопрос об усовершенствовании принятой 5 июля 1995 года Конституции РА. Однако, как известно, само понятие усовершенствование может быть применимо только к чему-то такому, что качественно имеет достаточно целостную и положительную основу, фундамент, на котором можно было бы реально произвести соответствующие конституционные преобразования и законодательные поправки. Посему, естественно, возникает вопрос: обладает ли нынешняя Конституция Республики Армения этими свойствами концептуально и содержательно?
Нам представляется, что Конституция Армении нуждается в целостном идеологически-правовом обосновании и существенной качественной доработке. Причем речь идет о нескольких десятках серьезных изменений и дополнений, относящихся как к объему, так и к структуре и содержанию Основного закона армянского народа.
Марков К.В.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В XVI-XIX ВВ. Появление государственного контроля неразрывно связано с образованием централизованного государства. По мере развития государственной системы, усложнения управления государством, совершенствуются формы государственного контроля, и происходит постепенное выделение его в самостоятельный институт.
С укреплением централизованного российского государства вся полнота государственной власти, а, следовательно, и контроля, была сосредоточена в руках царя, осуществлявшего ее через Боярскую Думу. При этом, с середины 16 века в России созывались Земские Соборы, рассматривавшие важнейшие общегосударственные вопросы. В сферу их деятельности включались, при необходимости, выборы царя, внешние сношения, установление налогов, поддержание внутригосударственного порядка и пр. Состав Земских Соборов формировался по сословному признаку и включал представителей духовенства, Боярской Думы, «государева двора», провинциального дворянства и верхушки горожан.
Вороненков Д.Н.
СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. В работе судов значительное место занимало гражданское судопроизводство, одной из функций суда была судебно-профилактическая. Фактически суд был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению преступности, о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось.
Гриньков Н.В.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН Конституционное судопроизводство является особым видом судопроизводства, его основные принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Граждане вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушение своих конституционных прав и свобод (часть 4 статья 125 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации призван обеспечивать верховенство конституционных предписаний путем выявления правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, и принимать меры по устранению выявленных нарушений. В соответствии со статьей 96 Федерального Конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной и коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, а также суды любой инстанции и другие лица, указанные в законе.
Сасов К.А.
КАК СУДЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ СНИЗИТЬ КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ По официальной статистике общее количество споров в арбитражных судах Российской Федерации снижается. При этом судебная статистика налоговых споров не такая радужная: несмотря на законодательные решения о бесспорном взыскании налоговых санкций и о 6-и кратном сокращении количества налоговой отчетности по НДС , адекватного снижения количества налоговых споров в судах не наблюдается. Для снижения количества налоговых споров не нужно менять действующее законодательство и вводить обязательное досудебное урегулирование налоговых конфликтов, а достаточно изменить подходы в его применении.
Конфликтность налоговых правоотношений не может быть универсальным оправданием негативных тенденций увеличения числа налоговых судебных споров. Другие категории арбитражных споров, касающихся собственности (акционерные, гражданско-правовые), хотя и затрагивают важные права и законные интересы их участников, тем не менее, имеют устойчивую тенденцию их решения во внесудебной процедуре. Этому способствуют и развивающиеся институты медиации, и рост правовой культуры населения, и способность участников спора к разумному компромиссу.
Сысоев В.Д.
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (часть 2) Радищева – отличного стилиста и выдающегося юриста часто привлекали к разработке таможенного законодательства. Многие законы и предписания отмечены его редакторской рукой, во многих – его взгляды на таможенное дело.
Шло время, появились первые книги: «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». До этого были написаны «Слово о Ломоносове», ода «Вольность».
Не создай смелого творения «Путешествие из Петербурга в Москву», как бы сложилась судьба Радищева?
Эх, кабы ведать – худого б не отведать. Поспорь-ка с неизбежностью. Все шло к тому, что именно Александр Николаевич должен был создать бесценное творение - набат.
Во-первых, возвысить свой голос против чудовищного рабства мог только великий гражданин, любящий людей, не боявшийся лишений, ради их прав и свобод.
