Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Процессы, происходившие в Республике Башкортостан в начале 90-х годов XX- века, в целом схожи с процессами, происходившими на страховом рынке страны. Исключением не стал и рынок сельскохозяйственного страхования. Cистема обязательного государственного страхования имущества колхозов, совхозов и ряда других сельскохозяйственных предприятий существовала в России до 1991 года и была отменена с принятием Закона РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 года № 438-1. Статья 19 этого закона гласила «Отменить обязательное и ввести с 1991 года для совхозов, колхозов, арендаторов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий добровольное страхование имущества, включая посевы сельскохозяйственных культур».
 Формированию рыночной системы страхования препятствовало отсутствие у государства продуманной системы мер по развитию страхования на селе. Помимо этого сдерживающим фактором для заключения договоров страхования в сель­ском хозяйстве со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей явля­лось отсутствие гарантии получения ими страхового возмещения от страхов­щика в предусмотренные договором сроки, ввиду нехватки у них финансовых ресурсов.
Необходимо отметить, что рассматриваемый период в Республике Башкортостан в отличие от большинства других регионов страны  характеризуется многочисленными попытками организовать страхование посевов и урожая сельскохозяйственных культур в добровольной форме. Для этого в республике осуществлялась поддержка страховых компаний, занимающихся сельскохозяйственным страхованием, проводилась работа с населением и т. д. Однако несмотря на это общеэкономическая ситуация в стране не позволяла добиться серьёзных результатов: основные статистические показатели, характеризующие экономическую эффективность деятельности Министерства финансов РФ, были очень низки.
Анализ состояния страховой системы в период становления рыночной экономики в Республике Башкортостан показывает, что отказ от обязательной государственной системы страхования в 1991 г. привел к резкому увеличению тарифных ставок страхования сельскохозяйственных культур (таблица 1). Так, в 1991 г. по сравнению с 1990 г. тарифные ставки для озимых и яровых зерновых культур возросли соответственно на 49,5% и 82,6%, для картофеля и других овощей – на 63,4%, для технических и кормовых культур – на 26,3% и 44,4%. Такие высокие тарифные ставки сохранялись и в последующие два года. в 1994 году произошло практически двукратное их снижение, однако в 1996 году их показатели возросли и существенно превысили уровни 1995 года (на 48,4-98,0%). Исключение составила только тарифная ставка для озимых зерновых культур, которая уменьшилась на 7,2%. В 1997 году были заключены договора по страхованию только для яровых зерновых и технических культур, причем тарифные ставки для данных сельскохозяйственных культур имели противоположную тенденцию: для яровых отмечалось их возрастание на 70,0%, а для технических культур – снижение на 79,5%. В последующий период 1990-х гг. сельскохозяйственные производители республики не заключили ни одного договора с Росгосстрахом. Это связано с рядом факторов: недостаточность денежных средств у сельхозтоваропроизводителя на страхование урожая сельскохозяйственных культур, отсутствие поддержки со стороны государства, глубокие изъяны в законодательстве в сфере страхования.
Таблица 1
Динамика тарифных ставок по добровольному страхованию сельхозкультур в Республике Башкортостан в 1990-2000 гг. (%)
 
Годы
Зерновые
Технические
Картофель, овощи
Кормовые
озимые
яровые
1990
11,92
11,00
9,99
8,89
9,00
1991
17,82
20,11
12,67
14,53
13,00
1992
20,14
22,13
14,21
12,33
12,50
1993
15,00
15,00
15,00
15,00
15,00
1994
6,38
7,44
7,50
7,52
7,36
1995
7,15
7,50
7,50
7,49
7,50
1996
6,67
11,13
13,55
14,83
11,80
1997
18,93
7,55
1998
1999
2000
 
Как видно из таблиц 1 и 2, в начале 1990-х гг. на фоне резкого увеличения тарифных ставок отмечалось существенное падение страховых платежей. В 1991 г. сумма, на которую был застрахован урожай сельскохозяйственных культур, и страховая премия оказались соответственно в 50,8 раза и 30,4 раза меньше, чем в 1990 г. – последнем году обязательного страхования, а в 1992 г. – в 9,0 и 8,5 раза меньше, чем в 1991 г. Однако если в 1991 г. величина страховой премии на 1 га посевов была сопоставима с уровнем 1990 г., то в 1992 г., несмотря на высокие тарифные ставки страхования, ‑ в 6,4 раза меньше. Обнаруженные негативные тенденции в системе страхования сохранялись и в последующие годы, что наглядно иллюстрирует динамика показателя страховой суммы на 1 га общей площади посевов, которая в 1993-1996 гг. была в среднем в 3,4 раза ниже по сравнению с 1990 г. В целом, в исследуемый период среднегодовой показатель страховой  суммы оказался в 31,1 раза меньше, чем в последнее десятилетие обязательного страхования.
 

