Налоговые доходы областного бюджета формируются в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством. Особая роль при этом отводится закону Рязанской области "О межбюджетных отношениях в Рязанской области", который принял Методику расчета прогноза доходов консолидированного бюджета Рязанской области (далее Методика).
Так, в соответствии с Методикой прогнозирование доходов по акцизам на спирт этиловый, пиво, вино, алкогольную продукцию, налогу на игорный бизнес, сборам за пользование объектами животного мира осуществлялось методом прямого счета исходя из налоговой базы, установленных налоговых ставок, с учетом уровня собираемости налогов. Налоговая база (физические объемы продукции) для исчисления акцизов на пиво, вино, алкогольную продукцию определяется в соответствии с объемами производства данных видов продукции, предусмотренных Прогнозом социально - экономического развития Рязанской области на 2007 год.
Источником налоговых поступлений продолжает оставаться игорный бизнес. При определении количества объектов налогообложения (налоговая база) игорного бизнеса, принятых для исчисления налога, основным источником является отчетность федеральной налоговой службы (форма 5 ИБ) по состоянию на 1 июля 2006 года. Однако, положение с поступлением указанного налога будем напряженным, поскольку налоговые органы на основании сравнения показателей 2005 года и 1 полугодия 2006 года отмечают сокращение количества объектов игорного бизнеса на 25 % и количества налогоплательщиков, представивших декларацию по налогу, - на 45 %. Учитывая негативное отношение общества в целом к указанному бизнесу и грядущим серьезным изменениям в его организации и контроле, следует предполагать, что указанная тенденция будет довольно устойчивой.
Прогнозирование доходов по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогам на совокупный доход, налогам на имущество осуществлялось в Рязанской области исходя из фактических поступлений, как и предусмотрено вышеуказанной Методикой.
В расчете прогноза поступлений налога на прибыль коэффициент, характеризующий макроэкономические показатели с учетом прогноза социального развития, определен в соответствии с показателем роста прибыли прибыльных предприятий, что соответствует Методике и показателю роста прибыли в размере 12,1 %. При расчете коэффициента, характеризующего динамику макроэкономических показателей, изменений налогового и бюджетного законодательства в 2006 году по сравнению с 2005 годом, наряду с показателями фактического поступления данного налога за 7 месяцев 2005 и 2006 года, в расчетах учтены дополнительные поступления за 7 месяцев 2006 года в размере 15 589 тыс. рублей. Кроме того, в расчетах учтены выпадающие доходы по налогу на прибыль, связанные с изменением налогового и бюджетного законодательства, в размере 47 265 тыс. рублей, очевидно, что указанные показатели могут быть впоследствии скорректированы по результатам фактической отчетности и с учетом роста объема валового регионального продукта (7,5 %) согласно Прогнозу социально - экономического развития Рязанской области на 2007 год.
В расчете прогноза поступлений налога на доходы физических лиц коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей, изменений налогового и бюджетного законодательства в 2007 году по сравнению с текущим годом (ф. 2 ндфл), определен в соответствии показателем роста оплаты труда (19,7 %) согласно Прогнозу социально - экономического развития Рязанской области на 2007 год. Исходными показателями, на основе которых осуществлялся расчет, согласно Методике, является фонд оплаты труда за семь месяцев текущего года и последнего отчетного года.
Анализ поступлений налога на доходы физических лиц и показателей объема оплаты труда показывает, что процент изъятия налога из фонда оплаты труда по отчету за 2005 год составляет 11,7 %, по оценке за 2006 год - 12 %, на 2007 год указанное изъятие также составляет 12 %, что свидетельствует о реалистичности рассчитываемых поступлений по налогу.
Расчет прогноза поступлений единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, осуществлен в соответствие с Методикой. Коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей, изменений налогового и бюджетного законодательства в 2007 году по сравнению с 2006 годом с учетом прогноза социального развития (к2 = 1,082), определен в соответствии с индексом потребительских цен согласно Прогнозу социально - экономического развития Рязанской области на 2007 год.
При формировании доходной базы по налогу на имущество организаций коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей с учетом прогноза социального развития в 2007 году по сравнению с 2006 годом (к2), определялся с учетом индекса роста потребительских цен. Это не соответствует Методике, согласно которой данный показатель применяется при расчете налога на имущество физических лиц, а при расчетах налога на имущество организаций используется индекс роста налоговой базы (среднегодовая стоимость имущества). Счетная палата Рязанской области при проведении анализа проекта бюджета на 2007 год указала на допущенные нарушения и обязала учесть их при последующих чтениях, кроме того, она потребовала изменить порядок определения суммы поступлений доходов по налогу на имущество Единой системы газоснабжения, включенной в общий прогноз поступлений налога абсолютной суммой, что также не соответствует Методике.
