Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ, ЧЛЕНОМ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Н.В. ГЕРАСИМОВОЙ

1.      Чем вызвано особое внимание, в последнее время, наших законодательных и исполнительных органов к проблемам воспитания дошкольников? Что они уже успели натворить такого?
Обращусь к истории вопроса и успокою Вас, пока они ничего такого не натворили. Однако со временем они  из-за  сегодняшнего недостаточного внимания к решению их проблем могут нанести нашему обществу непоправимый урон. Еще древний мудрец  Сенека отмечал: «Никто не становится хорошим человеком случайно!» Так вот мы должны помнить об этом предостережении, и история сохранила немало примеров этому.
 
Так случилось, что в перестроечный период вся система советского дошкольного воспитания фактически  оказалась разрушенной. Здания детских садов захватили различные кооператоры и фирмы, а дети оказались на улице.  С подъемом экономики страны вновь оказалось востребованным дошкольное образование. С 2002 г., с началом роста рождаемости, начался спрос населения на услуги дошкольного образования. Это вызвало рост числа дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время их число составляет около 56 тыс., в том числе государственных и муниципальных учреждений - чуть более 43 тысяч.  В 2002 г. ими было охвачено более 4 млн. детей, а в 2008 году - уже более 5 млн.
 
По оперативным данным Минобрнауки, по стране охват детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет составляет 72,3%, а от 1 года до 7 лет - лишь 58,3%. К сожалению, в очередных списках дошкольных учреждений числится еще 1,5 млн. человек. Можно отметить, что благодаря принимаемым мерам властей на местах, очереди постепенно сокращаются.
 
Возвращаясь к Вашему вопросу, хочу подчеркнуть, что понимание стратегической важности данного вопроса для безопасности страны находит все большее число сторонников как в исполнительных, так и в законодательных органах всех уровней.  Мы, законодатели, исходим из того, что качественное, доступное воспитание детей дошкольного возраста должно стать  для них хорошей путевкой в достойную взрослую жизнь. Наша цель – создать современное законодательство для всестороннего, гармонического развития детской личности в условиях демократического общества и рыночной экономики. В настоящее время идет реализация комплекса мер по развитию дошкольного образования на 2007-2010 годы, которая одобрена Правительством Российской Федерации.  
 
2.      В этой связи, чтобы Вы могли сказать о конкретном вкладе законодателей, а также исполнительных органов  в решение данной проблемы?
Остановлюсь  на некоторых наиболее  важных моментах. Конкретный вклад уже заметен. Это объясняется растущим пониманием стратегической важности решения данной проблемы. Можно считать, что знаковым моментом стали следующие акты.  Утверждение на федеральном уровне принципов определения предельного размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных учреждениях (ФЗ от 5.12.06 № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»). Введение порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (исполнение федерального бюджета в 2007 году по данному направлению составило 6680,1 млн. рублей, или 83,5% годовых бюджетных назначений). Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 47863-5 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ, которым предлагается не облагать налогом доходы физических лиц, получаемые налогоплательщиком в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
   
Надо подчеркнуть своевременность и важность недавнего Постановления Правительства РФ о типовом дошкольном образовательном учреждении (от 12.09.2008 г. № 666). Активная работа по этому направлению ведется и Министерством образования и науки РФ. Им разработаны и направлены в исполнительные органы государственной власти методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008-2009 годах систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах Российской Федерации в рамках комплексных проектов модернизации образования (от 31 марта 2008 г. № 03-599).
 
3.      Однако, несмотря на принимаемые меры и некоторые положительные тенденции, проблема дефицита мест в дошкольных учреждениях остается острой. Что делается, чтобы все-таки выйти из данной тупиковой ситуации?
Да, действительно, очередность в указанных учреждениях остается  большой.  При этом значительная часть детей, нуждающихся в посещении дошкольных учреждений, - это дети в возрасте 3-х лет (62,9% по Российской Федерации). Однако, я бы назвала эту ситуацию не тупиковой, а решаемой. В целях преодоления данной ситуации в ряде субъектов РФ обеспечивается комплекс системных решений (Республика Мордовия, Краснодарский край, Волгоградская, Белгородская, Брянская, Калужская, Курская, Томская, Челябинская области, г. Москва и др.). Принимаются региональные программы развития дошкольного образования; наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений внедряются инновационные организационно-педагогические модели, включая детские сады компенсирующего вида для детей с проблемами в здоровье и развитии, с этнокультурным (национальным) компонентом образования, детские сады присмотра и оздоровления детей, группы кратковременного пребывания детей, дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры. Изыскиваются возможности для размещения муниципальных заказов на услуги дошкольного образования, что позволяет привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществлять контроль за их качеством. Используются новые организационно-правовые формы дошкольного образования – автономные учреждения, что позволяет более активно привлекать родителей к непосредственному участию в управлении дошкольным учреждением через систему попечительских, общественных и управляющих советов. Вводятся региональные надбавки к заработной плате педагогов и воспитателей, гранты лучшим дошкольным учреждениям. Вот краткий перечень данной проблемы, который уже дает результат.
 
