Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ

Уважаемые участники парламентских слушаний!

В Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта Федерального закона “О политических партиях”, в состав которой вошли представители всех парламентских фракций. Среди них все авторы проектов закона “О политических партиях”, концепции которых будут сегодня обсуждаться.

Месяц назад в этом зале, когда Центральной избирательной комиссии Российской Федерации были представлены предложения по изменениям избирательного законодательства, было признано необходимым и своевременным принятие закона, регулирующего общественные отношения в сфере деятельности политических объединений - партий.

Концепция проекта закона “О политических партиях”, разрабатываемого рабочей группой ЦИК России, представлена вам. С основными ее положениями, насколько мне позволит предоставленное время, я постараюсь вас ознакомить.

Прежде всего, я бы хотела подчеркнуть цель принятия закона о партиях.

Целью закона является укрепление российской государственности, углубление процесса демократизации общества, совершенствование партийной системы. Политические объединения - политические партии призваны реально обеспечивать принцип политического многообразия, провозглашенный Конституцией Российской Федерации.

Задача партий - сформулировать и предъявить обществу альтернативные пути развития нашего государства, обеспечить реальный выбор для граждан, для избирателей. В настоящее же время даже в период избирательных кампаний, не говоря уже о другом времени, далеко не все политические объединения предали гласности, опубликовали свои программы или хотя бы основные их положения. Это в значительной мере характеризует политические объединения с качественной стороны.

Кроме этого, во время избирательной кампании мы столкнулись с тем, что назрел вопрос о правовом регулировании деятельности политических объединений, поскольку существующий Федеральный закон “Об общественных объединениях” не содержит даже самого определения политического объединения, не устанавливает правовые критерии, отличающие политические партии от других видов общественных объединений. Действующий порядок создания дает возможность беспрепятственному возникновению фиктивных политических образований, зачастую под заказ.

Прежде всего, необходимо дать определение политической партии. На наш взгляд, оно таково : политической партией является общероссийское общественное объединение, имеющее региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, представляющее собой добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное для участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Обращаю ваше внимание на то, что, на наш взгляд, политическими партиями можно считать только общероссийские объединения. Политическая партия - носитель идеологии, выразитель интересов определенных социальных групп и претендент на власть в целях реализации своих идей.

Согласно подпунктам “в” и “е” ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина, а также установление основ федеральной политики в области государственного развития Российской Федерации являются исключительной компетенцией Российской Федерации, в соответствии с чем Федеральный закон вправе установить исключительно общефедеральный статус политических партий. Что же касается политической целесообразности, то представляется необходимым в настоящих условиях стимулировать развитие региональных  отделений общероссийских партий, что послужит совершенствованию всей политической системы, реализации конституционного права граждан на объединение в политические партии, укреплению государственности, воспрепятствует проявлению сепаратизма и национализма. Кроме этого, как показывает практика, региональные политические объединения представляют собой, в большинстве случаев, административный ресурс - являются карманными в руках действующей власти.

Политические партии - это разновидность общественного объединения, деятельность которого регулируется Федеральным законом “О политических партиях” и Федеральным законом “Об общественных объединениях” в части, не противоречащей закону, указанному первым. При этом политическая партия настолько специфичный вид общественного объединения (с политической общественной организацией ее объединяет только фиксированное членство, в то же время много общего с политическим общественным движением), что представляется целесообразным определить политическую партию как самостоятельную организационно-правовую форму общественных объединений. В этом случае отпадает необходимость в политических общественных объединениях, которые сыграли свою роль в период перехода от однопартийной системы к многопартийной, содействовали структурированию политической системы и стали прообразом политических партий. Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный закон “Об общественных объединениях”.

Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. В каждом региональном отделении должно быть не мене ста членов партии, проживающих в данном субъекте Российской Федерации. Общая же численность партии не должна быть менее десяти тысяч членов. В этом признаке содержатся основные критерии, отделяющие политические партии от прочих общественных объединений.

