Все чаще принятые законодательные акты
не сопровождаются своевременным принятием Правительством РФ необходимых подзаконных нормативно-правовых актов, образуют тем самым правовой вакуум в реальной хозяйственной (в т.ч. предпринимательской) деятельности, мешая ей.
Примером могут служить потрясения на российском рынке алкогольной продукции в январе-марте 2006 года, когда Правительство РФ не издало на основе Федерального закона необходимых актов по акцизным маркам и т.д. Это остановило производство вина, водки в первые месяцы 2006 года. Хозяйствующие субъекты, работающие в этой области, например, винодельческие предприятия Темрюкского района Краснодарского края, понесли серьезные убытки, люди лишились заработка в это время. К сожалению, такие примеры не единичны.
3. Субъекты законодательной инициативы действуют весьма своеобразно некоторые из них практически не используют это право ни в интересах граждан, ни в интересах своей "службы". Примером может служить Конституционный Суд РФ, не внесший с 1994 года в парламент страны ни одного законопроекта. Ни разу Конституционный Суд РФ не воспользовался и п.3, ст.160 Конституции РФ для созыва совместного заседания палат Федерального Собрания, скажем для обсуждения положения дел с правами человека в социальной сфере. А между тем, должны "работать" такие конституционные нормы как "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39 Конституции РФ). "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ст. 38 Конституции РФ). "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений" (ст. 41 Конституции РФ). "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду... возмещение ущерба, причиненного его здоровью..." (ст. 42 Конституции РФ). "Каждый имеет право на образование" (ст. 43 Конституции РФ). "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры…" (ст.44 Конституции РФ и другие). Низка активность Высшего Арбитражного и Верховного Судов РФ. По-прежнему в основе законотворческой "пирамиды" находятся депутаты Государственной Думы ФС РФ (они представляют практически половину законопроектов, в то время как в других странах это делает правительство). Вместе с тем, растет число законопроектов, инициированных Президентом и Правительством России.
4. По-прежнему зачастую игнорируется не только мнение, но и законопроекты, инициированные законодательными (представительными) органами субъектов РФ (смотри таблицу 6).
Лидерами среди законодательных органов субъектов Российской Федерации по числу законодательных инициатив, внесенных в форме законопроектов и ставших законами за весь период существования Федерального Собрания Российской Федерации, являются Московская областная Дума, Московская городская Дума, Законодательное Собрание Краснодарского края, Законодательное Собрание Приморского края. Авторами 3305 законопроектов являлись представители всех субъектов Российской Федерации, кроме Чеченской Республики. 38 законодательных органов субъектов Российской Федерации ни разу так и не смогли за указанный период достигнуть законодательного результата - принятия закона. Внесенные ими законопроекты отклонялись или снимались с рассмотрения по разным основаниям.
В период деятельности Государственной Думы четвертого созыва лишь 21 из 89 законодательных органов субъектов Российской Федерации смогли получить поддержку своих законодательных инициатив и добиться принятия законов: наибольшее число законов принято по инициативе Московской городской Думы – 5 законов. Московской областной Думы - 4 закона, Законодательного Собрания Краснодарского края. Верховного Совета Республики Хакасия, Парламента Кабардино-Балкарской Республики – по 3 закона. Государственного Совета Республики Татарстан, Законодательного Собрания Пермской области. Совета народных депутатов Камчатской области – по 2 закона.
По состоянию на 1 января 2006 года из 413 законопроектов, внесенных законодательными органами субъектов Российской Федерации, находившихся на рассмотрении Государственной Думы, – ни одного законопроекта не было внесено от законодательных органов Агинского Бурятского, Коми-Пермяцкого, Корякского, Усть-Ордынского (Бурятского) и Эвенкийского автономных округов.
Отмечая некоторый рост принимаемых законопроектов, инициаторами которых были субъекты РФ, следует подчеркнуть, что их число остается незначительным, а потенциал не востребованным в полной мере.
