Радищева – отличного стилиста и выдающегося юриста часто привлекали к разработке таможенного законодательства. Многие законы и предписания отмечены его редакторской рукой, во многих – его взгляды на таможенное дело.
Шло время, появились первые книги: «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». До этого были написаны «Слово о Ломоносове», ода «Вольность».
Не создай смелого творения «Путешествие из Петербурга в Москву», как бы сложилась судьба Радищева?
Эх, кабы ведать – худого б не отведать. Поспорь-ка с неизбежностью. Все шло к тому, что именно Александр Николаевич должен был создать бесценное творение - набат.
Во-первых, возвысить свой голос против чудовищного рабства мог только великий гражданин, любящий людей, не боявшийся лишений, ради их прав и свобод.
Во-вторых, так проникновенно написать и на века посеять разумное и доброе мог человек с горячим сердцем, великим разумом и широкой эрудицией. Не будем забывать, Александр Николаевич был не просто весьма образован, а энциклопедически образован, и был одним из самых просвещенных людей своего времени. Не случайно его бессмертное творение проникнуто идеями известных гумманистов-философов западных стран, идеями просвещения того времени, воззрениями лучших умов той эпохи.
В-третьих, Радищев – глубоко верующий человек понимал, что в России жизнь идей не по Божеским законам, и, что так дальше жить нельзя. Он решил, что только он и никто другой избран для пророческого воззвания …
В-четвертых, его мучительные раздумья уже были готовы к тому времени облечься в письменную форму протеста. Лихие времена способствовали этому – восстание Пугачева, французская революция …
Великий просветитель считал, что Бог даровал каждому право и возможность высказывать свои мысли, и надеялся, что будет услышан не только далекими потомками, а современниками, в том числе и Божьими помазанниками. Именно к ним в первую очередь он обращается в главе «Спасская Полесть» своего «Путешествия …»