Чуть ли не каждый день средства массовой информации сообщают о террористических актах и экстремистских заявлениях, за которыми стоят различного рода «религиозные организации».
Противостояние на религиозной почве нельзя назвать особенностью нашего времени. Оно существовало на протяжении тысячелетий. Но особенно интенсивным и непримиримым оно стало с появлением религии Единобожия.
Казалось бы, Единобожие, к которому в массовом порядке стали переходить народы с начала третьего столетия со дня Рождества Христова, должно было установить всемирное братство и спокойствие. Однако, именно во имя Единого Бога вначале потомки Якова-Израиля, а затем, с принятием христианства и ислама, и все остальные народы шли на мученическую смерть и вели кровопролитные войны. И здесь нет ничего случайного. Дело в том, что во времена язычества человек обращался к богам за помощью для решения вполне конкретных земных дел, и его, как правило, мало интересовало, насколько эти дела угодны богам. Ибо каждого бога, в том числе и бога-хранителя своего врага, можно было задобрить не менее конкретными дарами и жертвоприношениями.
Бог же, открывшийся Аврааму, не только объявил Себя Единым и незримым, переведя взаимоотношения с собой в ментальную сферу, но потребовал служить и поклоняться только Себе. При этом Он ниспослал правила и нормы поведения человека в виде заповедей, законов и установлений и предписал неукоснительно и безоговорочно подчиниться только им, вещая при этом через Моисея: «Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые человек живет ими» (Тора, Ваикра 18 Ахарей;5).
Более того, объявив всех остальных богов вне «закона», именно Единый Бог предопределил нетерпимое отношение человека ко всем остальным богам и, соответственно, верованиям. Причем нетерпимое отношение не только к иным богам и верованиям, но и к людям, которые исповедуют их, даже если это самые близкие родственники, включая мать и отца: «Ибо, - согласно Иисусу кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, - тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).
Историческая неизбежность и позитивность идеологии Единобожия неоспорима. Она значительно продвинула человечество по пути прогресса и в числе многого действительно очень важного, внедрила в массовое человеческое сознание мысль о существовании определённых законов бытия, которым надлежит подчиняться.
Неоспоримым также факт того, что в мировосприятии, связанным с Единым Богом, человек не только был особо выделен из окружающего «живого» мира своим подобием Всевышнему, но и была утверждена принципиальная важность человеколюбия через отношение к ближнему как к самому себе. Но и здесь Единый Бог потребовал проявлять любовь не ко всем, а исключительно к ближним по духу и по делам.
Все многообразие современных и древних течений в иудаизме, христианстве и исламе является закономерным следствием поиска «ближних», которые однако чаще оказывались таковыми не по духу Всевышнего, а по государственным, политическим, клановым интересам, в угоду которых менялись как символы веры, так и обряды поклонения Богу.
Поэтому не случайно, что наиболее воинственно настроенными против «религиозного инакомыслия», как правило, оказывались люди, весьма далёкие от религии. Именно они настаивали на исключительной правильности собственного толкования Писания и формировали нетерпимость к иному обряду поклонения Творцу.
Так было, так есть. Но человечество вступает в новую фазу своего исторического развития.
Религия в своём прежнем виде, как идеологическая основа общества, безвозвратно уходит в прошлое и занимает далеко не то место, которое она занимала каких-либо двести, а тем более, четыреста лет тому назад в жизни подавляющего большинства государств.
Разумеется, как в прошлом, так и в настоящем разные народы, как, впрочем, и люди одной страны, находятся на различных ступенях ментального и исторического развития, а религия оказывает на жизнь государства и отдельных людей отнюдь не равную степень влияния. Именно этот фактор, к сожалению, не всегда учитывается, как в межличностных и внутригосударственных, так и в международных отношениях. Особенно важен учет этого фактора при разработке программ противодействия экстремизму и терроризму в религиозной сфере.
По нашему глубокому убеждению, сегодня совершенно неправомерно говорить о противоборстве религий или о борьбе цивилизаций, и, исходя из этого, строить внешнюю и внутреннюю политику государств. Так же, как нельзя огульно причислять все живущие по своим исторически сложившимся убеждениям и традициям народы к отсталым, а, тем более, к потенциально террористическим.
Инакомыслие должно быть допущено не только внутри страны, но и в масштабах всей планеты, если оно, разумеется, не нарушает мир и спокойствие народов и не выходит за границы, дозволенные законом. Иначе мы перманентно будут получать Ирак в разных уголках нашей планеты.