Согласно Закону Рязанской области "О межбюджетных отношениях в Рязанской области" прогнозирование неналоговых доходов осуществляется вне рамок Методики, на основе данных администраторов соответствующих доходов.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, прогнозируются на 2007 год в сумме 245 320,0 тыс. рублей, что составляет 80,6 % от общей суммы неналоговых доходов областного бюджета.
Основные поступления указанных доходов формируются за счет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Рязанской области (89,4 %), в том числе от арендной платы за земли, находящиеся в областной собственности - 201 000,0 тыс. рублей (81,9 %), дивидендов по акциям (1,0 %), платежей от государственных унитарных предприятий (0,6 %), прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в собственности Рязанской области (9,0 %).
Поступления в областной бюджет доходов в виде дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящегося в собственности Рязанской области, планируются на 2007 год в сумме 2 500,0 тыс. рублей или на уровне ожидаемого выполнения за 2006 год. Следует отметить, что в 2005 году сумма дивидендов, поступившая в областной бюджет на пакет акций (17 090 штук) Сбербанка России (ОАО), принадлежащих Рязанской области, составила 2 710,2 тыс. рублей. В 2005 году было принято решение о приватизации акций Сбербанка России (ОАО) путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Рязаньгазинвест" в количестве 16 000 штук рыночной стоимостью 403 536,0 тыс. рублей. Дивиденды на указанный пакет акций в 2006 году областным бюджетом не получены. Исходя из того, что объемы поступлений дивидендов по акциям на 2007 год прогнозируются на уровне ожидаемого выполнения за 2006 год, можно сделать вывод, что поступление дивидендов на пакет акций ОАО "Рязаньгазинвест" в 2007 году не предусматривается.
Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земли до разграничения государственной собственности на землю в 2007 году предусматриваются в размере 200 000 тыс. рублей, что ниже бюджетных назначений 2006 года на 5 000 тыс. рублей, а также ожидаемого исполнения - на 37 746 тыс. рублей. Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земли, находящейся в собственности Рязанской области, прогнозируются в сумме 1 000,0 тыс. рублей.
Дополнительным источником поступления средств в областной бюджет являются доходы от взыскания задолженности по арендной плате за землю. По состоянию на 1 января 2006 года общая сумма задолженности по договорам аренды земельных участков (с учетом штрафов и пеней) в консолидированный бюджет Рязанской области составляла 115 887,9 тыс. рублей. В общей сумме указанной задолженности 96 221,3 тыс. рублей (или 83,0%) приходится на долг муниципального образования - городской округ город Рязань, в том числе 48 110,6 тыс. рублей, подлежащие перечислению в областной бюджет. Следует отметить, что рост доходов областного бюджета от аренды земли напрямую зависит от процесса регистрации права собственности Рязанской области на земельные участки, а также от процесса переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, который планируется завершить до конца 2009 года.
Объем поступлений в областной бюджет на 2007 год в виде доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, оценивается в сумме 18 240,0 тыс. рублей, по сравнению с бюджетом 2006 года увеличен на 660 тыс. рублей (3,8 %) и меньше ожидаемого исполнения бюджета 2006 года на 1 120,0 тыс. рублей (5,8 %). Рост к плану 2006 года обусловлен увеличением рыночной стоимости аренды единицы площади имущества. Снижение прогнозируемых доходов от данного вида неналоговых доходов областного бюджета связано с приватизацией областного имущества в 2006 году и сокращением объема недвижимого и движимого имущества Рязанской области.
Доходы, получаемые от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов, иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий Рязанской области, прогнозируются на 2007 год в сумме 1350,0 тыс. рублей или на уровне ожидаемого исполнения бюджета 2006 года. Планируемая сумма поступлений в областной бюджет в 2007 году от перечислений части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, определена по каждому государственному унитарному предприятию на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности. Согласно плану развития государственного сектора экономики Рязанской области на 2007 год из 19 государственных унитарных предприятий Рязанской области 3 предприятия находятся в процессе приватизации, 1 - в процессе ликвидации и только в 10 планируется получение чистой прибыли. Причем, поступление доли прибыли от государственного унитарного предприятия Рязанской области "Аптечный склад "Рязань-Фармация" прогнозируется в размере 970,0 тыс. рублей, что составляет 71,2 %, а от остальных 9 государственных унитарных предприятий Рязанской области - 380,0 тыс. рублей, или 28,8 %.
В составе прочих поступлений от использования имущества, находящегося в государственной собственности Рязанской области, предусматриваются доходы от предоставления в аренду газовых сетей в сумме 22 000,0 тыс. рублей, что на 4 000,0 тыс. рублей меньше бюджета 2006 года и на 5 254,0 тыс. рублей меньше ожидаемого исполнения бюджета 2006 года. Сокращение данного вида доходов связано с включением в Программу приватизации газопроводов высокого, среднего и низкого давления.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что прогноз поступления доходов от использования имущества не в полной мере отвечает поставленной Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2007 год задаче обеспечения дополнительных поступлений за счет средств, полученных от использования областной собственности, прежде всего за счет повышения эффективности управления государственными активами, земельными ресурсами.
