Значительные перемены в государственной политической жизни ознаменовали начало XX века в России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции можно свести к двум, наиболее важным и существенным сдвигам в российском обществе. Во-первых, впервые практически была осуществлена идея об органе представительной власти, которая находилась в центре политической борьбы на протяжении всего XIX века. Во-вторых, была легализована оппозиционная политическая деятельность, что позволило в достаточно короткие сроки сформировать многопартийную систему, которая, в свою очередь, начала оказывать определённое влияние и на течение политической жизни и на управление государством.
В этом отношении научное наследие русского ученого П.А. Сорокина (1889 - 1968), который в начале 1920-х гг. был выслан из Советской России, жил в Берлине и Праге, а затем переехал в США, представляется недостаточно исследованным. Среди огромного многообразия изучаемых П. Сорокиным тем особый интерес представляют политические и правовые взгляды крупнейшего российского мыслителя, в том числе его взгляды на сущность российской революции 1917 года как непосредственного участника тех событий. Он занимал не последнее место в своей политической партии и выступал за оказание поддержки временному правительству, он также являлся одним из редакторов газет «Дело народа» и «Воля народа».
Перемены начала XX века, как и все предшествующие реформации в России, являлись «революцией сверху» и проводились исключительно по замыслу и под непосредственным управлением верховной власти. Характеризуя указанный период в целом, следует отметить, что это была последняя и, в конечном итоге, неудачная попытка сформировать модель государственного и социально-экономического устройства, в которой бы органически сочетались традиционная общинно-монархическая парадигма российского общества, с одной стороны, и императивы индустриальной цивилизации, неизбежно проникающей и начинающей диктовать свои правила в России, с другой.
Старый мир развалился в России не потому, что так уж сильны были большевики, хотя и трудно отрицать их энергию и целеустремлённость, а потому, что к 1917 году основательно прогнил фундамент царского режима, включая саму имперскую идею. Перегрузки военного времени на экономику страны и психику людей ещё более усугубили ситуацию. Негативную роль сыграл и политический характер Российской империи, так как по мере ослабления центральной власти в национальных регионах нарастало стремление к самостоятельности.
Первая мировая война окончательно добила самодержавие, а власть Временного правительства оказалась слишком слабой, чтобы удержать разбушевавшуюся народную стихию в рамках закона. Миллионы людей, многие из которых в условиях военного времени получили в руки оружие, потеряли привычную ориентацию, перестали верить в завтрашний день, обрели чувство вседозволенности. Нетерпение, элалитаризм, постоянная психическая взвинченность и неуравновешенность - вот доминанта массовых настроений 1917 г. И совершенно очевидно, что закончится это могло только взрывом
[1].
В своей книге «Человек. Цивилизация. Общество» Питирим Сорокин наиболее подробно и красочно излагает свое отношение и видение к свершившейся на его глазах революции. Он считал, что в жизненном цикле всех великих революций как бы просматриваются три типические фазы.
Первая обычно очень кратковременна, она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ, лучезарна своим настроением, ее правительство, правило, гуманистично и милостиво, а его политика мягка, нерешительна и часто бессильна. Но постепенно в людях начинает просыпаться "наихудший из зверей". Краткая увертюра подходит к концу и обычно на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза. Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий все на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все еще жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп.
Революционное правительство на этой стадии безжалостно, тиранично и подчас кровожадно, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна и террористична. И если случается, что торнадо второй фазы не успевает до основания разрушить нацию, то революция постепенно вступает в свою третью, конструктивную фазу. Уничтожив все контрреволюционные силы, революция начинает создавать новый социальный и культурный порядок. Причем этот новый строй основывается не только на новых революционных идеалах, но и реанимирует самые жизнестойкие дореволюционные институты, ценности и способы деятельности, временно разрушенные на второй фазе революции, но возрождающиеся и вновь утверждающие себя помимо воли революционного правительства. В постреволюционном порядке обычно новые модели и образцы поведения тем самым гармонизируются со старыми, но не потерявшими жизненную силу образцами дореволюционной действительности
[2]. В России , по мнению П.А. Сорокина, лишь в конце 1920 года русская революция вступила в третью фазу.
Питирим Сорокин изначально был против старого режима царской власти и выступал за ее свержение, но методы, которыми руководствовались большевики, строго критиковались им. Он выступал за либеральную реформацию государственного строя и отвергал любое возможное насилие. Как редактор популярной газеты «Дело народа», он старался наиболее полно и по возможности подробно и правдиво донести до читателей суть происходящих явлений и высказать свое отношение к ним.
