Атлас правомерной законодательной политики, основанной на ступенях развития религиозного самосознания и преданности
Любовь, вера и познание Господа Бога и
ближнего своего, как самого себя, - основа всякой
совершенной государственно-правовой политики.
“Познай самого себя, и ты познаешь Бога и Вселенную”, - эту восточную мудрость еще до нашей, т. е. до христианской эры, древнегреческие философы запечатлели над воротами Дельфийского храма. Эта мудрость на протяжении веков часто подвергалась яростным атакам со стороны всякого рода воинствующих атеистов. Так, по свидетельству П.И. Кропоткина, классики марксизма, в частности Ф. Энгельс, богохульно ставили человека на место Бога, говоря: “Человек должен познать только самого себя, сделать себя мерилом всех жизненных отношений и судить о них согласно своему существу, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, - тогда он решит задачу своего времени”.[1] Такова была безбожная и суеверная “вера” материалистов до мозга костей, которая вытекала из их безнадежного, отчаянного неверия в Создателя, без познания Которого невозможно познать самого себя как одного из Его бесчисленных творений. Об этом в своей «Исповеди» св. Августин писал так: “Где же был я, когда искал Тебя? Ведь Ты был рядом, а я же далеко, но не от Тебя, Господи, а от себя; я не находил себя, а потому не мог найти и Тебя”.[2] “Создал Ты человека по образу и подобию Своему, и истину эту познает лишь тот, кто познал самого себя”, - писал Св. Августин.[3] По глубокому убеждению многих гениальных мыслителей (Паскаля, Лейбница, Ньютона, Фарадея, Кеплера, Менделеева и других первооткрывателей) высший разум человека всегда движется по направлению к истинной вере, ибо вера есть кормило, а сила разума - двигатель по вектору веры. Так, о едином процессе бого- и самопознания Б. Паскаль писал так: “Познание Бога без познания своего ничтожества приводит к гордыне. Познание своего ничтожества без познания Бога приводит к отчаянию. Познание Иисуса Христа посредничает между ними, ибо в Нем мы находим и Бога, и свое ничтожество”.[4]
“Вникай в себя и в учение, - говорится в Священном Писании, - занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя”.[5] Путь к само - и богопознанию берет свое начало, наверняка, тогда, когда человек приобретает способность различать свою личность от всего остального в мире и когда он начинает мерить все вокруг себя меркой своего “Я”. Масштабы и критерии человеческого восприятия постоянно развиваются или меняются. Человек постепенно начинает не только различать, но одновременно и отождествлять себя с другими людьми и человеческими союзами и объединениями, находя на разных стадиях своей жизни и духовной зрелости общее, особенное и уникальное. В первую очередь он находит свое сходство со своими родителями и остальными членами семьи; затем - со своими ближайшими родственниками и близким окружением; далее - со своей нацией и народом; затем - с представителями родственных по духу народов; затем - со всеми, кто составляет человеческий род, и, наконец, - со своим Творцом, Творцом всего рода человеческого, к которому он принадлежит, Создателем всей Вселенной, на которой он видит изначальную родовую печать и образ Создателя. “От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем и движемся и существуем, будучи родом Божиим”.[6]
Эти ступени осознания самости и общности, естественно, порождают в человеке чувство соразмерной необходимости в социальном объединении и преданности, которое формируется и отчасти наследуется из поколения в поколение. Именно этим можно объяснить постоянную склонность человека найти себе защиту в указанных объединениях: в его семье, кругу друзей, в трудовом коллективе, в своем народе или у Бога, в зависимости от характера и источника угрозы и других обстоятельств. Так, например, право необходимой, или точнее, правомерной самообороны или самозащиты человеком своей жизни, здоровья и свободы гарантируется силой государственного закона. Более того, нет ничего удивительного в том, что человек всегда имеет надежду на получение защиты и своевременной помощи у членов своей семьи или у своих друзей, в дружественных отношениях с которыми он обычно находит основания взаимной преданности. Народная поговорка гласит: яблоко от яблони далеко не падает, и что человека можно узнать по его родственникам и друзьям.