Таблица 2

Страховые платежи по добровольному страхованию урожая сельско-хозяйственных культур в Республике Башкортостан за период 1991-1996 гг.
 
Год
Посевная площадь, га
Страховая сумма, тыс. руб.
Страховая премия, тыс. руб.
Страховая премия на 1 га посевов, руб.
Ср. 1981-1990 гг.
4298920,74
1120220,49
105592,24
24,85
1991
139290
31728,30
5357,88
38,47
1992
95087
3529,88
631,28
6,64
1993
686766
83955,41
12593,59
18,34
1994
267819
38923,66
2880,58
10,76
1995
510021
41061,24
3074,74
6,03
1996
129745
16888,32
1892,68
14,59
В среднем
304788
36014,47
4405,12
15,80
·          стоимостные показатели сопоставлены с уровнем 1990 г. с использованием индекса дефлятора ВВП.[1]
Таким образом, анализ системы страхования продуктов растениеводства в Республике Башкортостан в период становления рыночной экономики свидетельствует о том, что переход на добровольную систему страхования привел к существенному уменьшению договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур. В 1991-1996 гг. страховые взносы, отчислявшиеся сельхозпредприятиями республики, не покрыли затраты страховых организаций на компенсацию ущерба от потери урожая. Кроме того, в данный период отмечалось существенное возрастание доли площади погибших культур, составлявшие в отдельные годы более 80% общей площади посевов. Следовательно, незаинтересованность сельхозпредприятий в страховании урожая продуктов растениеводства нельзя объяснить высокими тарифными ставками страхования. Так, в 1995 году компенсационные выплаты сельхозпредприятиям республики из бюджета Российской Федерации составили 407,62 тыс. рублей, в 1996 году – 1799,46 тыс. рублей. Однако в 1998-2002 гг. не было заключено ни одного договора страхования. Внедрение в 2002 г. механизма предоставления субсидий из федерального бюджета в размере 50% от страховых взносов не способствовало резкому возрастанию заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в страховании урожая сельскохозяйственных культур по причине высоких страховых взносов и несопоставимо низких страховых выплат.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена необхо­димость оплаты 100% страховых взносов сельскохозяйственными пред­приятиями в очень сжатые и напряженные с точки зрения наличия у них свободных финансовых ресурсов сроки - в периоды весенне-полевых работ и подготовки к уборке урожая. Данное обстоятельство приводит к тому, что сельскохозяйственные предприятия, которые и без того вследствие тяжелого финансового состояния не имеют возможности в полном объеме уплачивать страхо­вые взносы, наряду с государством не выполняют свои обязательства. В конечном итоге, ответственность страховых компаний пропорционально сокращается, и страхование перестает выполнять свою защитную функцию. Понесенные сельскохозяйственными предприятиями убытки не покрываются страховщиками в полном объеме. Очевидно, что решение этой проблемы возможно посредством исправного выполнения обязательств и государством, и сельскохозяйственными предприятиями. Что касается последних, то в законодательном порядке должна быть предусмотрена возможность получения ими краткосрочных кредитов с субсидированием государством процентной ставки[2].
Возможно, как и в Российской Федерации в целом, снижение страхового интереса в Республике Башкортостан в значительной степени обусловлено, с одной стороны, оказанием государственной поддержки, независимо от того, застрахованы потери урожая сельскохозяйственных культур, или нет, а с другой, - отсутствием надежной нормативно-правовой базы процесса страхования.
 


[1] Рафикова Н.Т. О расчете сопоставимых стоимостных показателей. //Вопросы статистики. 2001 г. № 9. С. 45-47.
[2] Никитин А.В. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства. //Финансы. 2004 г. №4. С. 52-56.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2006 №6 (72)»
КАДРЫ ЕСЛИ И НЕ РЕШАЮТ ВСЕ, ТО ОЧЕНЬ МНОГОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ИНТЕРВЬЮ С ДЕПУТАТОМ, ЧЛЕНОМ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБОРОНЕ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРОМ БЕЗБОРОДОВЫМ Н.М.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (СТАНДАРТИЗАЦИЯ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
ИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА А.П. ЛЮБИМОВА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ВАК, АКАДЕМИКОМ РАН М.П. КИРПИЧНИКОВЫМ (часть 2)
О РЕЛИГИОЗНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НОРМ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА (ЧАСТЬ 1)
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНИЦИИРОВАНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА НА ЗЕМЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСКИХ ГЛАСНЫХ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ МАГОМЕДОВА С.К. «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОКУПКИ ПОХИЩЕННОЙ АВТОМАШИНЫ»
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОКУПКИ ПОХИЩЕННОЙ АВТОМАШИНЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНЕЗИСА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ЗАКАВКАЗЬЕ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016