Коршунов Л.А.
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Принятие Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сыграло свою положительную роль в становлении государственных институтов и реализации основных реформ в России.
Цели, установленные в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, в основном достигнуты. Для развития государственной гражданской службы созданы необходимые правовые, организационные и финансово-экономические основы.
Вместе с тем, двухлетняя практическая реализация обсуждаемого Федерального закона выявила ряд проблем. Они условно могут быть разделены на четыре основных блока...
Мартьянов Г.А., Ринчино И.Д.-Ц.
УЧАСТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ В Конституции Российской Федерации за законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено право законодательной инициативы. Как свидетельствует практика, их законопроектная активность различна. Например, в 2006 году 82 законодательных (представительных) органа государственной власти субъектов Российской Федерации внесли в Государственную Думу 553 законопроекта (в 2004 году таких законопроектов было внесено 465, а в 2005 году - 496). Таким образом, наметилась некоторая законопроектная активность указанных органов.
Трунов И.Л.
ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЖЕРТВ ПРЕСТУПНОСТИ Международные нормы права и законодательство России провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Конституция РФ (статья 52) статья 52 гласит: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Тем не менее, реальная действительность свидетельствует об отсутствии должного соблюдения этого требования. Законодательные недоработки усугубляются коррупцией. Есть что-то ненормальное в позиции законодателя, видящего за проблемой защиты прав человека только того, кто преступил закон, кто бросил вызов обществу и государству, а не жертвы преступлений те миллионы судеб, которые попираются правонарушителями. Представители федеральной власти разделяют тревогу по поводу сложившейся нездоровой ситуации с защитой прав и свобод жертв преступлений. 15.января 2007 года в Государственной Думе ФС РФ состоялся круглый стол «Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России». В участии приняли высокопоставленные чиновники: МВД России, Министерства Юстиции, ФСБ России, члены Общественной палаты, Совета Федерации ФС РФ, деятели культуры, науки и т. д.
Чиркин В.Е.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РОССИИ: СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА Избирательную систему и выборы в России нередко критикуют с самых разных позиций, но обычно такая критика относится к частным, хотя и очень важным вопросам (излишний массив избирательного законодательства, включающий технические нормы, не являющиеся необходимыми на уровне закона, наши законы нередко в десятки раз превосходят объем соответствующих законов западных стран; частые, ежегодные, а то и дважды в год поправки, нарушающие стабильность избирательного законодательства; архаичный способ вычисления квоты (избирательного метра – «первого» и «второго» избирательного частного; высокий заградительный барьер (теперь – 7%), отсекающий от парламента партии, которые по квоте (избирательному метру) могли бы иметь места в парламенте; включение в избирательные бюллетени среди первой тройки лиц людей, которые известны в обществе своими спортиными, художественными, иными достижениями, но которые не хотят, не могут и не будут профессионально и повседневно участвовать в законодательном процессе; неоправданные ограничения в предвыборной агитации; нежелание участвовать, казалось бы, в обязательных дебатах между кандидатами и др.).
Плаксий С.И.
РЕЙТИНГИ ВУЗОВ: СОБЛЮДАЮТСЯ ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ? В последние годы в сфере образования все чаще звучит слово «рейтинг», которое становится головной болью для многих ВУЗов, актуальным материалом для журналистов и рекламодателей, способом «зарабатывать на хлеб насущный» для служб и агентств, претендующих на ранжирование учебных заведений, информацией к размышлению для надзорных, контролирующих служб, потенциальной проблемой для законодателей. Предполагается, что эти рейтинги должны помогать абитуриентам и работодателям. Но уже сегодня различные ранжирования и оценки являются инструментом конкуренции, поскольку определяют фаворитов и аутсайдеров. Недостоверные рейтинги приводят к тому, что некоторые вузы обращаются в суды арбитражные и общей юрисдикции по поводу нанесения ущерба их деловой репутации.
В силу отсутствия какой-либо законодательной базы рейтингования, а также незнания или нежелания соблюдать профессионально-этические, методологические и методические требования, выработанные в обществе и принятые в цивилизованных профессиональных сообществах, рейтинги очень часто разрабатываются и используются в реалиях недобросовестной конкуренции или дезинформации. По крайней мере, в образовательной среде, как правило, ведется игра под названием: «рейтинги — игра без правил»
Калпин А.Г.
МНЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ЭКСПЕРТА О РЕЙТИНГЕ ВУЗОВ Агентство «РейтОР», видимо по собственной инициативе, провело «исследование» на предмет разделения юридических ВУЗов и факультетов Москвы на группы. В результате 102 ВУЗа, ведущие обучение по направлению «Юриспруденция», отнесены к категории общих ВУЗов с очной формой обучения. Эти ВУЗы стратифицированы на 6 групп на основе якобы имевшего место «экспертного опроса представителей ВУЗовского сообщества». Шестую группу в этой классификации заняли 39 ВУЗов. Как указано в сообщении «Юридическое образование в ВУЗах Москвы», эти ВУЗы «негативно воспринимаются в профессиональном сообществе». К этой группе отнесен, в частности, Национальный институт бизнеса.
