Актуальность и практическая значимость исследования проблем национально-культурного развития народов России определяется необходимостью более глубокого осмысления происходящих перемен в политическом и социально-экономическом развитии России, поиска новых подходов к их решению; потребностью политико-правового обеспечения национально-культурного развития народов страны; дальнейшей разработки научной концепции национально-культурного развития российских народов.
В настоящее время в обществе все более осознается необходимость правового оформления, в первую очередь на федеральном уровне, научно обоснованной, сориентированной на перспективу государственной национальной политики России, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности российского государства в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
По нашему мнению, стержнем государственной национальной политики должен быть политико-правовой механизм регулирования национально-культурного развития народов Российской Федерации. История свидетельствует, что только политика, основанная на праве, способна обеспечить взаимопонимание между народами и прочность государственного устройства.
Политико-правовое регулирование означает комплекс политико-правовых действий и норм, регулирующих отношения в различных областях жизни общества. Национально-культурное развитие народов России, как объект государственной национальной политики, также требует политико-правового регулирования. Более того, остро ощущается необходимость в разработке концепции развития законодательства в сфере национальных отношений.
Анализируя политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития народов России, остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных аспектах политико-правового регулирования национально-культурного развития народов России.
В Российской Федерации политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития народов основываются на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, иных политико-правовых документов, а также законов и нормативных правовых актов самих субъектов Федерации. В настоящее время в целом ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты законы о языках, об образовании, о культуре, о национально-культурной автономии, то есть, накоплен определенный опыт политико-правового регулирования национально-культурного развития народов.
В то же время существующая нормативная база для осуществления политико-правового регулирования национально-культурного развития народов России, на наш взгляд, недостаточна. Основной недостаток, по нашему мнению, заключается том, что существующее законодательство не создает целостной политико-правовой основы в сфере государственного регулирования национально-культурного развития народов. Имеющееся законодательство нечетко трактует и проблему распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации в сфере обеспечения прав народов на национально-культурное развитие.
Очевидно, что происходящие сегодня преобразования пока не обеспечивают четкого и комплексного регулирования межнациональных отношений в субъектах Федерации, поскольку не предусматривают механизмов их реализации, гарантии и ответственность.
Оставляет желать лучшего и качество принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, что свидетельствует о необходимости формировать кадровый, профессиональный потенциал. Следует в этой связи заметить, что исполнительная власть пассивно использует свое право законодательной инициативы.
Следует подчеркнуть, что политико-правовое регулирование процессов национально-культурного развития народов Российской Федерации необходимо рассматривать не как особое, исключительное, внутреннее дело России, а в контексте тех усилий, которые предпринимает мировое сообщество для решения этнополитических проблем. Вся существующая современная нормативно-правовая база в области национально-культурного развития, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в целом соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, изложенных в таких основополагающих международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также международных договорах Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод гражданина.
Важно учесть, что чем более сложные задачи оптимизации межнациональных отношений приходится решать российскому обществу, тем большее значение приобретает для нас зарубежный опыт национально-государственного и национально-культурного строительства, правового обеспечения национально-культурного развития народов.
В осуществлении современной национальной политики важно учесть и тот факт, что на историческую арену вышла целая группа народов, которые раньше не заявляли о себе как активные исторические субъекты. Сегодня эти народы активно выступают за свое национальное самоутверждение, за сохранение природной культурной среды, собственного исторического бытия.
Рост самосознания народов, требующих самостоятельного развития, и в том числе национально-культурного развития, объективно обуславливает необходимость учета указанных факторов, как при формировании самой национальной политики, так и при ее реализации.
Кроме того, российская государственная национальная политика не может быть одновариантной, поскольку она выстраивается с учетом полинационального фактора государства. Многовариантность моделей национальной политики напрямую связана с политико-правовым положением конкретного народа в системе межнациональных отношений, зависит от региона, в котором проживает конкретный народ, от окружения другими народами.
Анализ политико-правовых ориентиров позволяет предположить, что полнокровная суверенизация, не ущемляющая права и свободы ни одной национальности, имеет больше шансов на успех, чем реформирование, осуществляемое в интересах одной, например, титульной нации и не учитывающее интересов других национальностей, особенно национальных меньшинств. Важной составной при этом является конституционное и законодательное утверждение политико-правовых форм оптимизации и регулирования отношений между народами и государством в различных сферах общественной жизни.