Не являются активными игроками на законотворческом "поле" как члены Совета Федерации, так и сам Совет Федерации, что также является резервом в законотворческой деятельности в РФ.
Возможно, некоторую позитивную роль в активизации законотворческой деятельности Совета Федерации и законодательных органов субъектов РФ сыграет сформированный на базе "верхней" палаты парламента Совет Законодателей. Но это покажет время.
5. Состав депутатского корпуса в контексте законотворческой работы также оставляет желать много лучшего (смотри таблицу 7). Число депутатов с высшим юридическим образованием остается малым, многие не имеют опыта законотворческой работы. Вряд ли что решит в этой связи переход на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу. Большинство депутатских кресел в 2007 году может быть занято партийными функционерами "различных мастей", далеких от законотворчества (смотри таблицы 8 – 11). В этих условиях необходима как массовая профессиональная учеба депутатов (такие попытки уже делаются), так и высококвалифицированный аппарат Государственной Думы, подобранный не по партийному (главным образом), а профессиональному признаку.
Центр законотворческой работы по-прежнему находится в комитетах Государственной Думы (их число может быть сокращено наполовину, до 12-15), а не в депутатских кабинетах, Правительстве, ВУЗах, НИИ законодательства.
От этого также страдает качество законотворческой работы.
6. Нуждается в совершенствовании механизм согласования интересов и правовых позиций в области законотворчества по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Речь идет как об отзывах с "территорий" на направляемые законопроекты, так и выработке иных процедур.
В качестве примера нужно привести Федеральный закон № 122-ФЗ о "монетизации" льгот ветеранам, пенсионерам и другим категориям граждан (закон вступил в силу с 1 января 2005 года), прошедший даже в формальном отношении весьма сомнительную процедуру согласования и вызвавший не только нарекания региональных властей, но и локальные "бунты" пенсионеров, малообеспеченных граждан в республиках, краях и областях Российской Федерации.
[1]
Так высказывались против законопроекта "о монетизации льгот" законодательные и исполнительные органы государственной власти: Республики Алтай, Республики Башкортостан, Республики Ингушетии, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Чувашской Республики – Чувашия, Хабаровского края, Ивановской области, Мурманской области. Тульской области, г. Москвы, Эвенкийского автономного округа. За принятие данного законопроекта высказались летом 2004 года законодательные и исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Калужской области, Липецкой области, Чукотского автономного округа.
Не представили в Государственную Думу ФС РФ свои отзывы государственные органы Республики Адыгеи, Республики Бурятии, Республики Мордовии, Чеченской республики, Алтайского края, Краснодарского края, Приморского края, Архангельской области, Волгоградской области, Иркутской области, Калининградской области, Камчатской области, Оренбургской области, Орловской области, Пермской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Читинской области, Ярославской области, г. Санкт-Петербурга, Коми-Пермяцкого автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа. Однако закон Государственной Думой был принят.
Множество проблем возникло и возникает с Федеральным законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении в РФ, введение которого теперь "доверено" самим субъектам РФ и окончательный срок его внедрения продлен до 1 января 2009 года.
7. Практика показывает, что законодатель часто не успевает за предлагаемыми, в первую очередь Президентом страны, изменениями, реформами. Так случилось, например, с национальными проектами "Образование", "Здравоохранение", "Доступное жилье" и т.д., инициированными Президентом РФ.
Ряд других идей, например, радикальное упрощение регистрации прав на имущество граждан – закон "о шести сотках", избавление многих от игровой зависимости реализуются Государственной Думой в весьма искаженном виде.
Вот далеко не полный перечень проблем и возникающих противоречий в законотворческой сфере в РФ.
Путь их решения лежит в плоскости улучшения качества законотворческой работы, повышения инициативы и ответственности субъектов законодательной инициативы, контроля за их деятельностью со стороны Общественной палаты, общего улучшения положения дел в стране.
