Книга М.М. Зязикова «Традиционная культура ингушей: история и современность», изданная в Париже, открывает европейскому читателю новый, абсолютно неизученный пласт самобытной традиционной культуры. В монографическом исследовании автор рассматривает связь и взаимозависимость природы и населения Ингушетии, глубинные истоки и этапы становления ингушской культуры, ее характерные черты, выделяет ключевые этноконцепты современной культуры.
На данном этапе развития мировой цивилизации крайне важно, что российский автор рассматривает ингушский народ в качестве характерного культурного субъекта кавказского цивилизационного пространства, занимающего в указанном пространстве центральное место. В условиях трансформирующегося и динамично изменяющегося мира, где основное сознание определяется вектором интеграционных и глобализирующихся процессов, крайне важно сохранить самобытные типы культуры с их непреходящими ценностями. Автор книги, сам реальный политик, показывает французскому читателю процесс, как ценностный аспект традиционности транслируется через пласты поколений в современную культуру и повседневную жизнь отдельного человека и всего общества в целом.
Особый интерес вызывает изучение поставленной проблематики, начиная с эпохи бронзы, и вычленение этапов формирования в национальной ингушской культуре таких понятий как благодать и благодатное, выделение особенных черт всей кавказской цивилизации, таких как «уважение к старшим», устойчивость этических норм и своеобразность этикета. Эти черты входят главной составляющей в этноконцепты ингушской культуры, выступая содержательными доминантными характеристиками современной ментальности.
Вполне закономерно читатель приходит к выводу: многие сохранившиеся устойчивые этические нормы ингушской культуры могут служить эталоном для современного европейского, в частности, французского общества, например, транслируемое из поколения в поколение на протяжении тысячелетий «уважение к старшим». Эта этическая норма достойна поддержания не только в российском или европейском, но и во всем мировом пространстве.
В своём труде М.М. Зязиков значительное место отводит исследованию мировоззрения ингушей, в том числе его религиозной составляющей. Автор весьма корректно, на многочисленных примерах, анализирует сохранившиеся в культуре и сознании рудименты язычества, рассматривает значение суннитского ислама и влияние христианства на традиционную ингушскую культуру.
Весьма показательным и актуальным является завершающий и одновременно ключевой раздел научной работы М.М. Зязикова «Толерантность, а не цивилизационные разломы», в котором сделан акцент на необходимости приоритета взвешенной национальной политики над другими сферами, на политике управленческой деятельности региональных руководителей, сохранении положительно-толерантного менталитета, исконно присущего национальной ингушской культуре. Французский читатель не может не согласиться с автором, что именно доминанты менталитета или образа жизни, которые транслировались в виде культурного кода в современность, определяют объективную основу для развития социо-культурной толерантности.
Работу М.М. Зязикова возможно признать не только серьезным научным вкладом в современное Кавказоведение, но и важной вехой в практическом осуществлении стабильности, мира и прогрессивного развития в таком непростом регионе как Северный Кавказ. Эта работа, ставшая доступной после французского издания европейской научной мысли, поможет Европе понять основы цивилизационного развития России, накопленный ею опыт прогрессивного развития межрегиональных и межконфессиональных отношений в условиях XXI века.