В последние месяцы среди представителей юридического и бизнес-сообществ весьма активно обсуждается вопрос – кто распоряжается государственными землями? К какому органу власти нужно обращаться, чтобы получить земельный участок в аренду? Какой орган власти может перевести участок из сельскохозяйственных земель в промышленные или изменить разрешенное использование? Попробуем ответить на этот вопрос применительно к Московской области. Нужно отметить, что в данной сфере отношений многое зависит от того, насколько точно и своевременно координируют свои планы федеральные и региональные законодатели.
Итак, признаем, что федеральное и областное законодательство, регулирующее вопросы распоряжения публичными землями, менялось довольно часто, особенно в последний год.
Напомним, что до 1 июля 2006 г. полномочия по распоряжению государственными землями были распределены между Правительством Московской области и муниципальными районами в зависимости от площади земельного участка: если она была меньше 0,5 – 3 га (в зависимости от района), то распоряжались такими участками муниципалитеты, а если больше – Московская область в лице Правительства или Министерства имущественных отношений.
1 июля 2006 г. земельное законодательство изменилось сразу на двух уровнях. Прежде всего, вступил в силу Федеральный закон №53-ФЗ от 17 апреля 2006 г. Этим законом предусмотрено, что земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Иными словами, прежнее распределение полномочий между областью и районами стало противоречить новому федеральному законодательству.
Тем не менее, в Московской области было решено сохранить определенный контроль за деятельностью муниципалитетов в земельной сфере и при этом не нарушать федеральное законодательство. Эта задача была решена следующим образом: в соответствии с Законом Московской области от 14 июля 2006 г. (он вступил в силу "задним числом" - с 1 июля 2006 г.) был изложен в новой редакции Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Данным законом предусматривалось, что проекты решений органов местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (площадью более 1 га в городском округе, 1 га – городском поселении, 3 га – в сельском поселении), должны предварительно письменно согласовываться с Министерством имущественных отношений Московской области. При этом под "распоряжением" понимался максимально широкий незакрытый перечень решений, например, о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении проектов границ земельных участков, изменении вида разрешенного использования участков, предоставлении их в аренду, проекты договоров аренды и т. п.
С одной стороны, логику такого решения областных властей понять можно: было бы преждевременно сразу передать на места полномочия по распоряжению государственными землями, не убедившись, что у муниципалитетов достаточно знаний и возможностей принимать законные и обоснованные решения. С другой стороны, разработчики закона не учли физические возможности Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов решений: небольшой по численности отдел министерства был буквально "завален" тысячами проектов решений глав муниципальных районов и городских округов. В результате на полгода большинство инвестиционных проектов в области "встали", так как постановления и распоряжения муниципалитетов не могли вступить в силу без визы Минимущества Московской области.
Вероятно поэтому, спустя полгода – 22 декабря 2006 года, редакция Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" была смягчена. "Распоряжение земельными участками", подлежащее согласованию с областью, было отделено от иных действий, совершаемых органами местного самоуправления в отношении таких земельных участков (например, речь могла идти о согласовании места размещения объекта, об утверждении проектов границ, изменении вида разрешенного использования участков). Эта поправка вступила в силу через неделю после принятия.
Из этого можно сделать вывод, что с 29 декабря 2006 г. согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области подлежат лишь решения органов местного самоуправления, направленные на возникновение/прекращение прав на земельные участки (площадью более 1 га в городском округе, 1 га – городском поселении, 3 га – в сельском поселении), например, о предоставлении их в собственность (приватизация), аренду или постоянное (бессрочного) пользование.
Что ж, будем считать, что решение проблемы пока найдено, до следующего изменения законодательства.