Таблица 6
Реализация законодательными органами субъектов РФ права законодательной инициативы в форме внесенных законопроектов в период с 1995 по 2005 год (в части законопроектов, рассмотрение которых завершено)
(по состоянию на 1 января 2006 года)
№ П/П |
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации |
Внесено законопроектов |
Рассмотрение завершено |
Находятся на рассмотрении |
Принято законов |
1 |
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея |
20 |
19 |
1 |
0 |
2 |
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
11 |
9 |
2 |
0 |
3 |
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан |
62 |
50 |
12 |
0 |
4 |
Народный Хурал Республики Бурятия |
11 |
9 |
2 |
0 |
5 |
Народное Собрание Республики Дагестан |
13 |
12 |
1 |
0 |
6 |
Народное Собрание Республики Ингушетия |
18 |
17 |
1 |
2 |
7 |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
17 |
13 |
4 |
3 |
8 |
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия |
10 |
10 |
0 |
0 |
9 |
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики |
9 |
7 |
2 |
1 |
10 |
Законодательное Собрание Республики Карелия |
74 |
66 |
8 |
2 |
11 |
Государственный Совет Республики Коми |
43 |
33 |
10 |
0 |
12 |
Государственное Собрание Республики Марий Эл |
11 |
11 |
0 |
0 |
13 |
Государственное Собрание Республики Мордовия |
9 |
7 |
2 |
0 |
14 |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
24 |
23 |
1 |
0 |
15 |
Парламент Республики Северная Осетия - Алания |
11 |
11 |
0 |
1 |
16 |
Государственный Совет Республики Татарстан |
26 |
22 |
4 |
2 |
17 |
Великий Хурал Республики Тыва |
7 |
6 |
1 |
1 |
18 |
Государственный Совет Удмуртской Республики |
24 |
20 |
4 |
0 |
19 |
Верховный Совет Республики Хакасия |
14 |
14 |
0 |
3 |
20 |
Парламент Чеченской Республики |
0 |
|
0 |
0 |
21 |
Государственный Совет Чувашской Республики |
26 |
25 |
1 |
1 |
22 |
Алтайский краевой Совет народных депутатов |
103 |
90 |
13 |
3 |
23 |
Законодательное Собрание Краснодарского края |
125 |
108 |
17 |
5 |
24 |
Законодательное Собрание Красноярского края |
65 |
59 |
6 |
3 |
25 |
Законодательное Собрание Приморского края |
75 |
67 |
8 |
5 |
26 |
Государственная Дума Ставропольского края |
14 |
11 |
3 |
0 |
27 |
Законодательная Дума Хабаровского края |
47 |
42 |
5 |
0 |
28 |
Амурский областной Совет народных депутатов |
16 |
14 |
2 |
0 |
29 |
Архангельское областное Собрание депутатов |
19 |
16 |
3 |
0 |
30 |
Государственная Дума Астраханской области |
56 |
49 |
7 |
3 |
31 |
Белгородская областная Дума |
38 |
35 |
3 |
2 |
32 |
Брянская областная Дума |
28 |
27 |
1 |
0 |
33 |
Законодательное Собрание Владимирской области |
43 |
41 |
2 |
1 |
34 |
Волгоградская областная Дума |
92 |
82 |
10 |
1 |
35 |
Законодательное Собрание вологодской области |
50 |
45 |
5 |
2 |
36 |
Воронежская областная Дума |
53 |
50 |
3 |
2 |
37 |
Законодательное Собрание Ивановской области |
48 |
45 |
3 |
1 |
38 |
Законодательное собрание Иркутской области |
38 |
35 |
3 |
1 |
39 |
Калининградская областная Дума |
53 |
46 |
7 |
1 |
40 |
Законодательное Собрание Калужской области |
19 |
19 |
0 |
0 |
41 |
Совет народных депутатов Камчатской области |
52 |
42 |
10 |
2 |
42 |
Совет народных депутатов Кемеровской области |
67 |
60 |
7 |
1 |
43 |
Законодательное Собрание Кировской области |
