Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Дагестан: после смены власти

В последнее время в некоторых социально-политических кругах Дагестана говорят о происшедшей более года назад смене власти и о якобы наступивших за этот период радикальных изменениях во властной системе Республики Дагестан. Однако нынче, спустя год, возникает все больше оснований для сомнений в существенности произошедших, перемен, тем более в их радикальности.

Совершенно правы те эксперты и наблюдатели, которые говорят не о фактической смене власти, происшедшей более года назад, а только о видимости ее смены, прикрываемой «липовым листом» рокировки высших должностных лиц внутри одной и той же команды. Место главы Республики - Председателя Государственного Совета Магомедали Магомедова (даргинец по национальности) - занял Муху Алиев (аварец), называющейся теперь не Президентом. Должность премьер-министра занял сенатор от Народного собрания Дагестана в Совете Федерации Ш. Зайналов (кумык), на место которого в Совете Федерации пришел экс-премьер А. Алиев (кумык). Предыдущая должность А. Алиева – руководитель Счетной палаты республики, она занята также экс-премьером республики Х. Шихсаидовым (кумык). Кресло Председателя Народного Собрания от нынешнего Президента перешло к сыну М. Магомедова - Магомедсаламу Магамедову (даргинец). В новой высшей власти, Республики по-прежнему нет ни одного представителя других национальностей, проживающих на ее территории: ни лезгин, ни русских, ни лакцев, ни табасаранцев и т.д.

Ситуация, когда власть откровенно монополизирована представителями трех этносов, причем, фактически, одной командой, в конечном счете ничего хорошего для полиэтнического Дагестана не сулит. В сущности, в регионе, продолжается лишь слегка завуалированный политический апартеид в отношении остальных народностей. Абсолютно игнорируется тот очевидный факт, что корни драматической ситуации, сложившейся в Дагестане, кроются в нарушении общественно-политического баланса между представителями различных национальностей. Здесь любое волеизъявление на выборах зачастую оборачивается расколом электората вовсе не по идейно-политическим, а исключительно по этническим принципам. Федеральной власти пора осознать, что такая система подбора высших должностных лиц в Республике не может обеспечить легитимность республиканской власти с позиций гражданского общества.

Пока же представители местной власти постоянно твердят: обстановка в Республике контролируется, она сложная, но стабильная. Со своей стороны, Президент РФ В. Путин заверил, что федеральный центр знает ситуацию в Дагестане и будет ее решать. "Мы будем укрепляться в Дагестане. Мы будем решать эту задачу. Мы знаем, какая там ситуация, и нужно решать эту проблему. Мы будем решать", - говорил он. Любой непредубежденный наблюдатель понимает, что ситуация в республике сложная. Недовольных действиями властей становится все больше, и все больше тех, кто выражает это неудовольствие с оружием в руках. Аресты и другие меры, практикуемые милицией и ФСБ, способствуют лишь радикализации настроений молодежи, которая все чаще обращается в сторону исламского фундаментализма. Даже физическое уничтожение лидеров антиправительственного подполья ситуацию не изменило. В результате Дагестан с 2,5 млн. жителей превратился в пороховой погреб, угрожающий национальной безопасности Российской Федерации.

Складывается ощущение, что ни местные, ни федеральные власти, будучи достаточно хорошо осведомлёнными, о накаляющейся обстановке в регионе просто не желают вникнуть в суть проблемы и найти соответствующие реальностям решения. При таком подходе ситуация в Республике может безвозвратно ускользнуть из-под контроля центральных властей. Не случайно, в одном из докладов, подготовленном экспертами аппарата представителя Президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, был сделан не лишенный оснований вывод о том, что в ближайшей перспективе Дагестан может распасться на несколько анклавов. Как таковой Республики Дагестан в скором времени может уже не быть.

Согласившись на рокировочный вариант решения проблемы власти в Дагестане, федеральный центр по сути дела призакрыл глаза сложившуюся там полукриминальную политическую систему. Узел возникших нерешенных и усугубляющихся проблем и сложностей, с которыми сталкивается регион, настолько велик и сложен, что каждый раз появляется искушение не навредить и ничего не делать ничего, с намерением решить все в дальнейшем, а сегодня максимально обеспечивать стабильность. Однако технология замораживания конфликта «на потом» уже себя исчерпала. Ужас этой ситуации заключается в том, что сейчас бескризисного выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, уже не прослеживается.

Многочисленные теракты и правонарушения, захлестнувшие Республику, представляют собой попытку изменить в ту или иную сторону сложившееся не без отдельных представителей этно-криминальное политическое равновесие, лежащее в основе нынешней дагестанской власти. Есть опасность того, что демонтаж или попытки усовершенствования политической этно-клановой системы неизбежно повлечет за собой сложный и возможно кровавый передел власти и собственности. Иначе говоря, мы имеем дело с неким замкнутым кругом, из которого пока что не видно достойного выхода.

Рокировка не сняла остроты имеющихся противоречий, поскольку у власти, по сути, сохранилась прежняя группа лиц. И едва ли стоит предполагать, что старая элита, сохранившая власть, сможет предложить новые решения накопившихся в регионе проблем. Что касается Москвы, то по сути дела складывается впечатление, что ее на данный момент устраивает тот неэффективный, и возможно коррумпированный, действительно отсталый от жизни механизм управления, который есть. Все же ключ к решению проблемы, по нашему мнению, лежит в Москве и нигде больше. Тем более, продолжая опираться на сложившиеся этно-клановые структуры и фактически узаконив их, Федеральная власть взяла на себя ответственность за ситуацию в регионе, тем самым затруднив себе выбор в решении архисложных проблем, стоящих перед Республикой.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2007 №4 (77)»
Об историческом понятии «патриотизм»: политические характеристики
Теоретическая основа формирования права безопасности (часть 1)
Некоторые аспекты проблемы отграничения функций и полномочий государственных органов и местного самоуправления в области социальной защиты населения
Ведомственный нормотворческий процесс: структура, содержание, перспективы развития (часть 1)
О цели закона
Особенности функционирования органов народного представительства в федеративном государстве. Взаимодействие законодательных органов в Российской Федерации (часть 1)
Роль российской науки в формировании глобальной демократии
Гражданский кодекс: Правоприменение по-ленински
Гарантийная функция уставного капитала акционерного общества
Геронтологическая перспектива социальной политики
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о вымогательстве
Порядок погашения требований конкурсных кредиторов в конкурсном производстве

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016