Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"

Untitled Document

Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 года отметил, что “в демократическом обществе постоянную связь между народом и властью обеспечивают политические партии. Благодаря выборам этот важнейший инструмент получил сегодня наибольшие возможности для развития. Без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства.

На фоне вековых традиций парламентаризма и многопартийности в других странах особенно заметны недостатки нашей партийной системы. Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства.

России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. И не нужны очередные чиновничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более - подменяющие ее...

Сегодня назрела необходимость в подготовке закона о партиях и партийной деятельности. По-моему, проект уже есть в Думе, и мне кажется, нужно над ним поработать активнее”.

Действительно, Государственная Дума еще в 1995 году в трех чтениях приняла проект федерального закона “О политических партиях”, а в настоящее время в Комитете ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций подготовлена его новая редакция.

Федеральный закон, регулирующий деятельность политических партий, призван обеспечить правовую основу для развития в России полноценной (то есть реально представляющей интересы различных групп населения и реально воздействующей на власть) партийной системы.

По мнению членов рабочей группы Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, ведущей работу по подготовке проекта федерального закона “О политических партиях”, основу данного закона должны составить следующие положения.



1. Название закона “О политических партиях” не является

принципиальным.

Он может называться “О политических партиях”, “О политических партиях и партийной деятельности” (вариант В.Путина), “О политических объединениях”, “О гарантиях многопартийности в Российской Федерации” и т.п. Это не принципиально. Главное в законе - предмет правового регулирования. Закон должен регулировать деятельность основных субъектов российской политики - создаваемых в результате политической самоорганизации масс структур, основной целью которых является участие в выборах. И это могут быть как политические партии (и тогда ряд действующих политических движений вынуждены будут преобразоваться в партии), так и политические объединения как таковые.

В идеале речь должна идти о политически х партиях. При этом сам дух закона должен быть таким, чтобы действующие политические объединения не были отсечены от участия в выборах, а наоборот, - были бы заинтересованы преобразоваться в политические партии и могли бы легко это сделать.

II. Политические партии (объединения) должны стать основным

субъектом российской политики. Для этого партии должны

получить ряд исключительных прав при одновременном

наделении их конкретной ответственностью.

1. Главным исключительным правом политических партий (объединений) должно стать право выдвигать кандидатов в представительные и иные органы власти. В идеале кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ, а также в законодательные собрания субъектов Российской Федерации должны выдвигаться ТОЛЬКО от политических партий (объединений).

Целесообразно, чтобы политические партии также стали основным участником выборов президента РФ и глав субъектов Российской Федерации. В идеале кандидаты в президенты РФ и на пост главы субъекта РФ должны выдвигаться ТОЛЬКО от политических партий.

На наш взгляд, преждевременно распространять это право на выборы мэров и представительных органов городов и районов, а также на местное самоуправление. На этом уровне необходимо оставить возможности для внепартийных способов и форм выдвижения кандидатов.

(Исключительное право партий выдвигать кандидатов в выборные органы власти означает прежде всего исключение - на двух уровнях (федеральном и субъектов Федерации) - права на самовыдвижение и выдвижение от инициативных групп. В этом случае право на выдвижение кандидатов как по партийным спискам, так и в одномандатных округах могло бы распространяться не только на политические партии, но и на иные политические объединения. Важно, чтобы выдвижение кандидатов и последующая организация избирательных кампаний происходила через организованные публичные структуры.

Для справки: Центризбирком РФ в своем законопроекте предлагает наделить партии исключительным правом выдвигать кандидатов на всех уровнях вплоть до местного самоуправления, но это исключительное право лишь по сравнению с ... другими общественными объединениями. Одновременно ЦИК предлагает сохранить самовыдвижение и выдвижение от мифических инициативных групп. Подобная эклектика никак не стимулирует развитие партийной системы, а наоборот, при введении предлагаемого ЦИК (см. ниже) жесткого порядка создания и регистрации политических партий она стимулирует как раз обратное - отказ политически активных граждан от выдвижения от партий и создания партий как таковых.

Предложение наделить партии исключительным правом выдвигать партийные списки является половинчатым и также не решает проблемы стимулирования развития партийной системы.)

2. Необходимо, чтобы деятельность политических партий распространялась не только на столицу. Нормы федерального закона должны стимулировать работу партий в регионах и рост их рядов путем естественного притока “снизу”.