Вполне естественно также и то явление, когда человек, находясь далеко за пределами своего земного отечества и видя своего собрата-земляка, или даже человека иной национальности, но говорящего на его родном языке или имеющего сходную религиозную веру, стремится к близкому общению и сотрудничеству прежде всего с ним, выражая ему свою признательность и преданность. Не удивительно также желание и стремление человека, находящегося наедине в пустыне или глухом лесу, встретить какого-либо другого, хотя бы незнакомого человека, или даже соседа, с которым он находится в ссоре и которого он давно ненавидит, чтобы почувствовать себя в большей безопасности и защите от всякого рода “хозяев” пустыни или леса.
Таким образом, все ступени веры, познания и преданности человека своему ближнему и Богу характеризуют различные периоды его духовной зрелости, и все они при его нормальном духовном росте постепенно поднимают его все ближе и ближе к Богу. Поэтому любое произвольное, невежественное или корыстное зацикливание человека на одной из этих ступеней может иметь лишь печальные последствия. К примеру, чрезмерно крепкие семейные узы и воспитание в духе семейного эгоизма представляют собой угрозу для всей нации и ее государственности, поскольку семейно-клановый эгоизм нередко приводит к приватизации национальной собственности и власти, т.е. к фактическому ослаблению государственной власти и уменьшению национального богатства страны, что, естественно, препятствует нормальному развитию данного народа и его государства.
Не менее опасно и сознание национальной исключительности, чувство узколобого патриотизма, которые являются причиной межнациональных или межконфессиональных конфликтов и, в конечном счете, губительны для самой нации, которая гордо и неразумно желает вариться в своем собственном соку. Классическим примером в истории человечества является национальная и религиозная замкнутость евреев, которая, с одной стороны, спасла этот богоизбранный народ от его ассимиляции и, стало быть, уничтожения, а с другой - в определенные периоды его жизни становилось основной причиной его периодического преследования и порабощения, изгнания и даже физического истребления. Ведь не секрет, что евреи являются самым ненавидимым и гонимым народом среди прочих гонимых народов мира, и основная причина множества их разнообразных притеснений и страданий состоит в их вере в свою национальную и религиозную исключительность, в свое очевидное превосходство над другими народами, “гойями”, язычниками, нечистыми, врагами. Достаточно вспомнить массовые преследования, изгнания и избиения еврейского народа в разные времена и в разных странах, начиная с египетского пленения и кончая их притеснениями в наши дни. Особенно массовыми были еврейские погромы в Европе: в 1040 г. в Германии, в 1190 г. в Англии, в 1244 г. в Париже, в 1290 г. снова в Англии, в 1305 г., во Франции, в 1391 и 1492 г. снова в Испании, в 1497 г., в Португалии, в 1553 г., в Италии, в 1648 г., в Польше и Украине, в XIX-XX в.в. в России и Германии. Считая себя народом-мессией, флагманом и спасителем человечества, евреи в большинстве своем проповедовали этническую и религиозную замкнутость, запрещали браки и другие родственные связи с другими народами во избежание собственной ассимиляции. Сущность их религии, иудаизма, заключалась в следующем: “Все евреи в ответе один за другого. Еврейская история провиденциально направляется Богом, и цель ее состоит в национальном освобождении, возвращении на землю, обетованную их предкам, и восстановлении собственной государственности. Несмотря на все тяготы и лишения жизни, их путь полон божественного смысла и они играют в истории человечества главную роль”.[7]