4.      Вы можете сказать конкретно, что сегодня мешает добиться доступности и качества дошкольного образования?
Это, прежде всего, недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это является нарушением прав ребенка на доступное дошкольное образование и отсутствие равных стартовых возможностей для детей при обучении в начальной школе. Кроме того, отсутствие достаточных стимулов для привлечения частных инвестиций в сферу развития дошкольного образования и поддержки инициатив частных лиц, общественных и религиозных организаций к созданию дошкольных образовательных учреждений.
 
Медленное развитие сети дошкольных учреждений объясняется недостаточным его финансированием. Это не позволяет создать современную базу для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Приходится также констатировать, что отсутствие стимулов сдерживает привлечение частных инвестиций в сферу дошкольного образования. Отмечу, что неадекватная оплата труда и социальная незащищенность работников дошкольных учреждений сдерживают приток квалифицированных кадров в эту важную для общества сферу.
 
5.      Недавно Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Комитет Государственной Думы по образованию провели круглый стол по теме «Совершенствование законодательства в области прав детей на доступное и качественное дошкольное образование». Можете сказать, какие рекомендации были приняты в адрес законодательных ведомств по данной проблематике?
Прежде всего, это конкретные деловые предложения, позволяющие ускорить решение кризисных проблем. Рекомендовано Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы ускорить работу над проектом ФЗ № 47863-5 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части дополнения перечня доходов, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц). Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей – активизировать работу по проекту ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование, дополнительное образование, а также на оздоровление и отдых» (в части уточнения понятия «дошкольное образовательное учреждение»; установления права на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в негосударственном дошкольном образовательном учреждении; включения в число показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ - охват детей различными формами дошкольного образования).
6.      Конкретным реализатором Ваших предложений являются исполнительные органы. На какие моменты обращено их внимание в первую очередь?
Надо отметить, что проведению «круглого стола» предшествовала продолжительная деловая работа с представителями исполнительных органов. Это объясняется тем, что задачи, поставленные перед ними, должны быть решаемыми, а не просто для «галочки». Вот пример: Правительству рекомендовано разработать долгосрочную межведомственную целевую программу «Строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения» на условиях софинансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации; изучить возможность включения в приоритетный национальный проект «образование» мероприятий, направленных на стимулирование развития учреждений дошкольного образования и грантовую  поддержку лучших воспитателей детей дошкольного возраста.
 
            Минфину России рекомендовали рассмотреть возможность разработки мер налогового стимулирования организаций, оказывающих финансовую помощь дошкольным образовательным учреждениям, в том числе негосударственным. Минздравсоцразвития России, совместно с Минобрнауки России, - разработать проект нормативного правового акта, предусматривающего особый порядок лицензирования медицинских услуг для воспитанников детских дошкольных учреждений. Минобрнауки России, совместно с Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегионом России и Минюстом России, - разработать проекты нормативных правовых актов, устанавливающих особый порядок размещения заказов на поставки оборудования, настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений в дошкольные образовательные учреждения и др.
Подготовил Ю.С. Игнатов

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2008 №7 (86)»
ПОТРЕБНОСТЬ В СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ ВОЗРАСТАЕТ. ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНО?
НЕОБХОДИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В XVI-XIX ВВ.
СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
КАК СУДЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ СНИЗИТЬ КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (часть 2)
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ (часть 2)
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Круглый стол ИГП РАН (обзор материалов - часть 2)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
Идеи народного представительства и особенности правообразования в России

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016