В этом смысле наделение политических партий исключительным правом выдвигать кандидатов в законодательные собрания субъектов РФ и на пост главы субъекта Российской Федерации (см. части 2 пп. 1 и 2 Концепции) является основным стимулом к работе федеральных партий в регионах.

Одной из мер, стимулирующих “низовую” работу партий, могло бы стать введение процедуры сбора подписей в поддержку кандидатов на партийных собраниях (а не “в специально отведенных для этого местах”, как предлагает ЦИК РФ) в присутствии наблюдателей и представителей избирательных комиссий и с одновременным уменьшением на порядок количества собираемых подписей.

3. Предоставление партиям исключительного права на участие в избирательном процессе с одновременным предъявлением к ним ряда требований (то есть как бы ограничение демократии) должно сопровождаться сохранением и введением ряда новых демократических норм:

- кандидаты в органы власти (в том числе и кандидат в Президенты РФ) должны иметь право выдвигаться от одной ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ партий;

- кандидаты, выдвигаемые партиями, могут быть БЕСПАРТИЙНЫМИ;

- одной из демократических норм является обеспечение возможности для участия в политическом процессе не только федеральных, но также межрегиональных и региональных партий, статус и порядок деятельности которых также должны быть прописаны в федеральном законе (см. раздел V);

- укрупнение партий должно быть естественным процессом, оно не должно сопровождаться созданием разного рода барьеров на пути новых партий, а также отмиранием или искусственным умерщвлением так называемых малых партий, являющихся реальными ростками гражданского общества.

4. Главной ответственностью политической партии должна стать ответственность за своих представителей, выдвинутых и избранных во власть.

В свою очередь, политики должны нести ответственность перед выдвинувшими и избравшими их партиями. В этом смысле, наверное, целесообразно предоставить партиям право отзывать своих депутатов. В перспективе право отзыва (но без права замены; в случае отзыва партией главы субъекта Федерации назначаются новые выборы) могло бы быть распространено и на глав субъектов Федерации.

5. Формирование партийной системы, адекватной новой социальной структуре общества, а также укрупнение партий при одновременном уменьшении количества фиктивных партий достигается через стимулирование активности и правовую поддержку активных и авторитетных партий (независимо от их численности) и ограничение прав партий, например, не участвующих в выборах два срока подряд.

По этой же причине должно быть, на наш взгляд, исключено формирование избирательных блоков - в том виде, в котором они формируются и действуют сегодня. Избирательные блоки не являются юридическими лицами (в связи с чем снижена правовая ответственность участников блока, нарушаются избирательные права отдельных участников блока, так как блоки не имеют зарегистрированных уставов и т.п.) и являются временными образованиями. Это мешает формированию полноценной партийной системы, “блоковые” фракции имеют иной статус в парламенте, чем фракции партийные, размываются исключительное право партий на участие в организации выборов и ответственность политических партий перед своими избирателями. Наконец, избирательные блоки являются сегодня основным препятствием для укрупнения партий.

При этом отмена избирательных блоков не означает, что партии не могут заключать межпартийные соглашения - о согласованной поддержке на выборах тех или иных кандидатов, создании объединенной фракции в законодательном органе или коалиции при формировании правительства.

То есть, формирование избирательных блоков может быть допустимо, если они создаются в принципиально ином, чем сейчас, порядке:

- из политических партий (политических объединений), каждое из которых имеет право на самостоятельное участие в выборах данного уровня;

- создается не менее, чем за полгода до выборов на учредительном съезде и принимает устав блока, в котором прописаны права и ответственность каждого из его участников и т.п.

6. Если мы хотим иметь авторитетные и массовые партии, не нужно вводить нормы, устанавливающие высокую численность для партии или иные жесткие барьеры, преодолеть которые могут только партии, близкие к власти. Главным критерием авторитета партии является количество отданных за нее голосов избирателей, а не формальное количество членов партии или вал совершенных партией бюрократических процедур.

(Кстати, достаточно отменить избирательные блоки - и автоматически начнется укрупнение ряда партий через объединение мелких партий и политических движений)

Установление разного рода барьеров (двадцать требований к уставу партии, тридцать требований к финансовому отчету партии и т.п.) на руку, как выразился В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ, “чиновничьим” партиям. Искусственное конструированное партийной системы может привести в ликвидации пусть пока небольших, но достаточно активных партий, явиться серьезным препятствием для создания новых партий.

Сегодня главной угрозой российской демократии является не наличие множества партий (за последние 5 лет произошло существенное уменьшение их количества), а наоборот - их слабость, основанная на бесправии и отсутствии стимулов к развитию.