В то же время в социальном порядке древних евреев наличествовала полигамия, кровная месть, рабство, жестокое обращение с неевреями. Признание исключительности своей религии и этнической принадлежности повергло нацию в политическую изоляцию и антагонистические противоречия между нею и всем остальным человечеством.[8] Таким образом, национальная гордость и самопоклонение, признание за частью, (т. е. за собой) значения целого человечества - это великое, досадное и разрушительное заблуждение - стало основной причиной нескончаемых страданий изначально богоизбранного народа, который, несмотря на свою избранность и гениальность, стал жертвой своих чрезмерных или богопротивных амбиций и своевольных инициатив. Истинно то, что любое чувство или идея, выпущенная в мир, бумерангом возвращается к своему источнику, и любое действие встречает адекватное противодействие. Тем не менее, в самом чувстве национального сознания и преданности нет и не может быть ничего плохого, ибо именно это чувство позволило пророку и предводителю еврейского народа Моисею в свое время дать всему человечеству Закон Божий, вывести и спасти свой народ из египетского пленения.[9]
Не надо также забывать о том, что Бог разделил людей на отдельные нации и народы и дал каждому из них отдельную миссию и назначение в жизни всего человечества.[10] Сама по себе национальная идея зиждется не только на кровном, языковом, историческом, географическом и иных основаниях, но, прежде всего, на религиозном и культурном фундаменте, национальном призвании и мессианском чувстве. Духовная конституция и национальное мировоззрение главным образом определяются религиозными (или, по крайней мере, идеологическими) корнями и направленностью, без которой немыслимы государственность, совершенное правление и стабильный правопорядок. Иными словами, без Бога и религии нет Отечества и Народа, а только территория и бездушное население, которое состоит из беззащитных, вольнодумных и безответственных сирот. “Отыщите народ, у которого совершенно нет религии, - писал Д. Юм, - если вы вообще найдете таковой, будьте уверенны, что он стоит лишь на несколько ступеней выше животных”.[11]
Веря в то, что богопочитание есть всеобщий закон, имеющий силу для всех людей и народов, великий мыслитель и правовед Гуго Гроций (кстати говоря, отец международного права), подобно многим другим древним мыслителям (Гомеру, Ланктанцию), считал нерелигиозных людей дикими, несправедливыми и не любящими истину. В своем знаменитом трактате “Религия свойственна справедливости”, Ланктанций обосновывал идею о том, что каждый человек или народ сами должны устанавливать свое отношение (религию) к Творцу и сотворенному Им миру путем свободного и ответственного самоопределения и в соответствии с собственным призванием на своем жизненном пути. “Итак, если благочестие состоит в богопознании, - пишет Гроций, - то высшее его проявление состоит в служении Богу; тот как бы не ведает справедливости, кто не держится веры в Бога. Как же может ее знать тот, кому не известен источник ее возникновения?”[12]
Библейская мудрость гласит, что дерево познается по плодам своим.[13] И, наоборот, по дереву более или менее точно можно предугадать ожидаемые плоды. Так, если какой-либо народ когда-либо родил великих, творческих людей мирового масштаба, то с достаточной вероятностью можно предположить, что дерево данного народа закономерно принесет, по крайней мере, подобные плоды, ибо, что должно и может быть, то по сути уже когда-то было.