Все сказанное налагает на государство обязанность создания правового механизма обеспечения прав и свобод человека, обусловленных его национальной принадлежностью, поддержку национальной культуры, сохранение народных традиций и обычаев, создание условий для национально-культурного развития народов России.
Для исследования особенностей политико-правового регулирования национально-культурного развития российских народов необходимо исходить из своеобразия российского государства, в котором предполагается органичное сочетание национальных начал в региональной политике и региональных начал в национальной политике. Поэтому особенно важен учет опыта реализации национальной политики в российских регионах.
Авторам представляется интересным в этом отношении опыт социально-экономического развития Челябинской области, этнополитическая, этнокультурная ситуация в которой во многом совпадают с общими социально-экономического тенденциями, происходящими в России, что дает основание рассматривать область как регион, где протекают важные, характерные для России этнополитические процессы.
Несмотря на сложные социально-экономические условия, в многонациональном регионе сохраняется достаточно высокий уровень взаимодействия и межкультурного сотрудничества представителей различных народов. Тому способствует проводимая администрацией Челябинской области политика по формированию взаимного уважения и этнической толерантности в отношении всех народов, проживающих в регионе.
В советский период в Челябинской области была проделана определенная работа в сфере национально-культурной политики, основными моментами которой были ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения области вообще и культурно-просветительская в частности. Однако процесс русификации, усилившийся в 60-е годы, в значительной степени привел к утрате интереса значительной части населения области к родным языкам, литературе и культуре в целом, и, соответственно, повлиял на национально-культурное развитие народов области.
Оживление процессов национально-культурного самоопределения народов Челябинской области связано с созданием в 90-х годах национально-культурных общественных центров. В этот период были созданы: Славянский, Русский, Татаро-башкирский, Башкирский, Немецкий, Еврейский, Украинский "Троянда", Финно-угорский, Мордовский, Грузинский "Золотое Руно", Корейский, Армянский, Казахский и другие общественные национальные центры. Все они имеют свои филиалы в области. В настоящее время в области работают 15 национально-культурных центров, две национально-культурные автономии, Ассамблея народов Челябинской области.
Между Администрацией Челябинской области, областными национально-культурными центрами и Ассамблеей народов Челябинской области заключено Соглашение о социальном партнерстве, в котором определены позиции и действия сторон, направленные на дальнейшее развитие национальных и межнациональных отношений в области.
Челябинская область подписала соглашение о сотрудничестве с Центральным Духовным управлением мусульман России и Европейских стран в культурно-образовательной и социально-экономической сферах. Ранее аналогичные соглашения были заключены с Русской православной церковью. Подписанные соглашение можно оценить как крупный шаг в деле духовного возрождения общества и обеспечения мирного развития происходящих в нем процессов.
Исходя из особенностей Челябинской области, уровня ее социально-экономического развития, сформировалась и внутренняя структура самоуправления этносоциальными процессами, накоплен определенный опыт. Национально-культурные объединения сегодня взаимодействуют с органами государственной власти "на равных", то есть процесс становления уже прошел и сотрудничество с властью перешло на новый уровень, в форме диалога.
В целях более полной реализации положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в 1998 году в области принята Концепция региональной национальной политики.
В рамках Концепции национальной политики Челябинской области национально-культурное развитие рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса формирования гражданского общества и становления демократического правового государства.
Одновременно надо признать, что в настоящее время региональная национальная политика не имеет четко отлаженных механизмов ее осуществления. Ранее какие-либо структуры управления этой отраслью на уровне региона отсутствовали, а ныне возникающие еще не обладают должным опытом и материально-финансовым обеспечением. Областной бюджет не предусматривает статьи расходов на реализацию программ и проектов в сфере национальной политики, без чего невозможно их эффективное осуществление.
Национальность, этническая культура являются совокупностью внутренних связей людей. Исчезновение самого малочисленного народа является катастрофой. Умирает один этнос - умирает часть человечества.
Создание всем народам оптимальных условий для национально-культурного развития в составе единого федеративного многонационального государства должно быть фундаментом, основой национальной политики нашего государства.