7. Партийная система стабильна и эффективна, если политические партии действуют свободно от давления на них государственных структур. Партии должны быть зависимы только от закона.

При этом закон не должен давать поводов для блокирования регистрации оппозиционных партий (на основании “неправильно оформленных” несущественных бумаг), а также административного вмешательства чиновников во внутрипартийную жизнь с целью вымогательства взяток или исключения неугодных партий из избирательных кампаний.

(Для справки: в предлагаемом ЦИК РФ проекте закона “О политических партиях” предусмотрен чрезвычайно жесткий и сложный порядок регистрации политических партий. К сожалению, на эти “процедурные” вопросы депутаты и эксперты традиционно обращают мало внимания, однако именно эти статьи законопроекта ЦИК являются самыми принципиальными для бюрократов и самыми неприемлемыми для граждан.

Согласно ЦИК, для того, чтобы создать партию, нужно сначала создать Оргкомитет. Оргкомитет сдает ряд документов в Минюст и получает свидетельство о регистрации.

Затем Оргкомитет проводит учредительный съезд партии и снова готовит документы, для (уже второй) регистрации. Однако сдав документы на регистрацию, партия получает лишь временное свидетельство о регистрации. Потому что она должна создать и зарегистрировать и не в заявительном, как сейчас, а в разрешительном (!) порядке 44 региональных отделения. Причем в каждом регионе партия должна предоставить органу юстиции нотариально заверенные копии Устава и временного свидетельства о регистрации.

Потом должны быть нотариально заверены копии свидетельств о регистрации этих отделений. И только потом, уже в третий раз, партия должна штурмовать Минюст для получения постоянного свидетельства о регистрации.)

III. Существующая система формирования Государственной

Думы РФ в основе своей должна быть сохранена, в деталях -

усовершенствована.

1. Целесообразно сохранить существующую пропорцию при формировании Государственной Думы РФ, когда 50 % депутатов избираются по партийным спискам, а 50 % - в одномандатных округах.

Целесообразно также распространить этот принцип (50) и на законодательные собрания субъектов Федерации.

Целесообразно сохранить существующий барьер прохождения депутатов в Государственную Думу по партийным спискам - 5 % голосов избирателей.

2. Политические партии, набравшие в ходе парламентских выборов не менее 2 % голосов избирателей или избравшие не менее 5 депутатов по одномандатным округам, должны получить право на государственные субсидии в течение 4-х лет - до очередных выборов. Субсидии должны позволять партии содержать штаб-квартиру и небольшой партийный аппарат.

Аналогичный порядок должен быть распространен на межрегиональные и региональные партии.

(Примеры:

В Германии государственные субсидии получают партии, набравшие не менее 0,5 % голосов на выборах в Бундестаг. Партии, набравшие более 2 % голосов, имеют право на дополнительные поощрительные субсидии.

В Испании государство выдает “премии” партиям, набравшим более 3 % голосов.

В Италии государственные дотации получают партии, набравшие в ходе выборов в Палату депутатов не менее 2 % голосов избирателей. В Австрии - 1 % и т.д. )

3. Партии, не участвующие в выборах два срока подряд, напротив, должны лишаться государственной регистрации.

Критерии участия в выборах федеральных партий могли бы быть следующие:

- выдвижение партийного списка и его регистрация,

- выдвижение кандидатов в не менее чем 1/3 (половине) одномандатных избирательных округов и их регистрация,

- выдвижение кандидата в Президенты РФ и его регистрация.

Аналогичные критерии должны действовать и в отношении межрегиональных и региональных партий.

IV. Ключевой формой контроля государства за

деятельностью политических партий должен стать

контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью.

1. Федеральным законодательством должны регулироваться не только избирательные расходы партий, но и их текущая финансово-хозяйственная деятельность.

(Пример: помимо законодательных актов, регулирующих деятельность политических партий, в ряде стран приняты специальные законы о финансировании партий: в США (принят в 1974 г.), во Франции (в 1988 г.), в Италии (в 1974 г.), в Швеции (в 1965 г.), в Испании (в 1987 г.) и др. Очень подробно описан порядок контроля за финансовой деятельностью в законе о политических партиях ФРГ.)