Анализ внесеных изменений в законы об областном бюджете и фактического исполнения областного бюджета свидетельствует о недостаточно глубокой проработке прогноза поступлений по отдельным доходным источникам при утверждении бюджетов. Так, первоначально утвержденные бюджетные назначения были увеличены в 2005 году и в 2006 году соответственно: по налогу на прибыль на 7,8 % и на 14,7 %, дивидендам по акциям в 2,8 раза и 2,0 раза, налогам на совокупный доход на 45,1 % и на 21,0 %. Фактическое перевыполнение измененных бюджетных назначений в 2005 году составило: по налогу на прибыль - 32,0 %, дивидендам по акциям - 4,1 %, по налогам на совокупный доход - 6,0 %, а по первоначально утвержденным назначениям соответственно на 42,3 % (в 2,95 раза) и на 53,7 %. В заключении Счетной палаты отмечается, что указанные показатели позволяют сделать вывод о том, что ожидаемые поступления доходов учтены в бюджете не в полной мере. В прочих неналоговых доходах не предусмотрено поступление доходов, поступающих от возврата ранее предоставленных средств на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на условиях лизинга, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 28 законопроекта подлежат перечислению в областной бюджет. По оценке Счетной палаты вышеуказанные доходные источники составляют 413 915 тыс. рублей. При этом, пунктом 3 указанной статьи установлено, что поступления в 2007 году от возврата указанных средств сверх объемов, утвержденных в бюджете, направляются в качестве взноса в уставный капитал ОАО "Нива Рязани". Согласно ведомственной структуре расходов законопроектом не предусмотрены для управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области (в соответствии с законодательством Рязанской области оно является уполномоченным органом по управлению и распоряжению областным имуществом) расходы по подразделу 0411 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 3400000 "Реализация государственных функций в области национальной экономики" (по данной статье в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федераций отражаются расходы на инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц). Таким образом, исходя из смысла пункта 3 статьи 28 законопроекта, ведомственной структуры расходов и учитывая отсутствие прогноза поступлений по вышеуказанным доходам законопроект предусматривает движение средств областного бюджета минуя доходную и расходную часть бюджета, что противоречит бюджетному законодательству и не обеспечивает прозрачность и контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (статья 32) и все бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением цели их направления и на финансирование конкретных задач (статья 38).
Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены в объеме 3 257 047,2 тыс. рублей (к бюджету 2006 года - 103,3 %), из них, соответственно: дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 1 350 858,5 тыс. рублей (96,8 %), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 175 820,0 тыс. рублей (101,0 %), субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов 158 216,7 тыс. рублей (94,2 %), субвенции из Федерального фонда компенсаций 1 166 285,2 тыс. рублей (162,6 %), иные средства федерального бюджета 405 866,8 тыс. рублей (58,0 %).
Снижение объема субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов связано с тем, что в законопроекте не отражены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (в 2006 году указанные поступления составили 19 465,0 тыс. рублей). Данные субсидии не распределены в приложениях к проекту закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и согласно статье 43 данного закона их предоставление осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По данной группе доходов не отражены поступления средств федерального бюджета, которые также не распределены в приложениях к проекту закона "О федеральном бюджете на 2007 год" (средства на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы; субсидии на поддержку сельского хозяйства и др.). Согласно данному проекту закона их предоставление осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 2007 год учтены в общем объеме доходов областного бюджета, что соответствует требованиям статьи 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, и прогнозируются в сумме 323 604 тыс. рублей.
Предложенный в законопроекте предельный размер дефицита областного бюджета на 2007 год в сумме 1 787 046 тыс. рублей не превышает 15 % объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, что соответствует требованиям пункта 4 статьи 92 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Предельный размер дефицита областного бюджета на 2007 год на 396 815 тыс. рублей, или в 1,3 раза, больше показателя бюджета 2006 года. Источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета, предлагаемые в законопроекте, соответствуют бюджетной классификации Российской Федерации. Для обеспечения сбалансированности областного бюджета предусматривается использовать превышение привлечения заимствований над погашением долга. Привлечение кредитов планируется в размере 2 377 300 тыс. рублей, погашение - 701 254 тыс. рублей.
В общем объеме источников финансирования дефицита областного бюджета основную долю составляют кредиты - 1 676 046 тыс. рублей (93,8 %), поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Рязанской области - 11 000 тыс. рублей (0,6 %), изменение остатков средств бюджетов - 100 000 тыс. рублей (5,6 %).
Представленный для утверждения объем расходов областного бюджета в размере 16 957 741,2 тыс. рублей соответствует суммарному объему прогнозируемых доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, то есть бюджет сбалансирован.