Речь сегодня, по нашему глубокому убеждению, целесообразно вести о процессах невиданного ранее интенсивного взаимодействия народов и их болезненной притирке к ментальности друг друга. Не будем забывать, что просвещённый Великий Рим пал от тех, кого считал варварами. Но на обломках Римской Империи выросли многие современные народы, в том числе и те, которые считают себя оплотом современного цивилизованного мира.
О какой межрелигиозной борьбе может идти речь в современных условиях, когда, с одной стороны, большинство жителей планеты считают себя атеистами, а, с другой, значительная часть тех, кто относит себя к верующим, не знает духовных основ той религии, к которой считает себя принадлежащим, не говоря уже о полном незнании духовных ценностей и вероисповедании других народов?
Далеко за примерами ходить не надо. Ещё не успели улечься страсти вокруг «датских» карикатур на пророка Мухаммеда, всколыхнувшие «мусульманский мир» и в очередной раз противопоставившие его «миру христианскому», как пришло сообщение о том, что в Ираке шииты взорвали мечеть своих «единоверцев» суннитов.
Действительно ли за весьма острой реакций отдельных личностей, считающих себя мусульманами, стоит вероучение, изложенное в Коране, как это пытаются представить мировой общественности некоторые «знатоки ислама», навязывающие мировому общественному сознанию миф о якобы особом религиозном экстремизме этой религии? Или кто-то умело пользуется откровенным невежеством или даже хамством отдельных газетчиков? Ведь человек даже мало-мальски знакомый с Кораном знает, что эта Книга в силу многих исторически обусловленных причин значительно терпимее, чем Новый Завет, а, тем более, Тора относится даже к язычникам.
Можно ли упрекнуть в отсутствии терпимости к иному вероучению, тем более, к вероучению, связанному с Единобожием. Книгу, которая проповедует быть снисходительными даже к язычникам, проявляя к ним терпение и стойкость, и, призывая к добру, «удаляться от невежд» (Сура 7, стих 199)?
Можно ли назвать экстремистским вероучение, которое назидает пророка не принуждать людей силой к принятию веры в Единого Бога?
« 99. И если б твой Господь желал того,
То все до одного, что на земле,
Уверовали бы в Бога,
Так, неужели ты (о, Мухаммед!)
Способен вынудить людей
Принять Господню веру»! (Сура 10).
Тем, кто сегодня мнит себя апологетами веры и непримиримыми борцами за её идеалы или за чистоту вероисповедования, можно было бы рекомендовать более внимательно читать Тору, Новый Завет и Коран. Но не будем столь наивны, ибо они преследуют отнюдь не духовные цели и не пекутся о мире между народами.
Разумеется, среди лиц, которые оказываются вовлечёнными в экстремистскую, а нередко и в террористическую деятельность, далеко не все имеют политические цели или поклоняются «золотому тельцу». В их рядах нередко оказываются недалекие и обиженные жизнью заблудшие души. Есть среди них и люди с больной психикой. Есть и так называемые религиозные фанатики. Именно последние представляют особую общественную опасность, ибо ради идеалов веры готовы, не задумываясь, принести в жертву собственную жизнь. Поэтому ни введение смертной казни для террористов, ни самые успешные операции спецслужб не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Смерть во имя веры, тем более. от рук тех, кого религиозный фанатик считает неверными, является мученической, а значит служит образцом для подражания многих других.
Не секрет, что именно религиозная безграмотность подавляющего большинства населения земного шара является той почвой, на которой взращиваются абсолютно бездуховные явления, включая экстремизм и терроризм, они не имеют ничего общего с ценностями иудаизма, христианства и ислама. Порой дело доходит до абсурда. Например, спрашивая: «Ты христианин?» нередко слышишь в ответ: «Нет, я православный». Или на вопрос человеку, выкрикивающему «Аллах Акбар!», - «Чем отличается Бог, которому ты поклоняешься, от Бога иудеев?» слышишь: «Наш Бог Аллах!». Многие, к великому сожалению, не могут даже предположить, что и иудеи, и христиане, и мусульмане поклоняются Единому Богу, который, согласно Торе, Библии и Корану, вначале открылся Аврааму (Ибрагиму), и которому вслед за Авраамом поклонялись Исаак, Яков-Израиль (Якуб), Моисей (Муса), Иисус (Иса сын Марйам) и, наконец, Мухаммед (Магомет).
Когда Вы, уважаемый читатель, лично сами в последний раз держали в руках Библию, Коран или Тору, а, тем более, пытались сравнить изложенные в них идеи и сведения?!