2. В законе о партиях должен быть расписан порядок финансирования и финансово-хозяйственной деятельности партий, создания и функционирования их избирательных и “партийных” фондов, а также “партийных” предприятий, порядок открытия и использования федеральных и региональных партийных счетов. В частности, закон должен предусматривать следующее:

- определенные ограничения на источники и объемы финансирования деятельности политических партий, включая их региональные отделения;

- порядок и статьи финансовых поступлений должны быть расписаны четко и подробно; должна быть заложена тенденция постепенного перехода партии на максимум безналичных расчетов;

- партия должна иметь только один расчетный счет на федеральном уровне и по одному расчетному счету в субъектах Федерации;

- партия и партийные фонды не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, но могут быть учредителями и собственниками предприятий.

3. Законом должны быть установлен порядок отчетности партий о финансово-хозяйственной деятельности, методы и формы государственного и общественного контроля за их финансовой деятельностью, специфика и полномочия контрольных органов, а также санкции за нарушение закона.

Должен быть введен институт лиц, ответственных за финансовую деятельность политических объединений, - казначеи партии.

4. Закон должен исключить использование политическими партиями так называемого “административного ресурса” и государственных средств: находящихся в государственной или муниципальной собственности помещений, транспорта, СМИ, оборудования, а также персонала государственных органов и бюджетных организаций.

Законом должны быть установлены механизм и порядок ответственности за использование представителями партий должностного положения и государственной собственности.

5. Объем государственных субсидий политическим партиям, если все-таки будет принято решение о гос. финансировании партий, должен быть минимальным - на содержание небольшого офиса. И этот объем, наверное, должен зависеть от результатов выборов. Если это так, то в законе должен быть подробно расписан механизм выделения государственных субсидий:

- федеральным парламентским партиям,

- межрегиональным и региональным парламентским партиям,

- партиям, набравшим в ходе выборов в Государственную думу не менее 2 % голосов избирателей или избравшим в нее не менее 5 депутатов в одномандатных округах,

- партиям, участвовавшим в выборах, но не набравшим 2 % голосов или не избравшим 5 депутатов,

- межрегиональным и региональным партиям, набравшим определенное количество голосов избирателей или избравшим определенное количество депутатов на выборах в законодательные собрания субъектов Федерации,

- межрегиональным и региональным партиям, не набравшим определенного количества голосов и не избравшим определенного количества депутатов на выборах в законодательные собрания субъектов Федерации,

- партиям, выдвинувшим и избравшим главу государства или главу субъекта Федерации и т.п.

(Многие эксперты, депутаты, представители малых партий выступают против предоставления партиям государственных субсидий, считая это, прежде всего, аморальным. В связи с этим стоит еще раз напомнить, что субсидии нужны в первую очередь не большим, а напротив, малым партиям, не имеющим спонсоров в лице крупных корпораций.)

V. Законом, регулирующим деятельность политических

партий, целесообразно ввести понятия “правящая” и

“оппозиционная” партии.

1. Развитая партийная система предполагает определенность таких понятий, как “правящая партия” и “оппозиционная партия”. Должно быть ясно, какая политическая партия (или ряд партий) несут ответственность за проведение главой государства того или иного политического курса и, с другой стороны, избиратель должен знать, какие политические структуры предлагают альтернативу этому курсу. Кроме того, оппозиция должна иметь правовые гарантии своей деятельности. Это прежде всего касается гарантий доступа оппозиционных партий к государственным СМИ в определенном порядке и определенном объеме.

На наш взгляд, федеральной “правящей” партией является партия (или несколько партий), выдвинувшая и избравшая главу государства и официально поддерживающая проводимый им курс.

Федеральная оппозиционная партия - партия, которая официально объявила о своей оппозиции действующему главе государства и его курсу, а также не выдвигает своих представителей органы исполнительной власти.

2. Разумеется, введение статуса “правящей” партии в условиях реальной многопартийности не имеет ничего общего с наличием монополии правящей партии в советский период.

“Правящая” партия в условиях закрепленного Конституцией РФ принципа политического многообразия не может иметь каких-то дополнительных прав по сравнению с другими партиями. Наоборот: статус “правящей” налагает на партию известную морально-политическую ответственность за проводимый главой государства или субъекта Федерации курс.

С другой стороны, никто не отберет у партии, избравшей своего представителя главой государства или субъекта Федерации, возможности влиять на принятие этим политиком тех или иных решений - независимо от того, называется эта партия “правящей” или нет.

VI. Закон должен предполагать функционирование наряду

с федеральными партиями межрегиональных и

региональных партий.

