Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Добрый день, друзья. Я буду говорить о позиции фракции «ЯБЛОКО» по отношению к закону «О политических партиях», и о том законопроекте, который разработан фракцией «ЯБЛОКО». Сразу хочу сказать, что в разработке законопроекта участвовал не только я, но и ряд моих коллег из Петербурга. Это председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Виталий Анатольевич Калинин и эксперт этого комитета Борис Лазаревич Вишневский. Прежде, чем говорить о юридических аспектах, о правовых аспектах этой проблемы, я бы хотел остановиться больше на политической стороне этого дела, потому, что ведь Закон «О политических партиях» может использоваться по-разному. Такой закон может стать инструментом государственного централизованного контроля за политической жизнью, инструментом ограничения политической активности граждан, инструментом, тормозящим развитие гражданского общества. И, напротив, такой закон может стать механизмом обеспечения тех конституционных гарантий многопартийности и политического плюрализма, которые содержатся в нашей Конституции; способом активизации граждан, шагом на пути к построению гражданского общества. И вот прежде чем говорить о едином  законе, надо четко ответить на этот вопрос. Мы выступаем за то, чтобы Закон «О политических партиях» служил именно инструментом для развития гражданского общества, для независимого и ответственного политического представительства интересов граждан. И поэтому, если говорить о содержании, о концепции этого закона, и собственно, о содержании понятия политической партии, то, наверное, самое главное сказать, что партия – это то сообщество, которое участвует в политической жизни,  и критерием определения политической партии должна быть, прежде всего, не численность, а именно систематическое и длительное участие в политической жизни, прежде всего, в выборах. Поэтому для нас не является принципиальным верхняя граница или нижняя граница численности политической партии, мы считаем, что этот вопрос достаточно надуманный, потому, что число 10 тысяч можно обосновать точно так же, как число 5 тысяч или 25 тысяч. Гораздо существеннее другое: чтобы партия, если мы говорим об общероссийской партии, имела представительство в значительной части субъектов Федерации, чтобы партия систематически и длительно участвовала в избирательных кампаниях, доводила своих кандидатов до избирательных бюллетеней и получала поддержку избирателей. В этом смысле мы полагаем, что если партия, скажем, преодолевает 5-ти процентный барьер, то для нее требование численности вообще не имеет никакого значения, потому что они уже показала, что идея, которую она несет, пользуется общественной поддержкой.

Если говорить о разных взглядах на способы создания партий, то, исходя из концепции, что партии должны способствовать политической структуризации общества, развитию гражданского общества, мы считаем, что участие государства в создании политических партий должно быть сведено к минимуму, а лучше, чтобы его вообще не было. И поэтому мы полагаем, что создание политических партий не нуждается в каких-то специальных оргкомитетах, которые регистрируются, скажем, в Министерстве юстиции, это процесс, который полностью лежит в сфере ответственности тех, кто инициирует процесс создания политической партии. Конечно, к учредительному съезду новой политической партии должны предъявляться определенные требования. На учредительном съезде должны быть созданы региональные отделения, приняты программа, устав, приняты члены партии в том количестве, с которым мы согласимся. Но предварительное участие государственных органов нам кажется совершенно необоснованным.

Я хочу сказать о некоторых обстоятельствах, которые нам представляются весьма важными при принятии Закона «О политических партиях». Прежде всего, мы полагаем, что законодатель должен обеспечить требования к внутрипартийной демократии. Как ни странно, это тот случай, когда государственное вмешательство нам представляется оправданным. Потому, что мы знаем из нашей современной истории, что многие политические партии по сути дела извращают идею ответственного политического представительства и служат лишь интересом, лишь трибуной для выражения крайне ограниченного круга лиц и поэтому, если мы заинтересованы в том, чтобы партии служили инструментом демократизации, инструментом развития гражданского общества, то сами партии должны быть образцом демократии, образцом демократического принятия решения. Поэтому в уставе партии должны быть обозначены такие, положения, предельный срок полномочий руководящих органов, предельных срок продления таких полномочий, как запрет на делегирование полномочий коллегиальных органов кому бы то ни было еще. Например, такое положение, как тайное голосование по всем персональным вопросам. Мы полагаем, что это важно и принятие таких позиций в законе позволит обеспечить демократическое функционирование политических партий.

