Поскольку регламент действительно очень жесткий, я смогу остановиться только на некоторых вопросах, но я думаю, что в дальнейшем я могу и поучаствовать как эксперт в доработке законопроекта, тем более что такой опыт в сотрудничестве с комитетом по делам общественных … организаций у меня есть.
Я сегодня хотел говорить о том, о применимости зарубежного опыта к нашей практике, тем более, что и в материалах, розданных, ссылки на международный опыт есть. И уже многие из выступавших ссылались на международный опыт. И более того, здесь уважаемый депутат Лукин приводил Индию, как негативный пример и как тот опыт, который нам не надо принимать, но я бы здесь не согласился. Дело в том, что Индия существует как демократическая республика уже 50 лет. И мы все знаем, что там есть и сепаратизм региональный, и очаги межэтнических религиозных конфликтов. И, несмотря на это, все-таки существует плюралистическая демократия, и во многом благодаря той партийной системе, которая сложилась в Индии. И даже в том числе, благодаря тому, что в Индии партии существуют не только на федеральном уровне, но и на региональном. И многие вопросы, характерные для отдельных субъектов Федерации, но не характерные для Федерации в целом, эти партии достаточно хорошо решают на местах.
Наша страна по разнообразию что ли своему с Индией вполне может посоперничать, хотя, к сожалению, по численности населения посоперничать не может. И поэтому в этих условиях целиком и полностью запрещая существование региональных партий, было бы, на мой взгляд, не совсем верно.
Более того, в большинстве федераций существующих в мире, в большинстве федераций, основанных на принципах демократии, партии существуют и на региональном уровне. Более того, если мы обратимся к опыту тех же Соединенных Штатов, которые уже неоднократно упоминались, то партии там регистрируются только на уровне штатов, на уровне федераций партии как таковые не регистрируются. Они существуют в виде организаций, зарегистрированных в отдельных штатах. И это тоже нам дает какое какие, наверное, уроки, которые мы могли бы для себя извлечь.
Именно по этому, более того, даже в унитарных государствах, таких как Швеция, существуют партии на региональном уровне, а не только на общегосударственном. Существуют земельные партии в Германии и так далее. Да, есть отдельные федерации, где нет региональных партий, например, Бразилия, но очень часто это как раз те примеры, те исключения из общего правила, которые это общее правило подтверждает.
И мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Дело в том, что на уровне регионов могут действительно действовать как отделения общефедеральных партий, так и региональные, межрегиональные партии. Более того, давайте посмотрим. Для того, чтобы у нас партии действительно росли снизу, о чем очень многие совершенно справедливо говорили, может быть, можно было бы разрешить блокам таких межрегиональных и региональных партий, которые в совокупности как бы действуют более чем в половине субъектов, выступать и на общефедеральном уровне для того, чтобы партии действительно выросли снизу и могли создаться. И, вообще, критика блоков, которая сегодня прозвучала, она, на мой взгляд, может быть тоже не всегда оправдана. Да, блоки – это не юридические лица. Но давайте введем солидарную ответственность тех партий, которые вступили в блоки. И тем самым мы эту самую финансовую ответственность и введем. Будьте добры и будьте внимательны к тому, с кем вы в такие блоки вступаете и для чего. То есть, в принципе, конечно, из любого положения можно найти достойный выход, не занимаясь ограничением и прав граждан, и возможности действовать тем организациям, которые этими гражданами созданы.
Как я уже сказал, не буду останавливаться на других вопросах, мои пять минут практически истекли. Спасибо за внимание и готов по сотрудничать в дальнейшем в доработке законопроекта.