Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации

Федеральные акты и документы. Основными аналогами международного термина "лоббизм" в России до последних лет являлись лишь такие понятия, как незаконное давление, проталкивание решений, шантаж властей, неразрывно связанные с подкупом, коррупцией и другими противоправными действиями крупных монополий. Эти явления считались возможными и характерными лишь для деятельности структур власти стран капитализма. Однако со временем, в результате становления демократических основ государства и развития плюрализма в России понятие "лоббизм" стало находить все более широкое толкование как многогранный  и необходимый инструмент взаимодействия власти и общества (граждан).

Активное использование терминов, связанных с лоббистской деятельностью, в официальных документах России началось сравнительно недавно – с начала 1990 годов. Термины лоббизма стали применяться как в официальных документах федерального уровня, так и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. При этом интересно отметить, что над проблемами возможного цивилизованного лоббирования в области правотворчества первыми задумались именно в субъектах Российской Федерации: один из первых официальных документов, описывающий порядок осуществления лоббистской деятельности и предусматривающий меры по предупреждению возможных ее противоправных форм, был принят Малым Советом Иркутского областного Совета народных депутатов еще в 1992 году.

Начиная с 1993 года термин "лоббирование" достаточно часто используется при подготовке официальных документов федерального уровня.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 20.03.93 № 377 "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию" при определении минимального стандарта требований к телерадиовещанию предлагается для достижения информационного равновесия "избегать защиты интересов тех или иных политических групп и исключить политическое давление, лоббирование или контроль информационных программ и подразделений».

В том же году Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 28.01.93 № 78-4 принимается решение о проведении международной конференции на тему: «Лоббизм как средство влияния на политику». В программу конференции входило обсуждение докладов по следующим темам: лоббизм как явление политической жизни демократических обществ (правовые аспекты, методы лоббизма, категории лоббистов, стоимость лоббизма); лоббизм и оборона;  лоббизм и коррупция; лоббизм и политика; лоббизм и профсоюзное движение.

На конференции были проведены "круглые столы" по вопросам: правовые и этические аспекты деятельности лоббистов; опыт лоббизма в странах Европы; опыт лоббизма в США; особенности лоббирования коммерческих проектов; специфика иностранного лоббизма в законодательных органах России; лоббизм и организованная преступность.

Интерес федеральных государственных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации к данному вопросу говорит о том, что в 1993 году произошел некоторый перелом в отношении к лоббистской деятельности, проявляется серьезное внимание к этой проблеме и понимание необходимости  правового регулирования лоббизма в России.

Однако, в "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг", введенный в действие с января 1994 года, определение лоббистской деятельности не входит из-за малой изученности и неоднозначности понимания этого явления. Вместе с тем термин "лоббистская деятельность" в вышеуказанном Классификаторе уже присутствует: в разделе "Деятельность коммерческая и техническая прочая" в подразделе "Консультации по вопросам управления коммерческой деятельностью" в описании группировок видов делается оговорка, что лоббистская деятельность исключается из этой подгруппы.

В позитивном своем значении упоминается лоббизм как вид законной деятельности в другом важном документе федерального уровня, вышедшем в 1994 году. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.94 № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" были разработаны и утверждены Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) Методические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов)". В этих рекомендациях, при описании стратегии маркетинга для приведения возможностей неплатежеспособных предприятий в соответствие с ситуацией на рынке, важная роль в финансовом оздоровлении отводится созданию и сохранению имиджа предприятия с использованием элементов пропаганды, пресс-конференций, а также лоббизма. В контексте этого документа лоббизм впервые в документотворческой практике России трактуется как этичная форма организации общественного мнения.

Используется термин "лоббирование" и в документах Счетной палаты РФ. Так, в отчете о проверке деятельности Госкомимущества по организации приватизации, пользованию и распоряжению государственной собственностью были "отмечены случаи "лоббирования" через должностных лиц ГКИ и Государственного Комитета по управлению имуществом решений, ущемляющих имущественные интересы государства или конкурентов".

В Приказе Государственного Таможенного комитета РФ от 26.04.95 № 287 по результатам проверок работы отдельных таможен в числе прочего были "вскрыты факты лоббирования интересов коммерческих структур".

Широкое трактование термина "лоббирование" неоднократно используется в таком важнейшем программном документе как Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Так, в Послании Президента РФ 1995 года, посвященном действенности государственной власти в России, возможности лоббирования рассматриваются с разных сторон: как неправомерное давление со стороны региональных сил при распределении ассигнований из федерального бюджета – так называемое "региональное лоббирование"; и как законная система профессионального представительства интересов различных социальных групп в органах государственной власти и управления – или "цивилизованное лоббирование" "Эти ассигнования не должны становиться объектом регионального лоббирования", - так утверждается во второй главе Послания Президента РФ, посвященной обязанностям государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Третья глава Послания Президента РФ дает характеристику взаимодействия государственных и общественных институтов и, в частности, обосновывает необходимость введения практики лоббирования в рамки нормативной базы и этических норм цивилизованного лоббирования. В ней, в частности,  говорится: "Стабильность демократического государства строится на балансе сложившихся в обществе интересов. Используя мировой опыт, нужно двигаться по пути создания нормативной базы и этических стандартов цивилизованного лоббизма как системы профессионального представительства интересов различных социальных групп в органах государственной власти и управления. Общество вправе добиваться принятия нужных решений всеми законными средствами".

В следующем, 1996 году, в Послании Президента РФ указывается, что существующая в России практика лоббирования может быть охарактеризована, в основном, как противоправная, антиконституционная, чуждая нормам цивилизованного лоббизма. Так, в главе 2, посвященной анализу проводимых экономических реформ, говорится: "Они (структуры государственной власти) оказались неспособными противостоять давлению лоббистских группировок. Это обернулось не только разразившейся в частном секторе "войной всех против всех", но и несправедливом перераспределением тягот реформ от сильных к слабым". Далее в Послании Президента РФ термин "лоббирование" уже используется как характерная черта неправомерного противодействия, противостояние законотворческой инициативе: "Пассивно использует свое право законодательной инициативы Правительство. В этом важном деле его кадровый, профессиональный потенциал не реализуется полностью. Существенная часть энергии растрачивается ведомствами на лоббирование не представленных самим Правительством отраслевых законов. Эта антиконституционная практика должна быть решительно пресечена".

В соответствии с распоряжением Председателя Государственной Думы и Программой международных связей Государственной Думы на 1998 год в Государственной Думе был проведен, в период с 23 по 24 ноября, российско-германский семинар на тему: «Проблемы лоббизма и его законодательное регулирование». Значительная часть тем и докладов была посвящена регулированию лоббистской деятельности. Среди них: законодательное регулирование лоббистской деятельности в современной России: актуальность задачи и пути ее решения; концептуальные основы законодательства о лоббистской деятельности в России; регулирование лоббистской деятельности в Германии; о работе над законопроектом «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»; зарубежный опыт правового регулирования лоббистской деятельности; лоббизм как конституционно-правовой институт; проблемы лоббирования интересов профсоюзов и другие. Интерес законодателей к проблеме регулирования лоббизма достаточно устойчив. Об этом свидетельствуют и проведение двух парламентских слушаний в Государственной Думе по вопросам правового регулирования лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти.

Из приведенных примеров, мы видим, что термин "лоббирование", "лоббизм" достаточно часто и широко используется в официальных документах федерального значения, задачи и проблемы введения в России норм цивилизованного лоббирования становятся и обсуждаются на самом высоком уровне.

Акты и иные документов субъектов Российской Федерации. Законотворческая инициатива по вопросам лоббизма и лоббистской деятельности в субъектах Российской Федерации не отстает, а зачастую и опережает федеральную.

В 1992 году в Иркутской области был принят нормативный правовой акт, дающий достаточно глубокое толкование понятия лоббизма в правотворчестве, регулирующий порядок осуществления лоббистской деятельности в правотворческих органах области, а также предусматривающий меры по предупреждению противоправных форм лоббизма. В этом документе понятие лоббизма в правотворчестве определяется как "деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом области с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве". Так же подчеркивается, что "лоббизм подлежит правовому регулированию и допускается в порядке, формах и пределах, устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации". Однако в 1992 году и по настоящий момент законодательные акты по правовому регулированию лоббизма в России не приняты.

Чаще других термин "лоббирование" употребляется в официальных документах Краснодарского края. Так в Постановлении Главы Администрации Краснодарского края от 05.06.95 № 304 были отмечены факты, когда отдельными структурными подразделениями, администрациями городов и районов края" принимались решения по финансированию программ, привлечению инвестиций, лоббированию интересов различных финансово-промышленных группировок, которые малоэффективны, либо противоречат интересам Краснодарского края".

В 1996 году в Краснодарском крае был принят Закон "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края". Седьмая глава этого Закона полностью посвящена лоббизму в правотворчестве. Многие формулировки и толкования понятия "лоббизм" заимствованы из нормативного правового акта Иркутской области 1992 года. Развиты и более подробно обозначены условия осуществления лоббистской деятельности; порядок аккредитации официального представителя общественного объединения при законодательном органе, посредством которого предполагается осуществлять лоббистскую деятельность; определен круг лиц, которые могут быть официальными представителями общественного объединения – депутаты, лица, находящиеся на государственной службе, иностранные граждане и лица без гражданства; права и обязанности официального представителя. Хотя многие положения этого документа не являются бесспорными, однако, ввиду отсутствия законодательных актов по выявлению и регулированию лоббирования на федеральном уровне, нет достаточных оснований говорить о нелегитимности положений настоящего Закона Краснодарского края.

Введенный в официальный оборот в 1996 году, термин "лоббирование" активно используется при подготовке официальных документов в Краснодарском крае и в последующие годы. При проведении аналитической работы с целью оценки влияния лицензирования отдельных видов деятельности на развитие предпринимательства и подъем экономики в крае,  "лоббирование" ведомственных интересов было отмечено как одно из самых негативных "достижений" рыночной экономики, фактически дискриминировавшее саму идею лицензирования. Такой вывод прозвучал в Постановлении Главы Администрации Красноярского края в 1997 году.

Подобная оценка противоправного, нецивилизованного лоббирования нашла свое отражение и в Послании Главы Администрации к Законодательному Собранию Краснодарского края, подготовленном в 1998 году. При планировании основных направлений деятельности на 1998 год предусматривалось особое внимание уделять противодействию незаконному лоббированию при выделении льгот по налоговым платежам. "Администрации края и Законодательному Собранию края предстоит преодолеть "великодушие" и лоббирование в этом процессе. Необходимо ликвидировать необоснованные привилегии в виде освобождения от налогов, предоставляемые сомнительным организациям", – подчеркивается в этом Послании.      Вместе с тем, в Краснодарском крае в том же 1998 году принимаются официальные документы, в которых лоббирование рассматривается как легитимная деятельность и основная цель создания крупных муниципальных унитарных предприятий. К таким документам относится Устав муниципального унитарного предприятия "Краснодарское агентство делового развития", утвержденный учредителем – департаментом муниципальных ресурсов мэрии г.Краснодара, и принятый решением ХХII заседания городской  Думы  Краснодара  второго созыва. В Уставе записано, что "целями создания предприятия являются лоббирование финансовых интересов малого предпринимательства и обеспечение институциональной финансовой инфраструктуры".

Интересно проследить как проходило внедрение в область интересов руководителей Ставропольского края понимание роли и значения цивилизованного лоббирования.

Впервые термин "лоббирование" в официальных отчетах Государственной Думы Ставропольского края был применен в мае 1996 г. В Постановлении Государственной Думы Ставропольского края по результатам поездки делегации в США  отмечается, что члены делегации, среди прочих вопросов, изучали действующую практику организации лоббистской деятельности в Сенате Генеральной Ассамблеи штата Айова. Далее, в 1998 году, Государственная Дума Ставропольского края своим Постановлением утверждает "Правила депутатской этики депутатов Государственной Думы Ставропольского края", предусматривающие возможность цивилизованного лоббирования. Кроме этого, в другом постановлении Государственной Думы Ставропольского края этого же года, по поводу обращения Губернатора края в законе Ставропольского края О краевом бюджете на 1998 год, депутаты Думы отвергают обвинения в неправовом лоббировании. А именно, второй пункт этого Постановления звучит следующим образом: "Считать необоснованным положения обращения Губернатора Ставропольского края в части лоббирования депутатами Государственной Думы Ставропольского края отраслевых и местнических интересов". Таким образом видно, что термин и само понятие "лоббирование" прочно закрепилось и вошло в лексикон депутатов и руководителей края.

В 1996-98 годах термин "лоббирование" широко используется в официальных документах субъектов Российской Федерации: в постановлениях и указах Глав областей, областных Дум, программах развития экономики краев и областей, планах мер по борьбе с преступностью и коррупцией. Проблемы становления института лоббирования затрагиваются в директивных документах и нормативных правовых актах, разрабатываемых в Амурской, Иркутской, Ивановской, Ленинградской, Пермской, Сахалинской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, в республиках Башкортостан и Коми, в Краснодарском и Ставропольских краях, в городах Москве, Калининграде, Челябинске. Так, в 1996 году Глава Администрации Амурской области принимает Постановление о концепции социально-экономического развития области, в котором "законодательная инициатива и лоббирование в центральных органах управления" рассматриваются как важные элементы управления и регулирования экономикой области.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства от 24.04.97, утвержденная Решением Законодательного Собрания Пермской области, предусматривает разработку нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также "более широкое привлечение предпринимательских кругов к законотворческому процессу и цивилизованному лоббированию своих интересов путем эффективного использования правовых и организационных возможностей ассоциаций и союзов субъектов малого предпринимательства".

Губернатор Сахалинской области в Постановлении ( от 04.04 1996 г.) утверждал, что  реальные потребности происходящей интеграции экономики дальневосточных территорий опережают узкие рамки существующего российского законодательства, неоправданно задерживается принятие важнейших законов и документов, которые позволили бы четко разграничить сферы компетенции Российской Федерации и регионов. Налаживание обратной связи субъектов Федерации с соответствующими структурами на государственном уровне возможно, по мнению Губернатора, посредством лоббирования. "Данное направление предполагает лоббирование законопроектов жизненно важных для социально-экономического развития области через депутатский корпус, представительство администрации области в Москве", – такими словами заканчивается раздел "Взаимодействие с федеральными органами власти" Программы деятельности Сахалинской области на 1994-2000 годы.

Понимание важности цивилизованного лоббирования в деле развития экономики привело к тому, что вопросы лоббизма становятся ключевыми при подготовке фундаментальных документов субъектов РФ, нацеленных на длительную перспективу. В 1997 году Саратовская областная Дума принимает Программу развития и поддержки малого предпринимательства на 1998-2000 годы. В разделе "Экономическая политика органов власти Саратовской области по поддержке малого предпринимательства" записано, что для привлечения и поддержки инвестиций в малое предпринимательство на уровне региона есть "необходимость лоббирования интересов производителей".

Волнуют глав областей и проблемы развития незаконного лоббирования: в регионах разрабатываются программы, предусматривающие комплекс мер по противодействию давления со стороны так называемого "теневого", преступного лоббирования.

Указом Губернатора Свердловской области утверждена Программа борьбы к коррупцией и организованной преступностью в Свердловской области на 1996-1997 годы, в которой задокументирован следующий факт: «Отмечается устойчивая тенденция к продвижению на руководящие посты в структурах власти и управления государством лидеров и "лоббистов" преступных сообществ в целях усиления их негативного влияния на проводимые реформы».

В Программе борьбы с преступностью в республике Башкортостан на 1998-2000 годы даются еще более тревожные прогнозы негативных тенденций развития криминальной ситуации. В Указе Президента Республики Башкортостан от 29.04.98 отмечается "усиливающееся стремление преступных группировок вторгнуться в политику и сферу государственного управления, лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней путем подкупа, влияния на ход выборов в представительные органы, физическое устранение и запугивание неугодных лиц и т.п.".

На необходимость противостоять неправовому лоббированию частных интересов, приносящему вред комплексному развитию экономики регионов и даже, нередко, представляющему угрозу их экономической безопасности, указывается в постановлениях и указах руководителей города Челябинск, Республики Коми, Правительства Ленинградской области, Законодательного Собрания Ивановской области.

Так, в Постановлении Правительства Ленинградской области по итогам исполнения бюджета за первый квартал 1998 года подчеркивается, что "проводимая в последний период Правительством Российской Федерации политика жесткой экономии государственных расходов не воспринимается в полной мере руководителями различных служб Правительства Ленинградской области и муниципальных образований, по-прежнему "лоббирующих" свои интересы".

На депутатских слушаниях Законодательного Собрания Ивановской области по вопросу применения процедуры банкротства внимание депутатов было обращено на факты лоббирования в отношении предприятий-банкротов. Это нашло свое отражение в принятых Законодательным Собранием Рекомендациях от 15.06.98.

Участники депутатских слушаний Законодательного Собрания Ивановской области обращают внимание на то, что «при сложном финансовом состоянии предприятий текстильной промышленности, агропромышленного и строительного комплексов области одновременно прослеживается тенденция лоббирования интересов отдельных финансовых кругов в отношении предприятий, признанных несостоятельными (банкротами)».

В республике Коми в 1998 году разработана Концепция экономической безопасности республики. Высокая степень воздействия районного и отраслевого лоббизма на принятие государственных экономических решений в этом документе отнесена к числу наиболее вероятных угроз экономической безопасности, что является, по мнению разработчиков, результатом несовершенства механизмов формирования и реализации экономической политики, криминализации экономики общества.

В Методике определения победителя конкурса по размещению заказов на поставку продукции (услуг) для нужд города Челябинска, утвержденной Постановлением Главы города от 05.02.98, главной целью разработки объявляется обеспечение объективности определения победителя конкурса и исключение "лоббирования интересов конкретных участников.

"Активнее лоббировать интересы муниципальных образований на федеральном и особенно на региональном уровне, используя возможности депутатов, избранных от территорий"  призывает Городской Совет народных депутатов Калининграда в своем Решении о поддержке решения общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов от 02.12.98.

Одним из последних примеров, свидетельствующих об использовании лоббистских терминов в официальных документах (актах), является распоряжение Мэра  г.Москвы  от 1 марта 1999 года «Об обеспечении единых принципов формирования бюджета г.Москвы», в котором предписывается: «выявлять случаи и факты лоббирования, принимать к лоббистам организационно-правовые меры, а также докладывать Мэру г.Москвы о всех случаях лоббирования отраслевых интересов в Московской городской Думе».

Названные документы, нормативные правовые акты федерального уровня, а также подготовленные и изданные в субъектах Российской Федерации нормативные акты, затрагивающие проблемы лоббирования в различных его проявлениях – всего лишь часть документотворческого процесса о лоббизме, проходящего в стране. Но даже их простой перечень и предварительный сравнительный и системообразующий анализ показывает, что в течение последних нескольких лет активно создается качественно новое состояние правового обеспечения лоббистской деятельности в Российской Федерации.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
Представление интересов – новый антикоррупционный институт
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
Закон о политических партиях в оценках общественного мнения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016