Во-вторых, так проникновенно написать и на века посеять разумное и доброе мог человек с горячим сердцем, великим разумом и широкой эрудицией. Не будем забывать, Александр Николаевич был не просто весьма образован, а энциклопедически образован, и был одним из самых просвещенных людей своего времени. Не случайно его бессмертное творение проникнуто идеями известных гумманистов-философов западных стран, идеями просвещения того времени, воззрениями лучших умов той эпохи.
В-третьих, Радищев – глубоко верующий человек понимал, что в России жизнь идей не по Божеским законам, и, что так дальше жить нельзя. Он решил, что только он и никто другой избран для пророческого воззвания …
В-четвертых, его мучительные раздумья уже были готовы к тому времени облечься в письменную форму протеста. Лихие времена способствовали этому – восстание Пугачева, французская революция …
Великий просветитель считал, что Бог даровал каждому право и возможность высказывать свои мысли, и надеялся, что будет услышан не только далекими потомками, а современниками, в том числе и Божьими помазанниками. Именно к ним в первую очередь он обращается в главе «Спасская Полесть» своего «Путешествия …»
Лизун В.Н.
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ (часть 2) Несмотря на принятие ряда решений, касающихся ускорения инновационной деятельности и образования новых структур, в реальной жизни мало что меняется. Венчурное финансирование проходит по сути этап экспериментальной апробации, его законодательный механизм только формируется, правовые и директивные нормативные акты в этой сфере не всегда согласуются друг с другом, возникающая же бюрократическая неразбериха сильно тормозит, а иногда и срывает реализацию намеченных проектов. Главное же в том, что в практической экономической политике предпочтение по-прежнему отдается крупным корпорациям, антимонопольное законодательство практически не действует, что и понятно: влияние лоббистов этих корпораций в высших исполнительских и законодательских структурах совершенно несопоставимо с теми усилиями, которые предпринимаются по защите интересов мелкого и среднего бизнеса. При этом те из них, которые заняты в сфере производства или сервисных отраслях, имеющих прямое или косвенное отношение к инновационной деятельности, страдают от сложившегося в стране отношения к своему бизнесу, пожалуй, больше всего. На каждое «правильное» решение федеральных органов власти приходится несколько министерских и ведомственных инструкций, сводящих подчас это решение на нет. Сказывается и низкий уровень исполнительской дисциплины в государственном аппарате, а также действия региональных и местных властей, которые сплошь и рядом вносят свои коррективы в федеральные правовые акты, они зачастую прямо противоречат сформулированным федеральным законодательством нормативным положениям.
Скурко Е.В.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Круглый стол ИГП РАН (обзор материалов - часть 2) Доцент Московской государственной юридической академии, к.ю.н. С.В. Кабышев обратил внимание на конституционную ценность преемственности национальной правовой системы в условиях глобализации:
Экономическое развитие мирового сообщества в условиях глобализации требует установления "единых правил", но при этом возникает множество побочных явлений, негативным образом влияющих на все сферы жизни общества. В праве это выражается в бездумном заимствовании и копировании иностранных правовых институтов и терминологии, неоправданном выборе уровня регулирования.
Где тот критерий, который позволил бы сохранять стабильность государства и обеспечивал прогрессивное развитие общества? Представляется, что это национальные интересы. В праве национальные интересы воплощаются в конституционных ценностях, таких как - права человека, социальная справедливость, народовластие, преемственность исторического развития, суверенитет государства, безопасность и др.
Аринин Е.А.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из видов федеральных налогов. Порядок исчисления налога и его уплаты в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В настоящее время НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Сегодня поступления НДС в бюджеты всех уровней (консолидированный бюджет страны) превысили поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль.
Калинин А.Ю.
Идеи народного представительства и особенности правообразования в России Идея народного представительства понимается нами довольно широко как наличие пред-ставительного органа, определяющего стратегическое направление развития общества, что, преж-де всего, выражает себя в его правотворческих и, отчасти, в контрольных полномочиях. В совре-менном западном и отечественном конституционном праве эта идея называется принципом пар-ламентаризма. Именно он нашел своё воплощение в Манифесте 17 октября 1905 г. (хотя и с боль-шими ограничениями), а также в современной Конституции РФ 1993 г. Следует, однако, отметить, что в истории России идея народного суверенитета не ограничивается только его вос-приятием в аспектах принципа парламентаризма.