Булаков О.Н.
К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕЙТИНГА АНО НА «РЕЙТОР») Следует признать, что настоящее положение дел с высшим юридическим образованием в современной России крайне неоднородно. На российском рынке образовательных услуг, наряду с давно зарекомендовавшими себя с положительной стороны учебными заведениями, находится и большое количество ВУЗов, не отвечающих элементарным требованиям. Наведение порядка в этом вопросе не просто желание отдельных личностей, а давно созревшая необходимость. Для этого возможно использование различных механизмов. Требование только одно, чтобы эти механизмы были ясны, понятны и прозрачны. Но, вместе с тем, встречаются и случаи, которые не заметить просто нельзя.
Квицинский Ю.А., Штодина И.Ю.
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ АРХИПЕЛАГА ШПИЦБЕРГЕН И ПРИЛЕГАЮЩИХ ВОД 9 февраля нынешнего года исполнилось 87 лет со дня подписания Договора о Шпицбергене , установившего уникальный в мировой практике правовой режим обширной территории архипелага.
С одной стороны, Договор признал «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над Шпицбергеном (ст. 1), с другой – этот суверенитет ограничивался целым рядом серьезных положений, включая предоставление гражданам стран-участниц права «одинакового свободного доступа на архипелаг и возможности ведения там хозяйственной деятельности «на условиях полного равенства» (ст. 2,3). Кроме того, Договор придавал архипелагу, по сути, демилитаризованный статус (ст. 9).
В 1925 г., в соответствии с королевской резолюцией, одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный устав для Шпицбергена (разработан на основе ст. 8 Договора) и национальный Закон Норвегии «О Шпицбергене».
Дурнайкин Д.Г.
ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН И СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ Нормы права, которые устанавливают и регулируют вопросы реализации прав и свобод человека, впервые были закреплены на международном уровне отдельным перечнем во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, затем в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, в международных Пактах о правах человека 1966 года, в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и т. д.
Гольцблат А.А.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ КООРДИНИРУЮТ УСИЛИЯ В последние месяцы среди представителей юридического и бизнес-сообществ весьма активно обсуждается вопрос – кто распоряжается государственными землями? К какому органу власти нужно обращаться, чтобы получить земельный участок в аренду? Какой орган власти может перевести участок из сельскохозяйственных земель в промышленные или изменить разрешенное использование? Попробуем ответить на этот вопрос применительно к Московской области. Нужно отметить, что в данной сфере отношений многое зависит от того, насколько точно и своевременно координируют свои планы федеральные и региональные законодатели.
Осипян Б.А.
ПРАВОМЕРНОЕ ПОНЯТИЕ «ВЛАСТИ НАРОДА» В своей статье «О территориальном публичном коллективе и власти народа», опубликованной в журнале «Представительная власть – XXI век» №5, 2006 г. (с. 3-5) В.Е. Чиркин справедливо отмечает, что наше время требует новых подходов к концепции власти, в частности к территориально-коллективной власти и власти народа. Он также любезно приглашает всех заинтересованных читателей журнала к дискуссии по основным положениям своей статьи.
Как один из читателей и соавторов журнала, который в этом же году в том же журнале (№2) опубликовал статью под названием «Власть как богоданная мера упорядочивающей способности», я охотно согласился отозваться на статью В.Е. Чиркина и продолжить разговор о сущности понятия «власть», о его различных правомерных определениях и составляющих моментах.
Ребий Е.Ю.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Региональная экономика как одно из направлений экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений с позиций территориального разделения труда, формирования и развития производительных сил и социальных процессов, происходящих в каждом регионе и региональной системе страны, а также возможности управления происходящими в регионе процессами.
Исключительная сложность современного этапа развития федерализма и региональной политики состоит в том, что их осуществление происходит в условиях структурной перестройки экономики на базе рыночных отношений, отсутствия необходимого опыта, недостаточности научного обеспечения, доминирования в ряде случаев конъюнктурных интересов в Центре и в регионах, что влечет за собой долговременные негативные последствия.
Швец В.Н.
КООПЕРАТИВ КАК ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Существование в правопорядке определенной системы юридических лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического характера. Отдельные конструкции юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, формы правления и даже политического режима конкретного государства.
Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной. В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают некоторые их разновидности . Правовая наука и законодательство европейских государств классифицируют юридические лица по разным критериям
Ромашкин А.Е.
РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Выход на траекторию устойчивого экономического роста в России требует реализации комплекса мер, направленных на создание условий для развития реального сектора экономики. Президент России в своем Послании Федеральному Собранию РФ поставил задачу удвоения валового внутреннего продукта в течение предстоящего десятилетия. Предпосылками для реализации данной задачи являются положительные темпы экономического роста после кризиса 1998г. и текущие успехи экономической политики – совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности управления государственным долгом, а также благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья и ряд других факторов.
Алексий II, Лавр
АКТ О КАНОНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3 / 16 мая 2007 года в Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями – членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5 / 18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,
руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,
учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,
– настоящим Актом утверждаем: