Процессы, происходившие в Республике Башкортостан в начале 90-х годов XX- века, в целом схожи с процессами, происходившими на страховом рынке страны. Исключением не стал и рынок сельскохозяйственного страхования. Cистема обязательного государственного страхования имущества колхозов, совхозов и ряда других сельскохозяйственных предприятий существовала в России до 1991 года и была отменена с принятием Закона РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 года № 438-1. Статья 19 этого закона гласила «Отменить обязательное и ввести с 1991 года для совхозов, колхозов, арендаторов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий добровольное страхование имущества, включая посевы сельскохозяйственных культур».
Формированию рыночной системы страхования препятствовало отсутствие у государства продуманной системы мер по развитию страхования на селе. Помимо этого сдерживающим фактором для заключения договоров страхования в сельском хозяйстве со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей являлось отсутствие гарантии получения ими страхового возмещения от страховщика в предусмотренные договором сроки, ввиду нехватки у них финансовых ресурсов.
Необходимо отметить, что рассматриваемый период в Республике Башкортостан в отличие от большинства других регионов страны характеризуется многочисленными попытками организовать страхование посевов и урожая сельскохозяйственных культур в добровольной форме. Для этого в республике осуществлялась поддержка страховых компаний, занимающихся сельскохозяйственным страхованием, проводилась работа с населением и т. д. Однако несмотря на это общеэкономическая ситуация в стране не позволяла добиться серьёзных результатов: основные статистические показатели, характеризующие экономическую эффективность деятельности Министерства финансов РФ, были очень низки.
Анализ состояния страховой системы в период становления рыночной экономики в Республике Башкортостан показывает, что отказ от обязательной государственной системы страхования в 1991 г. привел к резкому увеличению тарифных ставок страхования сельскохозяйственных культур (таблица 1). Так, в 1991 г. по сравнению с 1990 г. тарифные ставки для озимых и яровых зерновых культур возросли соответственно на 49,5% и 82,6%, для картофеля и других овощей – на 63,4%, для технических и кормовых культур – на 26,3% и 44,4%. Такие высокие тарифные ставки сохранялись и в последующие два года. в 1994 году произошло практически двукратное их снижение, однако в 1996 году их показатели возросли и существенно превысили уровни 1995 года (на 48,4-98,0%). Исключение составила только тарифная ставка для озимых зерновых культур, которая уменьшилась на 7,2%. В 1997 году были заключены договора по страхованию только для яровых зерновых и технических культур, причем тарифные ставки для данных сельскохозяйственных культур имели противоположную тенденцию: для яровых отмечалось их возрастание на 70,0%, а для технических культур – снижение на 79,5%. В последующий период 1990-х гг. сельскохозяйственные производители республики не заключили ни одного договора с Росгосстрахом. Это связано с рядом факторов: недостаточность денежных средств у сельхозтоваропроизводителя на страхование урожая сельскохозяйственных культур, отсутствие поддержки со стороны государства, глубокие изъяны в законодательстве в сфере страхования.
Таблица 1
Динамика тарифных ставок по добровольному страхованию сельхозкультур в Республике Башкортостан в 1990-2000 гг. (%)
Годы |
Зерновые |
Технические |
Картофель, овощи |
Кормовые |
озимые |
яровые |
1990 |
11,92 |
11,00 |
9,99 |
8,89 |
9,00 |
1991 |
17,82 |
20,11 |
12,67 |
14,53 |
13,00 |
1992 |
20,14 |
22,13 |
14,21 |
12,33 |
12,50 |
1993 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
1994 |
6,38 |
7,44 |
7,50 |
7,52 |
7,36 |
1995 |
7,15 |
7,50 |
7,50 |
7,49 |
7,50 |
1996 |
6,67 |
11,13 |
13,55 |
14,83 |
11,80 |
1997 |
‑ |
18,93 |
7,55 |
‑ |
‑ |
1998 |
‑ |
‑ |
‑ |
‑ |
‑ |
1999 |
‑ |
‑ |
‑ |
‑ |
‑ |
2000 |
‑ |
‑ |
‑ |
‑ |
‑ |
Как видно из таблиц 1 и 2, в начале 1990-х гг. на фоне резкого увеличения тарифных ставок отмечалось существенное падение страховых платежей. В 1991 г. сумма, на которую был застрахован урожай сельскохозяйственных культур, и страховая премия оказались соответственно в 50,8 раза и 30,4 раза меньше, чем в 1990 г. – последнем году обязательного страхования, а в 1992 г. – в 9,0 и 8,5 раза меньше, чем в 1991 г. Однако если в 1991 г. величина страховой премии на 1 га посевов была сопоставима с уровнем 1990 г., то в 1992 г., несмотря на высокие тарифные ставки страхования, ‑ в 6,4 раза меньше. Обнаруженные негативные тенденции в системе страхования сохранялись и в последующие годы, что наглядно иллюстрирует динамика показателя страховой суммы на 1 га общей площади посевов, которая в 1993-1996 гг. была в среднем в 3,4 раза ниже по сравнению с 1990 г. В целом, в исследуемый период среднегодовой показатель страховой суммы оказался в 31,1 раза меньше, чем в последнее десятилетие обязательного страхования.