После свержения царской власти все политические узники были освобождены и постепенно стекались домой, кто из Сибири, а кто из-за рубежа. Однако, П.А. Сорокин указывает на тот факт, что большая часть всех этих людей никогда и не была по сути политическими узниками, а просто – обычными преступниками, но все они «строили» из себя жертв царизма. П. Сорокин считал, что Советы, сформированные из таких «героев», на глазах теряли чувство реальности и направляли все свои усилия на борьбу с Временным правительством, проповедуя социализм, при этом ничего не делая для преобразования и революционного воспитания русского общества. Что же касается правительства, то и оно вело себя в равной мере наобум и беспомощно. Разделение власти завершилось окончательно, а Временное правительство с каждым днем теряло под собой почву.
В апреле 1917 года состоялась конференция партии социал-революционеров. «Состояние умов у новых "мартовцев" стало еще более радикальным. Новые "революционеры" относятся к старым лидерам партии, как к своим слугам. "Новое" большинство провело свою резолюцию о немедленном прекращении войны и столь же немедленном установлении социалистического правительства»
[3]. П. Сорокин высказывается против этой программы, покидает зал конференции и снимает с себя полномочия редактора "Дело народа". Многие из старых членов партии последовали его ему примеру; правое крыло почти целиком покинуло конференцию. Сорокин и его сторонники понимают, что рано или поздно, но это должно было случиться и в дальнейшем учреждают новую газету «Воля народа».
В Россию возвратились лидеры большевиков - Ленин, Троцкий, Зиновьев и другие. Сорокин П.А. и его сторонники настаивают на созыве Всероссийского съезда крестьян. Период с мая по июнь 1917 года Питирим Сорокин оценивает как агонию. Крестьянский съезд начал работать и, казалось, положение должно было бы стабилизироваться. Съезд завершил свою работу голосованием за создание Крестьянских Советов, выбором депутатов, исполнительного комитета и представителей в другие избирательные органы. Сорокин П.А. был избран в качестве члена исполнительного комитета и делегирован на «Комиссию по разработке Закона о выборах членов Учредительного Собрания».
Питирим Александрович считал, что Советы крестьянских депутатов оставались последним надежным бастионом. Большинство из мужиков, представлявших крестьянство, умудрялись все еще сохранять в себе интеллектуальное равновесие. Период с октября по декабрь 1917 года Сорокин оценивает как пучину. Его оценка ситуации резка и однозначна. Он пишет: «Наконец, наступил хаос. Большевики победили. Все было предельно просто. Временное правительство и только что открывшийся Первый Всероссийский съезд Советов были сметены с такой же легкостью, как и царский режим в свое время. Благодаря военным комитетам помощи революции большевики контролировали все военные подразделения. Через Петроградский Совет рабочих депутатов они установили господство над рабочим классом. Солдаты и петроградские рабочие, хорошо вооруженные и моторизованные, захватили Зимний дворец, Петропавловскую крепость, железнодорожные вокзалы, телефонные узлы и почты. Для того, чтобы разрушить старое правительство и создать новое, потребовалось не более двадцати четырех часов»
[4].
Питирим Александрович Сорокин был арестован 2 января 1918 года и дальнейшую свою научную деятельность возобновил уже после эмиграции из России.
Через полстолетия Питирим Александрович писал о произошедшей революции уже несколько иначе, но с той же болью и разочарованием: «Прав я был или нет, не знаю, но я одобрял позицию социал-патриотов. В то время я ещё питал идеалистические иллюзии по поводу наших союзнических правительств Запада. Я ещё верил в честность, демократичность и нравственность их политики, политики немакиавеллевского толка, верил, что они останутся верны договорам и обязательствам, в их готовность помочь России в трудный час, как она помогала - и спасала - их в час смертельной опасности...
Позднее мои иллюзии относительно западных правительств развеялись. Вместо помощи России, когда она нуждалась в этом, они старались ослабить её, ввергнуть в гражданскую войну, расчленить её, отторгнув, возможно и захватив её территории... Если бы в 1915-1917 гг. я придерживался мнения, что западные правительства так же циничны, хищны, по-макиавеллевски лживы, недальновидны и эгоистичны, как и все остальные, включая и советское, я, вероятно, присоединился бы к интернационалистам. Но случилось иначе, я оказался в стане социал-патриотов. Вместе с правительством Керенского и большинством лидеров и простых членов социалистических и либеральных партий... Я отстаивал эту позицию как член Временного правительства Керенского, член Совета Российской республики, депутат Учредительного собрания, Российского Крестьянского совета, и как один из основных редакторов эсеровских газет «Дело народа» и «Воля народа», как учёный, оратор, лектор. Эту позицию я отстаивал до самой своей высылки из России»
[5].
[1] См.: Латышева М.Г. Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина. Дис. … канд. социол. наук. - СПб., 2005. С. 105-106.
[2] Сорокин П.А. Бойня: революция 1917 года // Он же. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. С. 223.
[3] СМ.: Сорокин П.А. Свет и тень // Он же. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. С. 231.
[4] Сорокин П.А. Пучина // Он же. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. С. 242.
[5] Питирим Сорокин. Долгий путь. - Сыктывкар, 1991. С.80-81.
Другие статьи в разделе «2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)»