Действующее законодательство относит к общероссийским те объединения, которые имеют структурные подразделения - отделения, организации, филиалы, представительства на территории более половины субъектов РФ. При этом структурное подразделение, такое как отделение либо представительство, может быть представлено одним членом объединения, организация - тремя, а общероссийская организация может насчитывать соответственно около ста человек и действовать как общероссийская на вполне законных основаниях. Разработчики проекта считают, что право формировать Парламент, а равно представлять политическую волю и интересы общества должны зрелые общественные образования, знающие и реально учитывающие интересы регионов и граждан, в них проживающих.

Региональные отделения, а также иные структурные подразделения политической партии, предусмотренные уставом, создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание партийных структур в органах государственной власти, в том числе в правоохранительных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах, иных учреждениях и организациях. Это в полной мере оправдано и способствует соблюдению принципа добровольного вхождения в партию, в противном случае не исключается принуждение подчиненных со стороны руководства (административный ресурс). Структурные подразделения партии могут создаваться только на территории Российской Федерации, поскольку согласно действующему законодательству общественное объединение, имеющее хотя бы одно структурное подразделение (отделение, представительство и т.д.) на территории иностранного государства, является международным общественным объединением.

Партия - это добровольное объединение граждан Российской Федерации. Добровольность вхождения и выхода из партии является одним из составляющих конституционного права граждан на объединение.

Членами политической партии, а также ее учредителями могут быть только физические лица, достигшие восемнадцати лет, являющиеся гражданами РФ. Прием в члены осуществляется на основании личного письменного заявления. Партия осуществляет учет членов (индивидуальное фиксированное членство).

Не могут быть членами партии: юридические лица (“коллективные члены”); иностранцы и лица без гражданства; граждане, не достигшие восемнадцати лет; те категории граждан, занимающие определенные должности или занимающиеся определенной деятельностью, которые специальными законами РФ ограничены в праве быть членами политических объединений - судьи, прокуроры, военнослужащие, таможенники и другие. Представляется целесообразным в законе “О партиях” четко определить перечень этих должностей и видов деятельности.

Что касается государственных и муниципальных служащих, наш закон предполагает, что они имеют право быть членами  партии. Естественно, что тут должно содержаться положение, ограничивающее использование их возможностей в связи со служебной деятельностью в интересах партий своих или иных. Это безусловно. Предусмотрена ответственность за нарушение этого ограничения. Но, как уже звучало, мы поддерживаем идею, что при выдвижении и избрании членов партии на определенные должности, те не должны уходить формально из этой партии, потому что фактически, если они люди порядочные, они конечно остаются вместе с той партией, которая их выдвинула. Поэтому, мы считаем, было бы правильно и логично законодательно закрепить, что они вправе оставаться членами партии и при этом нести политическую ответственность за действия партии. Партия, в свою очередь, несет ответственность за действия своих членов, которых она провела в органы власти.

Одной из основных целей создания политической партии является участие в выборах. Политическая партия - единственный вид общественных объединений, имеющий право выдвигать кандидатов всех уровней (кандидата на должность Президента РФ, кандидатов, списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кандидатов на выборные должности органов местного самоуправления, кандидатов на должности главы исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации и других.

Право выдвигать указанных выше кандидатов наряду с партиями имеют граждане Российской Федерации путем самовыдвижения или выдвижения инициативной группой. Никакие другие общественные объединения – общественные организации (профсоюзы, благотворительные, религиозные, любительские организации), общественные движения, фонды, учреждения и прочие не вправе выдвигать кандидатов.

Политическая партия считается участвующей в выборах, если она выдвинула федеральный список кандидатов по общефедеральному округу, либо кандидатов по одномандатным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо кандидата в Президенты Российской Федерации. При этом выдвинутые списки кандидатов, кандидаты должны быть внесены в соответствующие избирательные бюллетени. Партия, не принимавшая участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации два раза подряд, теряет статус политической партии и подлежит ликвидации.

Порядок создания политической партии.