Мы считаем очень важным в законе ограничить влияние государства на деятельность политических партий. Поэтому, скажем, следует определить, что перечень тех сведений, которые предоставляются к политическим партиям, налоговые службы, в Министерство юстиции, в регистрирующие органы, это исчерпывающий перечень и больше никаких сведений никто от партий потребовать не может. Но есть и другое обстоятельство. Мы полагаем, что деятельность политических партий должна быть открыта для общества. И поэтому те сведения, которые входят в этот перечень, они должны быть доступны не только государственным органам, они должны публиковаться. В частности, учитывая то, что мы с вами вступаем в 21 век, в век информационных технологий, мы полагаем, что все партии должны иметь свой сайт в интернете, и основные сведения о собственной деятельности (программа, устав, состав руководящих органов, финансовые отчеты) должны также публиковаться и на сайте партии в интернете.

Что касается финансирования. Мы полагаем, что государственное финансирование партии может осуществляться в трех формах. Две из них уже существуют. Это поддержка в ходе избирательных кампаний, это поддержка деятельности фракций в Государственной Думе. Третья форма, о которой здесь уже говорилось, это поддержка повседневной деятельности партий. Мы полагаем, что это важный элемент, и введение такого инструмента государственной поддержки является способом для того, чтобы финансовая жизнь партии была открытой и подконтрольной для общества. Возможно, это едва ли не единственный способ в нынешних условиях для того, чтобы финансовая деятельность партий стала открытой.

Что касается контроля за деятельностью партий. Мы полагаем, что он должен быть не только государственным. Разумеется, в случаях, если партия нарушает законодательство, если она перестает отвечать законодательно установленным условиям сохранения статуса партии, должен стоять вопрос о приостановке ее деятельность или о ее ликвидации. Но вот для того, чтобы исключить даже возможность произвольного подхода государственных органов к деятельности различных политических партий, мы полагаем, что было бы правильно наделить правом обращения в суд соответствующими заявлениями не только прокурора или, скажем, регистрирующие органы, но и другие политические партии. Потому что вряд ли, кто-нибудь еще, кроме других политических партий сможет осуществлять контроль за деятельностью политических партий более эффективно. Всегда наиболее эффективным является контроль со стороны конкурентов.

Еще несколько слов о том, как на наш взгляд, должен проходить переходный период после вступления в силу данного закона. Мы полагаем, период, в течение которого должна пройти государственная регистрация партий по новому закону, не должен быть растянут. Потому что, серьезные политические субъекты, которые действуют на политической арене в России, смогут быстро привести свои уставы в соответствие с новым законом и принять новые обязанности, которые будет вытекать из этого закона. Но мы считаем важным выделить те партии, те политические субъекты, которые уже доказали свою дееспособность. И мы полагаем, что процедура регистрации для тех избирательных объединений, которые будут реорганизовываться в политические партии и которые имеют сейчас фракции в Государственной Думе, должна быть более простой, исходя из того что главное условие политической партии – это участие в выборах и поддержка населения.

В заключении я хочу еще раз  сказать, что я думаю, что самое главное, с чем мы должны согласиться или не согласиться, это с целью принятия Закона «О политических партиях» и с моей точки зрения, с точки зрения фракции «ЯБЛОКО», целью этого закона должно быть не усиление централизованного государственного контроля за политической жизнью, а обеспечение возможности ответственного политического представительства граждан. Спасибо за внимание.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
Представление интересов – новый антикоррупционный институт
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
Закон о политических партиях в оценках общественного мнения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016