Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Закон о политических партиях в оценках общественного мнения

Формирование полноценной партийной системы становится сегодня одним из важнейших вопросов развития политической системы российского общества. Не случайно рассмотрение в Государственной Думе РФ законопроекта “О политических партиях” вызывает большой интерес в обществе, прежде всего, со стороны политических партий и политических общественных объединений. Высказываются самые различные точки зрения. Достаточно сказать, что существует как минимум пять вариантов такого законопроекта.

При принятии законопроекта, несомненно, важно учитывать оценки общественного мнения. С этой точки зрения представляют несомненный интерес результаты социологического опроса, проведенного социологической службой “Барометр” среди участников парламентских слушаний “О концепции проекта федерального Закона “О политических партиях и партийной деятельности” 9 ноября 2000 года. Концепция была подготовлена специальной рабочей группой Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций под руководством депутата Зоркальцева В.И.

Участники парламентских слушаний высказали озабоченность тем, как идет сегодня в российском обществе формирование и развитие партийной системы. Только

14 % опрошенных считает, что этот процесс идет вполне успешно. По мнению большинства опрошенных (54%) он идет недостаточно успешно, а почти каждый третий из опрошенных (29%) считает, что он практически не идет. Следует отметить, что подавляющее большинство опрошенных (86%) является сторонником европейского типа политических партий (наличие базовой долгосрочной программы, наличие единого партийного устава, индивидуального членства и т.д.) Только 3% опрошенных высказались в пользу американского типа политических партий.

Подавляющее большинство опрошенных участников парламентских слушаний (85%) высказались, в целом, за принятие федерального закона “О политических партиях (62% безусловно, 23% - отчасти). В наибольшей степени высказались за принятие данного закона представители органов исполнительной  и законодательной власти и научно-исследовательских структур. В наименьшей степени, представители политических общественных объединений. Среди них почти каждый третий (29%) высказался против принятия закона. Одновременно обратим внимание, что  почти каждый десятый из опрошенных представителей политических партий также высказался против принятия закона о политических партиях.

Проведенный социологический опрос позволил выявить мнения участников парламентских слушаний о представленной концепции федерального закона “О политических партиях и партийной деятельности”. В целом она была оценена достаточно высоко. Большинство опрошенных (63%) в той или иной степени согласны с ней. Наиболее высоко оценили представленную концепцию закона представители политических партий и органов исполнительной власти. Наиболее критически - представители политических общественных объединений и научно-исследовательских структур.

Основные аргументы сторонников принятия представленного закона выглядят в порядке убывания их значимости следующим образом:

- Повысит устойчивость российской политической систем:

- Будет способствовать становлению гражданского общества

- Позволит гражданам делать на выборах более осознанный политический выбор

- Уменьшит зависимость кандидатов в депутаты от финансовых и криминальных структур

- Станет более прозрачным и контролируемым финансирование политических партий

- Закон приведет к оправданному укрупнению политических партий

- Деятельность политических партий станет более демократической и открытой для     общества

- Произойдет уменьшение расходов государства на проведение избирательных компаний

- Обеспечит более демократическую процедуру выдвижения кандидатов в депутаты.

В целом каждый пятый из опрошенных участников парламентских слушаний не согласен с представленной концепцией федерального закона “О политических партиях и партийной деятельности”. Но если среди представителей политических партий такого мнения придерживаются только 7%, то среди представителей политических общественных объединений более чем каждый третий - 35%.

Основные аргументы несогласных с представленной концепцией закона выглядят в порядке убывания их значимости следующим образом:

- Закон укрепит еще более доминирующее положение нескольких партий в политической системе общества

- Принятие данного закона будет нарушением конституционного принципа равенства граждан в политической жизни

- Принятие закона может привести к усилению административного давления на партии

- Принятие закона приведет к искусственному ограничению численности политических партий

- Закон будет препятствовать становлению гражданского общества в России

- Принятие закона ослабит устойчивость российской политической системы.

Разделились мнения участников парламентских слушаний в отношении статуса политических партий. Так, 43% опрошенных высказались только за всероссийский статус политических партий. Такое же число считает, что у политических партий должен быть всероссийский, межрегиональный и региональный статус.  Каждый десятый из опрошенных высказался за всероссийский и межрегиональный статус политических партий.

Большинство опрошенных участников парламентских слушаний высказались против введения в закон о политических партиях понятий “правящая” партия и “оппозиционная” партия, за сохранение ныне существующего порядка формирования Государственной Думы РФ. Каждый второй из опрошенных высказался против предоставления политическим партиям исключительного права выдвигать кандидатов в выборные органы власти.

            Приведенные выше  некоторые результаты социологического опроса свидетельствуют о противоречивых оценках общественного мнения целого ряда положений будущего закона о политических партиях. Данное обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о необходимости более полного учета общественного мнения при принятии закона о политических партиях.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
Представление интересов – новый антикоррупционный институт
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016