1. В проекте закона “О политических партиях”, принятом Государственной Думой в 1995 году, предусмотрен заявительный порядок регистрации региональных отделений общероссийских партий. На наш взгляд, это порядок следует сохранить. В противном случае, если законом будет установлен разрешительный порядок (как предлагает, к примеру, ЦИК) регистрации региональных отделений, регистрация региональных отделений неугодных власти партий в ряде субъектов Федерации может быть блокирована или затруднена местными органами юстиции.

2. В настоящее время в некоторых субъектах Федерации достаточно активно действуют партии регионального и межрегионального значения. И эти реальные ростки результаты политической самоорганизации масс нужно поддержать. Тем более, что в ряде субъектов РФ политические партии являются единственной политической альтернативой единоличной власти губернатора или президента республики.

Надо дать возможность межрегиональным и региональным партиям проявить себя на выборах в органы власти субъектов Федерации. Не исключено, что ряд из них дорастут в перспективе до партий федерального уровня.

Порядок регистрации региональных партий (в отличие от региональных отделений партий федерального уровня) должен быть разрешительным.

(Для справки: ЦИК в своем законопроекте предлагает упразднить региональные и межрегиональные партии.)

3. Порядок создания и деятельности межрегиональных и региональных партий (объединений) должен быть установлен федеральным законом. Местные органы власти должен быть не вправе принимать законы, регулирующие деятельность региональных и местных политических партий (объединений), которые бы противоречили настоящему федеральному закону.

VII. Законом о политических партиях целесообразно

заложить тенденцию растущего участия партий в

формировании органов исполнительной власти.

В настоящее время политические партии не участвуют в формировании органов исполнительной власти, но в перспективе, по мере роста авторитета и дееспособности партий, это участие возможно и необходимо.

Предоставление партиям права участвовать в формировании федерального правительства и правительств субъектов Федерации вызывает немало возражений, поскольку прямое участие партий в формировании исполнительной власти не предусмотрено Конституцией РФ. С другой стороны, Конституция не запрещает партиям рекомендовать своим представителям во власти назначать на те или иные посты в органах исполнительной власти поддерживаемых партией политиков.

В этой связи можно обсудить вопрос о предоставлении правящей партии (партиям), а также партии, получившей большинство голосов избирателей в ходе выборов в Государственную Думу РФ, права на участие (в порядке, не противоречащем Конституции РФ) в формировании федерального правительства.

Аналогичное право целесообразно предоставить межрегиональным и региональным партиям, а также региональным отделениям общероссийских партий.

VIII. Чрезвычайно аккуратно следует подойти к

введению законом о партиях норм, касающихся

регулирования внутрипартийной жизни.

1. На наш взгляд, не следует злоупотреблять введением новых норм, регулирующих создание и регистрацию партий и предполагающих наделение государственных органов, будь то Минюст или ЦИК РФ, дополнительными правами в отношении политических партий.

Действующий федеральный закон “Об общественных объединениях” достаточно четко регулирует процесс создания и регистрации партий, а также наделяет государственные органы необходимыми для эффективного контроля за соблюдением партиями положений своего устава и федеральных законов.

Нужно понимать, что чем больше требований, например, к перечню сдаваемых в органы юстиции документов для регистрации или к Уставу партии будет содержаться в законе, тем больше будет возможностей у чиновников препятствовать созданию партии.

2. Основной формой контроля государства за деятельностью политических партий является контроль за их финансовой деятельностью (см. раздел III). Достаточно жесткой регламентации должна быть подвергнута также деятельность партий, связанная с участием в выборах. В то же время внутрипартийная жизнь должна быть ограждена от вмешательства в нее государственных структур. Это, все-таки, прерогатива Устава партии.

Действующий закон “Об общественных объединениях” устанавливает основные принципы внутрипартийной демократии. Все ключевые вопросы внутрипартийной жизни, согласно данному закону, решаются съездом (конференцией, собранием), так что рядовые члены партии большинством голосов имеют возможность установить любой режим внутрипартийной деятельности. В свою очередь, партийное меньшинство имеет право смены членства в пользу более “демократичной” партии.

Законом о партиях, наверное, можно ввести ряд новых норм, направленных на расширение прав рядовых членов партий, а также полномочий коллегиальных руководящих органов. Но не менее важно установить механизм и порядок оперативного обжалования политическими партиями и их представителями случаев административного произвола в отношении партий и их членов со стороны государственных органов.