Естественно, возникает вопрос: а в чем кроется сущностная самость человека или народа? Ведь в жизни нередки те случаи, когда человек совершает самоубийство, сын убивает отца, брат - брата или друга, нация - нацию, которая имеет другую религию, или идеологию, или цвет кожи, и, наконец, все человечество в порыве сладострастного и безудержного потребления губит самое себя. И везде причиной всех этих разновидностей самоотрицания искаженного самосознания являются корысть, зависть, жадность, соперничество, ненависть, вражда, насилие, обман и самообман. В царстве “похоти плоти, похоти очей и гордости житейской” люди постепенно привыкают брать у жизни все и жить так, как будто нет Бога. Власть предержащие мира сего своей суетно-мирской и лукавой мудростью, на основе, так называемых, общечеловеческих абстрактных ценностей пытаются механически, безрелигиозно, сугубо политически объединить всех людей планеты в централизованно управляемое человечество и тем самым освободить его от причин и последствий различных конфликтов и глобальных проблем. Конечно, если бы человечество на самом деле понимало, что означают слова “наивысокое человеческое есть мерзость перед Богом”, или “мудрость мира сего есть безумие перед Господом”, “мудрые будут уловлены в лукавстве их”,[14] то все мысли и попытки о строительстве новых “вавилонских башен” были бы тут же оставлены и все внимание было бы переведено на постоянное обновление невидимого духа и ума людей, ибо все остальное видимое есть лишь соответствующее приложение и следствие невидимого духа. Ведь если человек не имеет мира в душе своей, то может ли он иметь мир вокруг себя, в своей семье, среди друзей, в трудовом коллективе, внутри государства или во всем мире? Тем не менее, несмотря на эту очевидную истину и бесчисленное множество горьких уроков истории, человечество из собственной гордости и вопреки заповедям Бога упрямо и неустанно продолжает свои очередные попытки установления рая на земле путем проделывания разнообразных мирских фокусов. Более того, в процессе этой безбожной строительной деятельности “князья мира сего”, суетно радуясь видимости достигнутого, постоянно с гордостью повторяют: “вот мы сами себе сделали идолов”.[15] Эти принципиально безбожные гуманисты, атеистические антропоцентристы, “душевные, но не имеющие духа”[16] люди, поклоняются и служат твари вместо Творца, забывая о том, что создание идолов и служение им является началом, причиной и концом всякого зла.[17]
Чтобы избежать возможных недоразумений, необходимо уяснить, что сознающий свою свободу человек не может оставаться безответственным к самому себе, к своей семье, к своим друзьям, к своему народу, к судьбе других народов и всего человечества, ибо все эти реалии суть создания Божие. А “все сотворенное Богом хорошо и не предосудительно, если принимать с благодарением”.[18] Однако, в чем же состоит суть каждой из перечисленных ступеней самосознания и преданности: богообразной личности, семьи, коллектива, нации, религии, человечества и Самого Бога?
Поскольку смысл основных субъектов и объектов человеческой истории в различной мере будет раскрыт по ходу данного исследования, то мы попытаемся обратить наше внимание на среднем звене этой цепи субъектов - нации (народе), ибо в нем содержатся и личность, и семья, и различные человеческие союзы, религиозные конфессии, наконец, из него составляется все человечество с его многочисленным разнообразием.
Итак, что такое нация?
На мой взгляд, она представляет собой душевно и духовно целостный, особый общественный организм, состоящий из различных лиц, семей, социальных групп, имеющий общую кровную, языковую, религиозную, историческую и культурную традицию, судьбу и предназначение, менталитет и психологию, самосознание и лояльность к своим членам, политическую самостоятельность и свободную волю. Данные признаки существенны для любой нации и необходимы для ее сохранения и развития. Так, например, трудно себе представить истинного русского или армянина, которые в своей крови не унаследовали тысячелетний опыт и генетические склонности своих предков, не прожили хоть одно мгновение в своей социальной среде, не испытывали бы ее чувств, мыслей, не руководствовались бы в своей жизни системой христианских ценностей и принципов и не участвовали бы в делах своего народа. Более того, как могут русский или армянин почувствовать свою самость, если они не знают своего родного языка, который является не только формой и средством выражения и общения друг с другом, но также и исторически накопленным потенциалом и способом восприятия, мышления и жизни? Если они не имеют представления об истоках, основаниях и целях духовной и материальной собственности, обычаях и традициях своей нации, могут ли они стать и оставаться представителями своей нации? Иными словами, чтобы человек познал самого себя, он, по крайней мере, должен иметь представление о той относительной целостности, частью которой он является. И, наоборот, посредством представителя нации можно более или менее адекватно составить мнение о нации в целом, особенно в тех случаях, когда данное лицо в какой-то мере несет в себе собирательный образ и величие своей нации.
