Прошло более года со дня избрания Московской городской Думы четвертого созыва. В декабре 2005 года впервые депутаты избирались не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам, образовав в составе Думы три фракции - "Единая Россия", КПРФ и "ЯБЛОКО - объединенные демократы".
По итогам первого года работы городского парламента возникают вопросы, что изменилось в работе Думы за последний год? Как повлиял на нее переход к формированию большей части депутатского корпуса по партийным спискам?
Оправдали ли себя «партийные» выборы?
Общеизвестно, что существует две основные избирательные системы: мажоритарная система, когда депутаты избираются по одномандатным округам, и пропорциональная система, когда депутаты избираются по партийным спискам. Например, на прошлых выборах половина депутатов Государственной Думы избиралась по партийным спискам, половина - по мажоритарной системе. У регионов было право не менее 50% депутатов избирать по партийным спискам, и каждый субъект Федерации подошел к этому вопросу творчески. Мы решили, чтобы не «травмировать» москвичей, сохранить 15 мажоритарных округов, которые территориально совпадают с округами для выборов в Государственную Думу, и еще 20 депутатов избирать по партийным спискам.
Есть регионы, где все законодатели избираются по партийным спискам, например, Санкт-Петербург. Мы ушли от однопартийной системы, которая ни к чему хорошему не привела, а многопартийная система, наоборот, все дальше углубляется, расширяется. Если, например, раньше партии «активизировались» где-то за год до выборов, то теперь каждая партия, которая рассчитывает серьезно заниматься политикой и побеждать на выборах, должна заниматься добрыми делами круглый год, все время. И от этого зависит успех. Каждая партия это делает так, как умеет.
Сейчас в Думе вопросы стали рассматриваться быстрее, потому что депутаты, объединенные позицией фракции, не тратят лишнее время на неплодотворные дискуссии: все важные обсуждения и споры перешли на заседания комиссий, фракций. Фракция принимает решение, как будет голосовать по конкретному вопросу. Основной центр тяжести работы перенесен в комиссии. Рассмотрению вопроса на заседании Думы предшествует обсуждение его на заседании (или нескольких заседаниях) комиссии, круглых столах с участием экспертных советов - пока документ не будет готов для внесения на рассмотрение всей Думы. Поэтому у нас пленарные заседания стали короче, хотя вопросов рассматриваем по-прежнему много.
Таким образом, роль и значение партий заметно возрастают, и будут возрастать дальше. Создается нормальная система, когда каждая партия, придя к власти, как минимум старается исполнять взятые на себя перед выборами обязательства перед избирателями. В противном случае ее представители рискуют не получить достаточной поддержки на следующих выборах.
Законотворческие планы: самые острые проблемы - жилищные
Московская городская Дума с начала созыва и за минувший год работы приняла более 500 документов: 67 законов, 421 постановление (в том числе о принятии проектов законов и законов), 30 обращений, два заявления. Приняты ряд жилищных законов, городские законы об энергосбережении, о продовольственной безопасности, об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи и многие другие. Принято также несколько городских целевых программ; в ноябре мы приняли бюджет города на 2007 год.
Если говорить о ближайших планах Думы, то в первом полугодии 2007 года мы планируем, например, рассмотреть проекты жилищных документов (новые «Основы жилищной политики», законопроект об оказании финансовой поддержки собственникаОВ жилья на оплату услуг по управлению многоквартирными домами и их содержанию), проекты московских законов «О такси», «Об архивном деле в Москве», о приемной семье, об административной ответственности за нарушение порядка использования городских бюджетных средств и многие другие законопроекты.
Большое количество законопроектов готовится по обращениям в Думу избирателей. Диапазон таких обращений очень большой: это и жилищные проблемы, и нарушение прав человека, неправомерное привлечение к уголовной ответственности, с которой люди не согласны, либо судебные решения, которые не устраивают участников процесса. В последнем случае мы разъясняем, что вмешиваться не можем, и добиться справедливости гражданин может в суде, если считает, что прав, но помогаем юридическими консультациями.
За год из обращений граждан, поступивших ко мне, примерно треть касаются жилищных вопросов, столько же – по гаражам. Около 20% обратившихся недовольны тем или иным строительством и благоустройством. А остальные обращаются по вопросам работы транспорта. К депутатам обращались и обманутые соинвесторы строительства жилья.
Это проблема не только Москвы, но и очень многих регионов. Московские власти, когда возникла эта проблема, сразу встали на защиту обманутых людей. В Москве сейчас эта проблема в целом решена, за исключением тех случаев, когда имело место не просто неумение строить, а были чисто мошеннические схемы и уголовно наказуемые деяния.
Вопрос непростой, люди недовольны, но мы не имеем права компенсировать вред, причиненный в результате совершенного уголовного преступления.
По вопросу обманутых дольщиков в Московской городской Думе прошли слушания, были совместные действия с исполнительной властью. Сейчас расследуется 36 уголовных дел, связанных с недобросовестными застройщиками.
На законодательном уровне исполнительная власть должна оперативно контролировать долевое строительство и своевременно реагировать на выявленные нарушения. Этот вопрос нужно передать в ведение субъекта РФ - уполномоченному органу исполнительной власти. Через нашего представителя в Совете Федерации соответствующая поправка была внесена, а затем учтена Государственной Думой - были внесены изменения в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Это один из примеров оперативной работы Мосгордумы.
Мэрия регулярно проводит работу с участием депутатов для решения проблем обманутых дольщиков. По состоянию на начало 2007 года специальной комиссией контролируется около 100 проблемных строительных объектов.