3. На наш взгляд, нецелесообразно установление высокой численности для партии и ее региональных отделений. Часто идеи, выдвигаемые партией, куда важнее ее численности. Важно также, чтобы партия активно участвовала в выборах и выдвигала своих кандидатов, а не превращала наращивание формальной численности в самоцель. В конце концов, обеспечить “массовость” политические партии могут сегодня только административным путем, что Россия уже проходила.

Минимальная численность регионального отделения федеральной партии могла бы составлять 50 человек. Федеральная партия должна действовать в не менее чем половине субъектов Федерации.

Для проведения учредительного съезда федеральной партии достаточно участия в нем 45 делегатов.

4. Качество партий важнее количества их членов. В связи с этим целесообразно установить федеральным законом какие категории населения не могут быть членами партий.

На наш взгляд, вне партий должны быть:

- сотрудники правоохранительных органов, органов прокуратуры и юстиции, судьи;

- военнослужащие, сотрудники органов безопасности и иных силовых структур;

- сотрудники налоговых органов.

IХ. Одной из форм контроля за деятельностью

политических партий является контроль за размещением

ими политической рекламы в СМИ и ведением

информационно-пропагандистской работы.

На наш взгляд, регулирование политической рекламы является самым слабым местом избирательного законодательства. В связи с этим предписать политическим партиям те или иные нормы информационно-рекламной деятельности можно только одновременно с внесением целого ряда изменений и дополнений в избирательные законы.

Соответствующими законами целесообразно установить следующие меры регулирования рекламной и агитационной деятельности политических партий и их представителей:

1. В период до выборов выступления в СМИ представителей политических партий могут осуществляться без ограничений - как без пометки “политическая реклама”, так и с пометкой; во втором случае финансирование политической рекламы и агитации контролируется законом.

2. В период избирательной кампании должно быть запрещено вести политическую рекламу и агитацию, используя государственные материальные и финансовые средства; действующие должностные лица должны нести ответственность за использование своего положения с целью политической рекламы и агитации.

3. Исключаются выступления в СМИ кандидатов, представителей политических партий и их доверенных лиц без пометки “политическая реклама” в период избирательных кампаний. В этот период ВСЕ рекламные и агитационные материалы в государственных и негосударственных СМИ должны быть маркированы как “политическая реклама”. Это касается также действующих губернаторов и Президента РФ. В противном случае несут ответственность как выдвинувшие их политические партии, так и СМИ.

Исключением из этого правила могут быть комментарии информационным агентствам и выступления должностных лиц в новостных программах при наличии достаточного основания и в определенном объеме. (В законе должно быть дано определение понятия “достаточной обоснованности” выступления должностного лица в новостной программе).

4. Рекламный (агитационный) характер выступления в СМИ должен устанавливаться специальным органом (избирательная комиссия + СМИ + представители парламентских партий) в течение 3 дней после подачи заявления.

5. В государственных СМИ в период избирательных кампаний кандидаты (и их представители) получают одинаковое время (печатные площади) и выступают бесплатно.

6. Для кандидатов в Президенты РФ и на пост главы субъекта Российской Федерации обязательно участие в теледебатах во втором туре.

Введение законом о партиях или избирательным законодательством норм, касающихся регулирования рекламной и агитационной деятельности политических партий, являются единственным поистине “революционным” предложением настоящей Концепции. Вместе с тем, только коренное изменение существующего порядка политической рекламы и агитации может поставить положение дел в этой области с головы (когда все содержание избирательной кампании сводится к войне телеканалов и управляемых из-за кулис телеведущих) на ноги (когда бороться за избирателей будут политические партии и их программы).

Х. Закон должен дать четкие определения целого ряда

понятий и прежде всего понятия “политическая партия”.

В федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” не определено содержание и соотношение терминов “политическая партия” и “политическая организация”. Эти термины в законе даются через запятую, то есть подразумевается, что это два различных типа политических объединений. В то же время из федерального закона “Об общественных объединениях” следует, что политические партии - разновидность политических организаций (хотя в ст. 7 дан ПОЛНЫЙ перечень возможных организационно-правовых форм общественного объединения: организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, и такой особой организационно-правовой формы как “политическая партия” - в дополнение к политическим организациям - согласно данному закону не существует.)

На наш взгляд, понятия “политическая организация” и “политическая партия” являются синонимами, поскольку политическая партия есть политическое общественное объединение в организационно-правовой форме общественной организации (отличается от других политических общественных объединений фиксированным членством).

По поручению Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Концепцию подготовил Лепехин В.А.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
Представление интересов – новый антикоррупционный институт
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
Закон о политических партиях в оценках общественного мнения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016