Статья 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый гражданин, без какой то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; б) голосовать и быть избранным на подлинно демократических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
Избирательные правоотношения, во-первых, фиксируют круг лиц, на которых в определенный момент распространяется действие отдельных норм избирательного законодательства; во-вторых, обозначают юридическую структуру поведения, которому должны или могут следовать субъекты избирательного процесса; в-третьих, в нашем случае, они являются условием возможной активизации уголовно-правовых средств обеспечения избирательных прав граждан и корреспондирующих им обязанностей иных участников избирательного процесса. Избирательные правоотношения являются универсальным средством, обеспечивают устойчивую связь законодательства о выборах с избирательной практикой, служат единственным способом наложения нормативной модели организации выборов на фактические, образующие избирательную кампанию социально-политические процессы.
Отметим, что функция избирательных отношений не заканчивается с подведением итогов очередной выборной компании, а распространяется и на создание надлежащих условий реализации избирательных прав граждан в период между выборами (регистрация избирателей, функционирование системы «Выборы», правовое обучение избирателей и организаторов выборов, предотвращение нарушений избирательных прав граждан, своевременное назначение и проведение выборов).
Все вышеизложенное определяет их социальную значимость для демократического государства, наивысшая степень которой проявилась в средствах уголовно-правовой защиты этих отношений, выразившихся в наличии ст. 141 УК РФ.
Охраняемое общественное отношение, безусловно, имеет многослойную структуру, включающую в себя материально-правовые отношения, процедурные отношения и процессуальные отношения в собственном юридическом смысле данного понятия, касающегося вопросов, связанных с разрешением избирательных споров. Первый, конституционно правовой слой норм составляет юридическую структуру материально-правовых, публичных, властных избирательных правоотношений, складывающихся между политическим обществом и государством. Другие категории избирательных отношений вторичны и играют служебную, инструментальную роль в механизме правового регулирования выборов.
Видовым объектом ст. 141 УК РФ по вертикали являются избирательные отношения, охраняемые уголовным законом.
Непосредственным объектом преступления по вертикали, предусмотренного ст. 141 УК РФ, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и их права участвовать в референдуме, а также отношения, регулирующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов.
Презумируется, что непосредственный объект по вертикали - это одно общественное отношение, охраняемое УК, а по горизонтали он приобретает многослойный характер. Бойко А.И. считает, что основными непосредственными объектами ст. 141 УК РФ являются избирательные права граждан. Дополнительными - избирательные процедуры и законная деятельность избирательных комиссий. Факультативными объектами данного преступления Бойко А.И. считает здоровье, честь и достоинство (ч. 2 ст. 141 УК), собственность (если воспрепятствование привело или выразилось в повреждении имущества граждан, либо избирательных объединений).
[2]
Для уяснения сущности уголовно-правовой категории избирательного права нужно более подробно рассмотреть все составляющие его права. Это позволит нам определить объективную сторону, которая выражается в воспрепятствовании осуществлению вполне конкретного правомочия: право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, знание того, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию; право на включение избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянной прописки, каждый избиратель вправе заявить в избирательную комиссию о его невключении в списки, о любой ошибке или неточности в списке избирателей; избиратели вправе участвовать в формировании избирательных комиссий на основании собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а участковых избирательных комиссий - также на основании предложения собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учебы; избиратели имеют право участвовать в деятельности избирательных комиссий в качестве наблюдателей; избиратели имеют право участвовать в создании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков посредством добровольных пожертвований в избирательные фонды.
Объективная сторона преступления - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект, т. е. акт волевого поведения, который осуществляется в объективном мире. Уголовная ответственность устанавливается только за акты внешнего поведения, т. е. за определенные описанные в уголовном законе общественно опасные действия или бездействие.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, образуют общественно опасные деяния, заключающиеся в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав, осуществлению гражданином права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии референдума.
В уголовном праве воспрепятствование рассматривается как создание различных помех, направленных как против избирателей и граждан, желающих принять участие в референдуме, так и против законной деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума.
Под действием применительно к статье 141 УК РФ необходимо понимать сознательно регулируемый волевой акт, осознанный поступок человека, направленный на воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан или права на участие в референдуме, а также работе избирательных комиссий или комиссии референдума. Совершение воспрепятствования путем преступного действия наиболее распространенный способ совершения преступления. Уголовно - наказуемыми являются любые способы воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан или права на участие в референдуме, а так же работе избирательных комиссий (принуждение граждан или препятствие им ставить подписи в бюллетенях, нарушение установленного Федеральным законом порядка предоставления сведений, распространение заведомо ложных сведений о кандидатах или совершение иных действий, порочащих честь и достоинство кандидатов, действия, препятствующие работе комиссий или деятельности членов комиссий, связанной с исполнением ими своих обязанностей, или противозаконное вмешательство в указанную работу или деятельность, нарушающие права наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, финансовые правонарушения в ходе выборов и т. д.). Преступное бездействие может выражаться в не совершении должностными лицами избирательных комиссий действий, возложенных на них законом.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, является лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние (действие или бездействие), направленное на воспрепятствование осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме, а так же работе избирательных комиссий, и способное нести за него уголовную ответственность.
Лицо, совершившее деяние, предусмотренное статьей 141 УК РФ, как субъект преступления, должно обладать следующими установленными уголовным законом обязательными признаками: это должно быть только физическое лицо, то есть человек; лицо должно быть вменяемым; лицо должно достигнуть установленного уголовным законом возраста.
граничение круга возможных субъектов преступления физическими лицами означает, что субъектами преступления не могут быть юридические лица, то есть, например, предприятия, учреждения, организации, партии.
Так, традиционно для отечественного уголовного права этот вопрос решен на законодательном уровне (в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации). Однако в теоретическом плане проблема ответственности юридических лиц за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий остается дискуссионной.
Важным и неотъемлемым признаком субъекта воспрепятствования осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме, или работе избирательных комиссий является возраст лица, совершившего преступление, – с 16 лет. Теория уголовного права, как и законодательство различных правовых систем, а также нашей страны связывают с возрастом субъекта преступления наступление уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности, как в нашей стране, так и во многих зарубежных государствах, являясь основой субъекта преступления, достаточно динамичен.
Вина при совершении преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, представляет собой определенную форму психического отношения лица к совершенному общественно - опасному деянию. Применительно к воспрепятствованию осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вина составляет ядро субъективной стороны данного преступления.
Вина в анализируемом нами составе преступного деяния может проявляться только в форме прямого умысла. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданами избирательных прав или права участвовать в референдуме, или работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и желает совершить указанные действия.
Итак, воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо без такового.
[1] Шарапова Татьяна Геннадьевна – соискатель НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина». Научный руководитель: д. ю. н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Г.И. Чечель.
[2] Уголовное право. Особенная часть. // Под. ред. Петрашева В.Н., Бойко А.И., Музыченко И. – М., Изд-во «Приор». 2003.