При этом учитывается зарубежный опыт. Например, во Франции деньги от граждан принимаются пропорционально работам, выполненным строителями. Есть «нулевой» цикл - можно, например, 20% принять, есть два этажа - 30%. Но чтобы сделать подобное, у нас необходимо менять федеральное законодательство, на уровне Москвы мы не можем этого сделать.
Полагаю, система должна быть немного другая – государство должно сбрасывать несвойственные ему функции контроля. Я считаю, что со временем это отойдет к саморегулируемым организациям, которые объединяют, например, строителей, инвесторов, девелоперов. И у нас есть примеры работы подобных организаций - объединены нотариальные службы, в саморегулируемые организации объединены адвокаты. Государство им дает определенные полномочия, и они сами их реализуют. Я гарантирую - если бы лет 5-8 назад была создана саморегулируемая организация строителей, случаев обмана дольщиков не было бы. Строители никогда не допустили бы к работе, к занятию серьезным вопросом фирму- однодневку.
В тесном контакте с федеральными коллегами
При всей работоспособности законодательного органа возникает проблема активности отдельных депутатов, не исполняющих должным образом свои обязанности. Отсюда частые вопросы избирателей и СМИ: по каким критериям депутат может быть отозван из парламента?
Фактически получается, что для отзыва депутата, избранного по мажоритарной системе, надо провести «антивыборы». Потом объявлять новые выборы, проводить агитацию... Это очень затратно. С расширением парламентского корпуса, избираемого по партийным спискам, появляется больше возможностей влиять на плохо работающих парламентариев. И сейчас уже могут досрочно прекращаться полномочия депутата, избранного по партийному списку. Я считаю, что в российском законодательстве должны быть критерии, по которым оценивается деятельность работы депутата в парламенте (есть партии, в списки которых человек попадает только из-за того, что он внес деньги в партийную кассу). Для того чтобы не было какого-либо произвола, решение о досрочном прекращении полномочий депутата должно быть объективным. Показателями работы депутата, на мой взгляд, должны стать, во-первых, его присутствие на заседаниях законодательного органа, второе - участие в голосованиях, третье - прием населения, и четвертое - его взаимоотношения с партией. Если депутат покинул партию по какой-либо причине, то, считаю, с него должны быть сняты полномочия. Закон, регулирующий досрочное прекращение полномочий депутата, мы планируем рассмотреть в 2007 году. Для этого надо подготовить соответствующую законодательную инициативу в Государственную Думу.
Вообще, у нас накопился богатый опыт взаимодействия с палатами Федерального Собрания. Есть много ситуаций, когда Государственная Дума, рассматривая вопросы, относящиеся к совместному ведению Центра и регионов, обязана выяснять мнение субъектов Федерации. И мы нередко вносим поправки в проекты федеральных законов. Например, по 122-му федеральному закону (замена социальных льгот денежными компенсациями) наши поправки были частично учтены. А вот предложенныЕ нами изменения в Жилищный кодекс РФ Государственная Дума учла не все, и вот сейчас буксует проведение жилищно-коммунальной реформы. Не учтен был, в частности, наш опыт по системе страхования жилья, по санкциям за незаконную перепланировку помещений и т. д.
Иногда наши поправки учитывают, иногда нет. Обижаться на это сложно, поскольку специфика Москвы порой непонятна очень многим и не востребована в регионах. Поэтому мы считаем, что решение многих вопросов может передаваться нам на основании договорных отношений между Москвой и Российской Федерацией. В 2008 году заканчивается 10-летний срок действия нынешнего такого договора, и нужно готовить следующий документ, дающий Москве возможность учитывать свою специфику.
Порой нам приходится взаимодействовать и с другими федеральными структурами, в частности с Конституционным Судом РФ. Недавно нами принято обращение в Конституционный Суд с просьбой рассмотреть конституционность указания в прессе и в делопроизводстве национальности потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и осужденных граждан. Наша позиция основывается на Конституции, согласно которой гражданин сам определяет, указывать ему или не указывать свою национальность. Такова практика многонационального государства: известны случаи, когда обычные столкновения: разборки, пьяные драки - заканчивались смертельным исходом, а после того, как журналисты указывали национальность виновного или погибшего, начинались межнациональные конфликты.
Еще одна проблема - игорный бизнес. Его можно рассматривать как заболевание, оно имеет свой квалифицирующий признак в системе заболеваний международной системы здравоохранения. Мы в городе занимаемся профилактикой игромании уже сейчас, убирая игровые аппараты из общественных мест, проводя работу в школах, рассказывая о вреде игры. Но я опасаюсь появления «теневого» бизнеса. Неудачное законодательство сделало пиво доступнейшим напитком, исключив его из разряда алкогольных напитков. И когда пивной алкоголизм стал реально угрожать государству, запретили употребление пива в общественных местах, но эта норма с трудом прививается: люди уже привыкли. Точно так же с игорным бизнесом: у нас с 2002 года можно было удовлетворять свои желания сыграть на каждом углу, а теперь хотят сразу запретить все.
Я считаю, что государство, принимая такое важное решение, должно также продумать систему, позволяющую исключить широкое развитие ухода в подполье игорного бизнеса. Хочу напомнить, к чему могут привести и приводят запреты: в США «сухой закон» повлек широкое развитие организованной преступности; у нас запреты на алкоголь послужили толчком к увеличению употребления наркотиков.
Здесь надо быть очень осторожными и подготовить систему защиты, тем более, что время есть: специальные игорные зоны заработают только через несколько лет.
Платонов Владимир Михайлович, Председатель Московской городской Думы, доктор юридических наук, профессор.