За годы существования Государственной Думы РФ в ее стенах много говорилось о том, что депутатам необходим Кодекс парламентской этики (кодекс чести, кодекс поведения), но Комиссия Государственной Думы по этике создана впервые. Интерес к поведению депутатов – явление не новое. Грубость по отношению к коллегам, некорректные высказывания и вызывающее, неадекватное поведение депутатов – достаточно частый сюжет телепередач.
Проблема действительно серьезна и важна – и не только с точки зрения того, что происходит в стенах Думы, на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации и даже не только на территории России. Мы все работаем и взаимодействуем с коллегами в межпарламентских группах, нередко выезжаем в другие страны, к нам довольно часто приезжают зарубежные коллеги. Обмен опытом по вопросам регулирования поведения депутатов, парламентариев, конгрессменов, сенаторов во время наших контактов с представителями разных стран, конечно, необходим нам для того, чтобы на основе полученных знаний создать свой кодекс. При этом мы понимаем, что нельзя списать правила зарубежных парламентов: у каждой страны, каждой нации, каждого парламента свой менталитет, свои нормы поведения.
Сейчас парламентарии стали заниматься своим непосредственным делом – законотворчеством. Вместе с тем отношения между депутатами, отношения депутатов с избирателями, с представителями органов исполнительной власти, а также со своими коллегами в субъектах Российской Федерации оставляют желать лучшего. Это показала практика работы Комиссии по этике: за два с половиной года в нее поступило более 500 заявлений, жалоб и предложений самого разного характера – от доброго совета до желания привлечь депутата к уголовной ответственности.
Комиссия по этике, утвержденная постановлением Государственной Думы 12 апреля 2000 года, обрела свой самостоятельный статус, мы убедились в своевременности и важности данного решения. Об этом свидетельствует интерес, проявляемый к работе нашей комиссии, прежде всего, самими депутатами, комитетами, депутатскими объединениями Государственной Думы, различными государственными и общественными организациями, средствами массовой информации. С каждым днем укрепляются взаимные контакты и связи с аналогичными комиссиями законодательных собраний регионов России. Но более всего радует неподдельная заинтересованность избирателей в работе комиссии. Это придает ее деятельности особый смысл и является большим стимулом к работе.
Учет оценок и предложений, изложенных в письмах, помогает успешно осуществлять полномочия и реализовывать основные направления деятельности комиссии: разработку правил депутатской этики, подготовку перечня мер воздействия на депутатов Государственной Думы, нарушивших правила депутатской этики; рассмотрение нарушений депутатами общепринятых правил взаимоотношений, проявляющихся в использовании в своих выступлениях грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству других депутатов Государственной Думы и иных лиц; рассмотрение жалоб избирателей, связанных с нарушением правил депутатской этики. Вместе с тем задача Комиссии – стать институтом моральной защиты депутата, коллективной моральной экспертизы и консультирования в ситуациях морального выбора, в которые непременно вовлекается практически каждый депутат.
Страна, вступившая в новое тысячелетие, несомненно, должна и обязана использовать весь многообразный арсенал средств, находящихся в ее распоряжении, для улучшения жизни российских граждан. Надежды общества во многом связаны с повышением роли представительной российской власти, которая в последнее время демонстрирует себя как состоявшийся политический институт.
В настоящее время, на наш взгляд, нет важнее задачи, чем укрепление гражданского общества в России. Формирование системы парламентской этики в России должно ускорить восприятие российским обществом депутатства как важнейшего фактора политической жизни. Обществу далеко не безразлично, в чьих руках находится власть, какими нравственными качествами обладают депутаты. В парламент пришли люди разного уровня: как со средней школой, как и академики.
Они должны знать, что депутатская деятельность – тяжелейший труд, что депутат должен быть очень образованным человеком. Разбираться во всех отраслях, от сельского хозяйства до космоса, все знать, все правильно оценить и правильно голосовать.
Российские депутаты, размышляющие о ценностях и нормах своей профессии, тоже находятся на перепутье. Им тоже предстоит выбор того или иного отношения к проблемам своей профессиональной этики. Прогноз каждого из вариантов своего понимания природы и путей развития парламентской этики нашему депутатскому корпусу предстоит написать самому. Этические проблемы – это проблемы не только культуры общения.