Объем текущих расходов областного бюджета, указанный в приложении 10 к законопроекту (14 524 897,7 тыс. рублей), не превышает объем доходов областного бюджета (15 170 695,2 тыс. рублей), что соответствует требованиям пункта 2 статьи 92 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому текущие расходы бюджета не могут превышать объем доходов бюджета.
Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям областного бюджета с бюджетами муниципальных образований на 2007 год не в полной мере обеспечивают реализацию одной из основных задач в области межбюджетных отношений, которая определена Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах - создание долгосрочных стимулов для развития собственной налоговой базы бюджетов. Это нашло свое выражение в том, что
местным бюджетам дополнительно не переданы единые нормативы отчислений от федеральных, региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет; поступления от указанных доходов полностью направлены на формирование областного бюджета. Кроме того, не предусмотрено замещение дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от федеральных, региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет (в том числе по налогу на доходы физических лиц), все средства фонда будут направлены местным бюджетам абсолютной суммой в виде дотаций. В целом формирование межбюджетных отношений в Рязанской области в 2007 году основано на выравнивании уровня бюджетной обеспеченности за счет финансовой поддержки, а не на укреплении собственной доходной базы муниципальных образований за счет налоговых поступлений. Следует заметить, что указанное замечание из года в год повторяется в заключениях Счетной палатой на проекты бюджетов.
В бюджетах дотационных муниципальных районов отношение собственных доходов к расчетным расходам, направляемым на решение вопросов местного значения, составит 34,8 %, а дотации из указанного фонда - 60,7 %. (в 2006 году 39,8 % и 45,0 %), что напрямую противоречит статье 5 Закона Рязанской области "О межбюджетных отношениях в Рязанской области", которая указывает, что при установлении нормативов отчислений от налогов и сборов распределение доходов должно максимально соответствовать разграничению расходных обязательств.
Оказание финансовой помощи из областного бюджета бюджетам других уровней в законопроекте предусмотрено через созданные в соответствии с Законом Рязанской области "О межбюджетных отношениях в Рязанской области" фонды (областной Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), областной Фонд софинансирования социальных расходов, региональный фонд финансовой поддержки поселений).
Для реализации государственных полномочий, передаваемых для исполнения органам местного самоуправления, предусмотрены субвенции из областного Фонда компенсаций. При распределении дотаций, субвенций и субсидий из вышеуказанных фондов применены Методики, утвержденные Законом Рязанской области "О межбюджетных отношениях в Рязанской области", а также законами Рязанской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями. Распределение средств областного бюджета через указанные фонды в основном формализовано, в расчетах по распределению средств указанных фондов по отдельным статьям расходов применены нормативы расходов в расчете на жителя или контингент, притом, что указанные нормативы не утверждены нормативными правовыми актами Рязанской области. Формирование и распределение средств областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2007 год осуществлено недостаточно прозрачно, так как в расчете потребности бюджетов муниципальных образований на реализацию собственных полномочий на 2007 год часть расходов определена формально, без учета исходных данных, что не позволяет быть уверенным в том, что потребность финансовых средств на выполнение всех полномочий учтена в соответствии с перечнем вопросов, отнесенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения (так, не обозначены объемы средств на содержание и строительство автомобильных дорог, организацию транспортного обслуживания населения, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организацию ритуальных услуг и др.). К сожалению, не нашел отражение в проекте бюджета расчет доли разницы оценок расходных потребностей и доходных возможностей местных бюджетов, которая будет покрываться из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), проблема в том, что сам закон Рязанской области "О межбюджетных отношениях в Рязанской области" не определил четкий критерий расчета данного показателя.
Существенным недостатком проекта бюджета на 2007 год является то, что право распределения между бюджетами муниципальных районов и городских округов субсидий из областного Фонда софинансирования социальных расходов на стабилизацию муниципальных бюджетов в связи с ограничением роста тарифов за оказанные коммунальные услуги (250 693,0 тыс. рублей) предоставлено Правительству Рязанской области. Это противоречит требованиям статьи 62 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой распределение субсидий из фонда софинансирования социальных расходов осуществляется по единой методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год предусматривают получение дополнительных средств от использования областной собственности, прежде всего за счет повышения эффективности управления государственными активами, в том числе и земельными ресурсами. При этом доходы по указанной статье запланированы с сокращением к бюджету 2006 года на 4,1 % и ниже уровня ожидаемого исполнения 2006 года на 15,0 %.
Соотношение объемов текущих расходов бюджета и объемов доходов бюджета соответствует требованиям, установленным статьей 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывающей на невозможность превышения текущие расходы бюджета над объемами доходов бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенный Проект бюджета Рязанской области на 2007 год требует существенной доработки по ряду вопросов.
Другие статьи в разделе «2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)»