Но кто же может просветить в вопросах веры современного человека? Мы позволим себе утверждать, что отнюдь не священнослужители. Ибо они являются носителями сугубо определённых религиозных установок и не способны в силу самой специфики своей профессиональной деятельности выступить в качестве консолидирующей миротворческой силы. Неужели кто-либо из них позволит себе предложить пастве исповедовать чуждые ему религиозные воззрения?! Станет ли католический пастор говорить, что православный батюшка такой же верный служитель Бога, как и он?! Позволит ли себе суннитский мулла предложить верующим совершить намаз в мечети совместно с шиитами?!
В лучшем случае, показываясь на телеэкране, священнослужители будут говорить о том, что именно их вероучение отвергает насилие и террор, и что именно оно является сторонником идей мира и дружбы между народами.
Не поможет и курс «История мировых религий», введенный в учебные планы средних школ страны, который имеет не только весьма спорную концепцию и уязвимое со многих точек зрения содержание, но, самое главное, не позволяет взглянуть на Священные Писания с точки зрения достижений современной науки и культурно-исторических сведений.
Ограниченные рамками статьи, позволим себе лишь тезисно изложить ответ на обычный в таких случаях вопрос: что делать?
Во-первых, необходимо признать, что поскольку террористическая и экстремистская деятельность деструктивных для мировой общественности сил облекается в идеологическую форму, то проблема не может быть эффективно решена без разработки концепции, содержательной основы и программы идеологического противодействия терроризму и экстремизму.
Во-вторых, следует осознать, что экстремизм и терроризм в религиозной сфере является не только реакцией на тяжелые социально-экономические условия существования или следствием неспособности адаптирования к новым реалиям жизни определенных групп населения, и своеобразной формой выражения их социального протеста, как это нередко приходится слышать, но и результатом вполне закономерного общеисторического процесса развития человечества.
В-третьих, надлежит признать, что наиболее уязвимыми для современного религиозного и этнического сознания, самосознания и общественно значимого поведения и актуальными не только для граждан нашей страны, но и всего мира, являются взаимоотношения приверженцев иудаизма, христианства и ислама. Именно на позитивность этих взаимоотношений должны быть направлены усилия как государственных, так и общественных структур всего мирового сообщества.
В-четвертых, мировому общественному сознанию необходимо предложить мировоззрение, которое, базируясь на достижениях современных научных знаний и культурных ценностей, позволяет по-новому взглянуть на сведения, содержащиеся в Священных Писаниях, составляющих единую духовную основу иудаизма, христианства и ислама. Необходимо показать не только взаимосвязь, историческую и этническую обусловленность сложившихся вероисповеданий, но и непреходящую значимость сведений, содержащихся в Торе, Библии и Коране для существования и перспектив развития всего человечества.
К сожалению, сегодня, например, мало кто задумывается над тем, в силу каких причин Тора, Новый Завет и Коран предопределили на многие тысячелетия вперёд жизнедеятельность миллиардов жителей нашей планеты, и почему своё летоисчисление подавляющее большинство землян ведёт от даты предполагаемого рождения Иисуса Христа, который в Коране назван «знамением для всех миров» и «милостью Творца для всех народов» ( Сура 19.стих 21), и почему именно Иисус считается в Коране по своей значимости пред Богом равным Адаму (Сура 3, стих 9), от которого, согласно трем названным Писаниям, пошел весь род людской?!
В-пятых, необходимо разработать специальную программу не только религиозного, но и духовного просвещения широких масс населения.
В современных условиях, когда благодаря научно-техническим достижениям человечества создано практически единое информационное поле всей планеты, и когда даже неосторожно брошенное в эфир слово может всколыхнуть практически всю мировую общественность, когда несравнимо возросла активность миграционных процессов, а в планетарном масштабе интенсивно формируются единые стандарты не только в технике и технологии, но и во многих других сферах, разработка новой идеологии, базирующейся на непреходящих мировоззренческих ценностях, изложенных в Священных Писаниях, является делом чрезвычайной важности не только для противодействия экстремизму и терроризму в религиозной сфере, но и для перспектив развития всего человечества.
Проблемы, обозначенные в данной статье, настолько сложны и многогранны, что решить их разом и к строго заданному сроку невозможно. Не только потому, что они встретят, мягко выражаясь, активное сопротивление тех отщепенцев, которые получают огромную выгоду от межрелигиозного и межэтнического противостояния, не только потому, что вызовут настойчивое противодействие некоторых не очень далеких по уму и не очень чутких по сердцу священнослужителей, не только потому, что наткнутся на инертность многих государственных структур, но и потому, что требуют участия многих людей самых разных специальностей, начиная от философов, психологов и правоведов, и кончая законодателями, причем из всех заинтересованных стран.