43 |
36 |
7 |
1 |
44 |
Костромская областная Дума |
43 |
41 |
2 |
2 |
45 |
Курганская областная Дума |
59 |
51 |
8 |
0 |
46 |
Курская областная Дума |
28 |
24 |
4 |
0 |
47 |
Законодательное собрание Ленинградской области |
18 |
16 |
2 |
0 |
48 |
Липецкий областной Совет депутатов |
31 |
29 |
2 |
0 |
48 |
Магаданская областная Дума |
12 |
11 |
1 |
1 |
50 |
Московская областная Дума |
117 |
98 |
19 |
14 |
51 |
Мурманская областная Дума |
38 |
31 |
7 |
1 |
52 |
Законодательное Собрание Нижегородской области |
58 |
51 |
7 |
3 |
53 |
Новгородская областная Дума |
49 |
46 |
3 |
3 |
54 |
Новосибирский областной Совет депутатов |
25 |
24 |
1 |
1 |
55 |
Законодательное Собрание Омской области |
39 |
34 |
5 |
2 |
56 |
Законодательное Собрание Оренбургской области |
36 |
33 |
3 |
0 |
57 |
Орловский областной Совет народных депутатов |
32 |
28 |
4 |
1 |
58 |
Законодательное Собрание Пензенской области |
39 |
36 |
3 |
1 |
59 |
Законодательное Собрание Пермской области |
45 |
30 |
15 |
2 |
60 |
Псковское областное Собрание депутатов |
23 |
22 |
1 |
0 |
61 |
Законодательное Собрание Ростовской области |
27 |
22 |
5 |
0 |
62 |
Рязанская областная Дума |
32 |
20 |
12 |
0 |
63 |
Самарская Губернская Дума |
60 |
52 |
8 |
3 |
64 |
Саратовская областная Дума |
64 |
59 |
5 |
2 |
65 |
Сахалинская областная Дума |
98 |
84 |
14 |
0 |
66 |
Законодательное Собрание Свердловской области |
26 |
23 |
3 |
2 |
67 |
Смоленская областная Дума |
10 |
9 |
1 |
0 |
68 |
Тамбовская областная Дума |
21 |
20 |
1 |
0 |
69 |
Законодательное Собрание Тверской области |
31 |
26 |
5 |
2 |
70 |
Государственная Дума Томской области |
87 |
72 |
15 |
0 |
71 |
Тульская областная Дума |
19 |
18 |
1 |
1 |
72 |
Тюменская областная Дума |
63 |
60 |
3 |
0 |
73 |
Законодательное Собрание Ульяновской области |
25 |
21 |
4 |
0 |
74 |
Законодательное Собрание Челябинской области |
69 |
57 |
12 |
1 |
75 |
Читинская областная Дума |
27 |
24 |
3 |
0 |
76 |
Государственная Дума Ярославской области |
36 |
29 |
7 |
0 |
77 |
Московская городская Дума |
74 |
61 |
13 |
8 |
78 |
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга |
57 |
49 |
8 |
1 |
79 |
Законодательное Собрание Еврейской автономной области |
37 |
35 |
2 |
2 |
80 |
Агинская Бурятская окружная Дума |
9 |
9 |
0 |
0 |
81 |
Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа |
6 |
6 |
0 |
0 |
82 |
Дума Корякского автономного округа |
9 |
9 |
0 |
0 |
83 |
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа |
10 |
9 |
1 |
1 |
84 |
Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа |
21 |
15 |
6 |
1 |
85 |
Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа |
1 |
1 |
0 |
0 |
86 |
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
36 |
32 |
4 |
1 |
87 |
Дума Чукотского автономного округа |
25 |
22 |
3 |
2 |
88 |
Законодательное Собрание (Суглан) Эвенкийского автономного округа |
5 |
5 |
0 |
1 |
89 |
Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа |
44 |
35 |
9 |
2 |
|
итого: |
3305 |
2892 |
413 |
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.[2] В количество законодательных актов по законодательному (представительному) органу каждого субъекта Российской Федерации включены также законопроекты, внесенные совместно с другими субъектами права законодательной инициативы.
