Сторонники малой энергетики, использующей возобновляемые источники энергии, полагают, что для ее успешного развития необходимы:
1) свободное подключение малых энергетических установок к электрическим и тепловым сетям с возложением расходов за подключение на сетевую компанию или с распределением затрат на паритетных началах;
2) полная закупка по специальным тарифам оптовыми компаниями энергии, выдаваемой объектами малой энергетики в сеть;
3) государственные доплаты за генерацию энергии на малых энергетических установках;
4) приоритетное положение возобновляемых источников энергии по сравнению с невозобновляемыми;
5) директивное планирование доли энергетики на возобновляемых ресурсах в общем энергобалансе страны.
Эти условия в ряде государств закреплены законами и стали каноническими. Разработчики наших законопроектов автоматически следуют тем же путем, хотя исходные проблемы отечественного энергообеспечения и источники этих проблем могут существенно отличаться от зарубежных. Евросоюз, например, для своей энергетической безопасности стремится к диверсификации снабжения энергоресурсами, как по виду, так и по источникам поступления. У нас эта проблема не заострена - традиционные для большой энергетики энергоресурсы пока в достаточном количестве. Но уровень снабжения ими многих муниципальных образований в глубине или на окраинах России существенно уступает «энергетически небезопасной» Европе как в настоящее время, так и в перспективе. Если также предположить, что, в итоге переговоров о доступе к магистральным сетям, доля газа для российских регионов уменьшится в пользу западных или восточных соседей-импортеров, то по сравнению с потребителем зарубежным отечественный потребитель природного газа окажется менее защищенным, особенно из-за резкого роста цен, на который не сразу будет соответствующий адекватный рост доходов семей и предприятий из-за низкой энергоээффективности производства и коммунального хозяйства. В этой ситуации ему ничего не останется другого, как осуществлять диверсифицированное энергоснабжение за счет местных энергоресурсов с минимальными затратами на высвобождение, передачу и преобразование энергии.
Все законы о развитии энергетики на возобновляемых энергоисточниках устанавливают директивные показатели для доли этого вида энергетики в общем энергетическом балансе государства. В Евросоюзе директивы стараются выполнять. Китай всерьез намерен к 2020 году довести долю возобновляемой энергии в энергетике до 15 процентов. У нас индикативное планирование пока не работает. Самый наглядный тому пример – Энергетическая стратегия России до 2020 года. Поэтому нужны более жесткие законодательные нормы. И основания для этого имеются.
Долю возобновляемой энергии в общей энерговыработке, разумеется, планировать необходимо, но для гигантской и неравномерно развитой страны не походят усредненные индикативные показатели доли возобновляемых энергоресурсов в энергетическом балансе. В крупных городах средние по стране цифры не обеспечат устойчивости экономики в чрезвычайных обстоятельствах, а в малых городах периферии - не создадут энергетических условий для промышленного развития. Нормативно-правовая база должна давать методическую и институциональную основу для объективного расчета дифференциальных показателей, а также предусматривать четкий механизм и меру ответственности за недостижение установленных значений муниципальными образованиями.
В странах с традиционной рыночной экономикой быстрый рост использования возобновляемых источников энергии обеспечен именно государственными мероприятиями. Следовательно, для России, тем более, регулирование развития возобновляемой энергетики возможно не столько в сфере хозяйственного, сколько в сфере административного права.
Функция, которую общество безраздельно доверяет государству, - мобилизационная подготовка, тесно связанная с обеспечением устойчивости жизненно важных промышленных объектов к воздействию климатических, техногенных и экономических факторов. Базовый федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 марта 1997 года № 31-ФЗ в содержание мобилизационной подготовки включает: подготовку экономики федерации, субъектов федерации и органов местного самоуправления к работе в период мобилизации и в военное время, создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резерва, подготовку и организацию нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и т.п. Очевидно, мобилизационная подготовка должна также осуществляться и в целях быстрого восстановления энергетического потенциала, утраченного под воздействием вышеприведенных факторов. Очевидно, без устойчивой малой энергетики муниципальных образований мобилизационная подготовка немыслима. Почему, кстати, «малая»? И почему «муниципальная»? Объекты именно такой энергетики могут успешно функционировать без использования ресурсов, например Ямало-Ненецкого автономного округа, и могут быть быстро построены или быстро восстановлены с использованием в основном местных ресурсов. «Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики» от 02.12.2002 года № ГГ-181 относит к имуществу мобилизационного назначения практически все виды объектов, составляющих топливно-энергетический комплекс. Однако, если «военно-транспортная обязанность» установлена в законе отдельной статьей, то об «энергетической обязанности» напрямую не говорится нигде.
В рамках мероприятий по мобилизационной подготовке действующая нормативно-правовая база уже обеспечивает те налоговые льготы, на которых настаивают сторонники ускоренного развития малой энергетики – при уплате налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль. Поэтому уместно включить именно в законодательство и нормативно-правовую базу о мобилизационной подготовке также нормы об обязательном подключении объектов малой энергетики, работающих на местных возобновляемых энергоресурсах к сетям, о закупке у них всей выработанной энергии по специальному тарифу, а также о предоставлении льготных долговременных кредитов на сооружение, реконструкцию и приобретение комплектующих для этих объектов. Собственник объектов малой энергетики в рамках мобилизационного задания имел бы серьезные обязательства перед государством и органами местного самоуправления, что фактически соответствовало бы наличию публичной ответственности (независимо от организационно-правовой формы предприятия) в социально ответственной отрасли – в энергоснабжении. Кроме того, мобилизационная подготовка содействует обеспечению экономической безопасности предприятия, поскольку в этом случае оно будет находиться под непосредственной защитой государства. Даже обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения и мобилизационные резервы судебным органам производить не рекомендуется. Но, следует особо отметить, что проблема экономической безопасности предприятий, имеющих большое значение для осуществления важных государственных и социальных функций, законодательством до сих пор не решена. Кроме того, не проработан порядок поведения юридических лиц различных организационно-правовых форм в особый период, в частности, управления открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В отличие от стран Запада, наша вновь созданная «рыночная машина» не имеет опыта работы в чрезвычайных обстоятельствах в условиях мобилизации.
Связь государственной поддержки уровня энергетики в муниципальных образованиях на уровне не ниже некоторого порогового значения с системой государственной мобилизационной подготовки потребует выведения информации по данному вопросу за пределы, очерченные «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне», который утверждается Указом Президента РФ.
Следует отработать механизм обоснования гарантированного получения налоговых льгот предприятиями, имеющими мобилизационные задания. Известно множество судебных споров по данному вопросу между предприятиями и налоговыми органами.
Законодательство в области государственной поддержки муниципальной энергетики, использующей возобновляемые источники энергии, должно гармонично сочетать меры мобилизационной подготовки и рыночного стимулирования местной энергетики. Отчасти это решается введением не только нижнего порогового значения мобилизационных энергетических мощностей данного муниципального образования, но и верхнего их уровня.
Приведенные в статье меры мобилизационной поддержки местной энергетики на возобновляемых энергоисточниках должны быть обеспечены также законодательно в части особого порядка использования «энергетических лесов» и «энергетических водоемов».
И, наконец, мобилизационная подготовка немыслима без государственной поддержки эффективных научных исследований, конструкций и технологий, которые смогли бы обеспечить удельные капитальные затраты и отдачу от вложенного капитала в установки малой энергетики, использующей местные возобновляемые энергоресурсы, не хуже, чем у объектов «большой энергетики». Думаем, это достижимо. Однажды большие динозавры уступили место под солнцем маленьким млекопитающим.
.