Политические партии могут быть созданы двумя способами:

1) путем учреждения вновь образующейся партии;

2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Первый способ предусматривает: 1) создание организационного комитета для подготовки и проведения учредительного съезда политической партии, в течение одного года с момента извещения Министерства юстиции Российской Федерации о намерении создания партии и предоставления сведений о предполагаемом названии партии, примерного проекта устава и основных положений программы создаваемой партии. Проект закона предусматривает регистрацию организационного комитета, который будет наделен правом открытия расчетного счета в кредитном учреждении, поскольку проведение учредительного съезда потребует финансовых затрат; 2) проведение учредительного съезда (с числом делегатов не менее двухсот человек); 3) направление всех необходимых документов: устава партии, решения съезда партии о ее создании, об избрании руководящих и контролирующих органов, о создании не менее сорока пяти региональных отделений в Министерство юстиции Российской Федерации; 4) получение временного свидетельства о регистрации со сроком действия шесть месяцев; 5) прием в члены партии в региональных отделениях не менее ста человек в каждом, общей численностью не менее десяти тысяч человек; 6) регистрация региональных отделений с необходимым количеством членов партии в региональных органах юстиции субъектов Российской Федерации; 7) представление в Министерство юстиции Российской Федерации документов, свидетельствующих о наличии не менее сорока пяти зарегистрированных региональных отделений с общей численностью не менее десяти тысяч членов (свидетельство о регистрации регионального отделения, копия протокола собрания (конференции) регионального отделения с решением о принятии в члены партии необходимого числа граждан); 8) включение в единый государственный реестр юридических лиц, выдача соответствующего свидетельства политической партии.

Второй способ создания политических партий предполагает:

1) принятие высшим руководящим органом общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения решения о преобразовании в политическую партию, о порядке проведения процедуры преобразования, в том числе о сроках;

2) представление в Министерство юстиции РФ следующих документов: решения о преобразовании в политическую партию, Устава и программы партии, решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, решения о правопреемстве, передаточного акта и решения о преобразовании региональных структурных подразделений в региональные отделения партии, документы, подтверждающие регистрацию не менее сорока пяти региональных отделений партии с численностью не менее ста человек в каждом и общей численностью не менее десяти тысяч человек (свидетельства о регистрации, копии протоколов);

3) внесение в единый государственный реестр юридических лиц как политической партии, исключение как общественного объединения иной организационно-правовой формы (при этом создание Организационного комитета не требуется, а также нет стадии выдачи временного свидетельства о регистрации).

Аналогичным образом предполагается проведение преобразования в политические партии ныне существующих общероссийских политических объединений в срок, установленный законом, для введения в действие нормы, исключающей из закона "Об общественных объединениях" понятие "политического общественного объединения" (примерно 2 года).

До истечения указанного срока существующие политические объединения в полной мере могут использовать право участия в выборах, однако в случае непреобразования в установленный срок они утратят статус политических, равно как и право участия в выборах.

На политические партии, созданные путем преобразования из политических объединений, не распространяется годичный срок, в течение которого вновь образованные объединения не вправе участвовать в выборах.

Основные положения по вопросам государственного финансирования

Проект закона предусматривает ежегодное выделение государственных средств из Федерального бюджета на поддержку деятельности политических партий, а также разовые выплаты по итогам избирательной кампании Президента Российской Федерации в следующем порядке:

I. Право на ежегодное получение государственных средств получают политические партии при условии, что за выдвинутые ими федеральные списки кандидатов либо кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, проголосовало не менее 2% избирателей, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Право на получение разовых выплат государственных средств получают партии в случае, если за выдвинутых ими кандидатов на должность Президента Российской Федерации проголосовало не менее 2% избирателей, принявших участие в голосовании на выборах Президента Российской Федерации;

II. Размер средств, выделяемых политическим партиям, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации пропорционально поданным голосам избирателей за кандидатов, списки кандидатов каждой политической партии, исходя из суммы, причитающейся за 1 голос избирателя, которая устанавливается Федеральным законом "О партиях" в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда;

III. Ежегодные выплаты производятся в равных суммах по квартально, разовые выплаты в течение одного месяца после опубликования итогов выборов.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
Представление интересов – новый антикоррупционный институт
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
Закон о политических партиях в оценках общественного мнения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016