Таблица 7
Сведения о составе депутатского корпуса Государственной Думы
(по состоянию на 4 февраля 2004 года)
Всего избрано депутатов – 447
Состав депутатского корпуса |
Число |
В процентах |
По полу: женщины |
45 |
10,07 |
мужчины |
402 |
89,93 |
По возрасту, до 30 лет |
9 |
2,02 |
от 30 до 39 лет |
74 |
16,55 |
от 40 до 49 лет |
135 |
30,20 |
от 50 до 59 лет |
179 |
40,04 |
60 лет и старше |
50 |
11,19 |
По образованию: высшее (в том числе высшее послевузовское) |
443 |
99,10 |
незаконченное высшее |
2 |
0,45 |
общее среднее |
2 |
0,45 |
По сфере деятельности: законодательные (представительные) органы власти |
282 |
59,24 |
в том числе члены Совета Федерации |
15 |
3,16 |
депутаты Государственной Думы |
204 |
42.95 |
депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
39 |
8,19 |
депутаты представительных органов местного самоуправления |
7 |
1,47 |
Исполнительные органы власти |
48 |
10,11 |
в том числе: высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации, их заместители |
12 |
2,53 |
главы муниципальных образований, главы местного самоуправления, их заместители |
12 |
2,53 |
Правоохранительные органы |
9 |
1.89 |
в том числе органы юстиции |
1 |
0,21 |
адвокатура, юридические услуги, нотариат |
4 |
0,84 |
органы внутренних дел, внутренние войска МВД |
3 |
0,63 |
органы таможенной службы |
1 |
0,21 |
Органы служб безопасности |
2 |
0,42 |
Военнослужащие |
2 |
0,42 |
Общественные объединения |
26 |
5.46 |
в том числе политические партии |
10 |
2,11 |
профсоюзные организации |
1 |
0,21 |
Экономика |
53 |
11.16 |
в том числе промышленность |
20 |
4,21 |
строительство |
2 |
0,42 |
сельское хозяйство |
5 |
1.05 |
финансовая сфера |
5 |
1,05 |
связь и транспорт |
4 |
0,84 |
энергетика |
2 |
0,42 |
торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание |
2 |
0,42 |
социальное обеспечение |
3 |
0,63 |
Здравоохранение |
4 |
0,84 |
Образование, наука |
20 |
4,21 |
Культура, искусство, спорт |
1 |
0,21 |
Средства массовой информации, реклама |
4 |
0,84 |
Другие сферы деятельности |
25 |
5,25 |
По социальному положению: служащие |
439 |
98,21 |
пенсионеры |
5 |
1,12 |
временно неработающие |
1 |
0,22 |
частные предприниматели |
2 Сохранить как .rtf файл Другие статьи в разделе «2006 №4 (70)» ПРАВА НАРОДОВ: РОССИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМ – КРЕДО ДЕМОКРАТИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ ДИСБАЛАНСА ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ В РАМКАХ ФИНАНСОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ – ИДЕОЛОГИЯ РОССИЯ В ОБСЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ? (часть 1) Земля по новому АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ – НАЦИЯ БУДУЩЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМИГРАЦИИ КАЗАЧЕСТВА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С.И. Барзилова и А.Г. Чернышева «Безумство власти: Провинциальная Россия: Двадцать лет реформ». – М., Ладомир, 2005. – 298 с. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Т.Н.ГРАНОВСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИННОВАЦИЙ
|