Таблица 2
Страховые платежи по добровольному страхованию урожая сельско-хозяйственных культур в Республике Башкортостан за период 1991-1996 гг.
Год |
Посевная площадь, га |
Страховая сумма, тыс. руб. |
Страховая премия, тыс. руб. |
Страховая премия на 1 га посевов, руб. |
Ср. 1981-1990 гг. |
4298920,74 |
1120220,49 |
105592,24 |
24,85 |
1991 |
139290 |
31728,30 |
5357,88 |
38,47 |
1992 |
95087 |
3529,88 |
631,28 |
6,64 |
1993 |
686766 |
83955,41 |
12593,59 |
18,34 |
1994 |
267819 |
38923,66 |
2880,58 |
10,76 |
1995 |
510021 |
41061,24 |
3074,74 |
6,03 |
1996 |
129745 |
16888,32 |
1892,68 |
14,59 |
В среднем |
304788 |
36014,47 |
4405,12 |
15,80 |
· стоимостные показатели сопоставлены с уровнем 1990 г. с использованием индекса дефлятора ВВП.
[1]
Таким образом, анализ системы страхования продуктов растениеводства в Республике Башкортостан в период становления рыночной экономики свидетельствует о том, что переход на добровольную систему страхования привел к существенному уменьшению договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур. В 1991-1996 гг. страховые взносы, отчислявшиеся сельхозпредприятиями республики, не покрыли затраты страховых организаций на компенсацию ущерба от потери урожая. Кроме того, в данный период отмечалось существенное возрастание доли площади погибших культур, составлявшие в отдельные годы более 80% общей площади посевов. Следовательно, незаинтересованность сельхозпредприятий в страховании урожая продуктов растениеводства нельзя объяснить высокими тарифными ставками страхования. Так, в 1995 году компенсационные выплаты сельхозпредприятиям республики из бюджета Российской Федерации составили 407,62 тыс. рублей, в 1996 году – 1799,46 тыс. рублей. Однако в 1998-2002 гг. не было заключено ни одного договора страхования. Внедрение в 2002 г. механизма предоставления субсидий из федерального бюджета в размере 50% от страховых взносов не способствовало резкому возрастанию заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в страховании урожая сельскохозяйственных культур по причине высоких страховых взносов и несопоставимо низких страховых выплат.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость оплаты 100% страховых взносов сельскохозяйственными предприятиями в очень сжатые и напряженные с точки зрения наличия у них свободных финансовых ресурсов сроки - в периоды весенне-полевых работ и подготовки к уборке урожая. Данное обстоятельство приводит к тому, что сельскохозяйственные предприятия, которые и без того вследствие тяжелого финансового состояния не имеют возможности в полном объеме уплачивать страховые взносы, наряду с государством не выполняют свои обязательства. В конечном итоге, ответственность страховых компаний пропорционально сокращается, и страхование перестает выполнять свою защитную функцию. Понесенные сельскохозяйственными предприятиями убытки не покрываются страховщиками в полном объеме. Очевидно, что решение этой проблемы возможно посредством исправного выполнения обязательств и государством, и сельскохозяйственными предприятиями. Что касается последних, то в законодательном порядке должна быть предусмотрена возможность получения ими краткосрочных кредитов с субсидированием государством процентной ставки
[2].
Возможно, как и в Российской Федерации в целом, снижение страхового интереса в Республике Башкортостан в значительной степени обусловлено, с одной стороны, оказанием государственной поддержки, независимо от того, застрахованы потери урожая сельскохозяйственных культур, или нет, а с другой, - отсутствием надежной нормативно-правовой базы процесса страхования.
[1] Рафикова Н.Т. О расчете сопоставимых стоимостных показателей. //Вопросы статистики. 2001 г. № 9. С. 45-47.
[2] Никитин А.В. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства. //Финансы. 2004 г. №4. С. 52-56.