Мы видим отношение к депутатам со стороны средств массовой информации: одного депутата упорно поддерживают, а другого– во время избирательной кампании или парламентской деятельности замалчивают. Это тоже осложняет отношение между депутатами.
Когда более всего нарушаются нормы поведения? Во время избирательной кампании, потому что здесь сталкиваются разные политические силы. Сложно добиться хороших отношений между депутатами, потому что на этапе избирательной кампании в условиях существования разных партий, в том числе самых полярных, они вступают в борьбу далеко не этического характера.
Парламент – это место встречи оппозиционных сил. Если здесь все промолчат и примут законы, которые практически не принесут реальной пользы в ближайшие годы, то с чем депутат придет к избирателям?
Этические нормы имеют большое значение и в плане обращения депутатов друг к другу, и в плане оценки их деятельности, и в плане того, например, что депутат не присутствует на заседании. По трудовому кодексу отсутствие на работе – повод для увольнения, а у нас есть такие депутаты, которые из трех лет своей депутатской деятельности два года не присутствуют на заседаниях. Два года «числятся».
Как известно, законодательная власть как специфический институт со своими целями и задачами неспособна сколько-нибудь эффективно действовать без оснащения ее суммой правил, норм и регламентов действий. Такие процедуры, нормы и правила заданы в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также Регламенте Государственной Думы.
Однако все эти правовые, административные и технико-организационные нормы касаются прежде всего парламентского и законодательного права и, к сожалению, не сопряжены с моральными нормами, моральным мировоззрением депутатов.
Вот почему особое внимание мы сегодня должны обратить на этические ценности и нормы деятельности депутатов. Мы также должны наметить пути их формализации, сведения норм в целостный этический кодекс парламентского поведения. По мнению Комиссии Государственной Думы по этике, будущий этический кодекс должен быть создан на следующих основаниях:
Во-первых, в нем должны быть учтены национальные традиции политической культуры. Конечно, при составлении кодекса необходимо опираться на первые ростки собственного опыта нравственного регулирования конфликтов в депутатском корпусе, включая опыт Комиссии Государственной Думы по этике и аналогичных комиссий местных законодательных органов. Положительный опыт имелся и в работе дореволюционного российского парламента, Верховного Совета СССР и РСФСР.
Во-вторых, кодекс должен стать итогом морального нормотворчества самих депутатов – тех, кому предстоит исполнять эти нормы.
В-третьих, наряду с обязательствами депутатов непременно следует учесть нравственные требования к депутатам со стороны избирателей, общества в целом. Обязательства и требования надо соединить так, чтобы они действовали как единые нормы.
В-четвертых, кодекс не должен быть ни тщательно расписанной инструкцией, ни дисциплинарным уставом. Наш будущий этический кодекс должен стать подспорьем для самооценки депутатами своей деятельности.
В-пятых, кодекс – не инструкция, однако без сформулированных в нем стандартов, правил, требований и образцов нам, по-видимому, не обойтись. Ведь с их помощью нам предстоит пресекать имеющие место в депутатской среде факты оскорбительных высказываний, грубости, нетерпимости к чужому мнению, развязности, лоббирования и коррупции.
Создавая такие стандарты, модели и правила, мы предлагаем депутатам некоторые моральные ориентиры.
Кодекс парламентской этики должен быть разработан в целях содействия эффективной законодательной деятельности депутатов Государственной Думы, установления основ поведения парламентариев и обеспечивать в соответствии с общепринятыми этическими нормами уважение к российскому парламентарию, а также его высокий авторитет в обществе, порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.
В кодексе найдут свое отражение следующие направления:
правила парламентской этики на заседаниях палаты, в комитетах и комиссиях;
правила парламентской этики при работе с избирателями;
правила парламентской этики во взаимодействии парламентариев с государственными органами и должностными лицами;
правила парламентской этики по взаимодействию со средствами массовой информации;
правила парламентской этики в ходе пребывания в иностранных государствах и встреч с иностранными гражданами;
финансовые и имущественные требования к парламентариям;
правила взаимоотношения парламентариев с работниками аппарата Государственной Думы;
организация работы и полномочия комиссии Государственной Думы по этике.
Без "Кодекса парламентской этики депутата" парламентарии лишены "руководства к действию", а избиратели - критериев оценки поведения тех, кто представляет их в парламенте.