Однако достаточно ли познание своей нации для познания человеком своей самости? Разумеется, нет. Дело в том, что, как подметил отец Павел Флоренский, истинная любовь в отличие от различных похотей и «отбросов человеческих чувств» (семейного, родового, национального и прочего эгоизма, тщеславия и властолюбия) есть выход из эмпирического и переход в новую действительность. Она состоит «в преодолении границ самости, в выхождении из себя, для чего нужно духовное общение друг с другом».[19]
Нельзя забывать, что человек является телесной и духовной клеткой не только своей нации, но также и всего человеческого рода, состоящего из различных наций и имеющего различные религиозные верования. Именно по этой причине человеку необходимо и полезно изучать историю и жизнь различных членов человечества, каковыми и являются нации, чтобы более или менее точно представить глубоко затаенные в его душе невидимые корни жизни разных времен и пространств на земле, что полностью невозможно для одного человека в течение его короткой земной жизни. И познание всего этого было бы невозможно и бессмысленно, если человек не имел бы возможности превратить в вечность краткое мгновение своей земной жизни, что характерно только для истинно богоизбранных людей независимо от времени их рождения и пространства их проживания. Иногда самым гениальным людям земли в той или иной мере удавалось выразить вечность бесконечной жизни посредством живописующей линии и цвета на весьма ограниченном пространстве холста художника, либо посредством гармоничных музыкальных звуков в течение ограниченного времени выразить эту бесконечность жизни, либо посредством слов выразить бесконечный смысл вечной жизни в одной поистине богодухновенной Книге. Разумеется, что источник всех данных людям талантов - Один и находится в Том, Кто подает вечную жизнь, без Которого невозможно людям, нациям и даже всему человечеству иметь свет и зрение, звук и слух, истину и возможность познания бесчисленного множества разнообразных вещей. И совершается это “все в Одном”.
Что есть это Одно, без Которого никакая вещь не может иметь своего смысла и назначения, меры и формы и, наконец, жизни? Это – Бог-Создатель, Бог-Творец, по предопределению и благодати Которого люди, нации и все человечество имеют шанс в той или иной мере познать себя, свое жизненное призвание и предназначение, а также сущность и предназначение других вещей и явлений. А что есть Бог, Которого, ввиду Его бесконечности, полностью познать невозможно, поскольку все накопленные человечеством положительные знания и опыт, выражаясь языком математики, составляют бесконечно малую величину бесконечно великой истины, на полное познание которой даже самые мудрые и серьезные люди не отважились бы в целях самопознания и самосовершенствования.
А кто может познать Бога и Его бесконечную истину? Кто может через эту истину освободиться и ответственно самоопределяться на всех этапах своей жизни согласно своему призванию и предназначению?
“Тот, кто не любит, не знает Бога,- отвечает Священное Писание, - ибо Бог есть любовь”.[20] В этом смысле можно сказать, что чем глубже человек познает Бога, тем он глубже познает самого себя, и чем больше он отдаляется от Бога, тем он больше отдаляется и отчуждается от самого себя и других людей. Человек истинно духовный содержит в себе целостность всего человечества. Посредством богопознания и исполнения Его воли каждая душа способна в той или иной мере точно определить свое место в этой жизни, роль своего народа в жизни всего человечества, равно как и смысл, и цель исторического развития всего человечества. Весь этот смысл заключается в единородном Сыне Отца небесного, в Господе нашем Иисусе Христе, Который сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не идет к Отцу, кроме как через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца и после этого узнаете Его и увидите Его”.[21]
В этом духе и контексте предполагается, что без предшествующего единения с Богом невозможно реальное единение и солидарность эгоистически разрозненных людей, ибо источником и центром истинного единства во множестве людей и народов есть только Бог - Творец всего. Точно так же невозможно и равенство всех перед законом без духовного равенства всех перед Богом, послушания и исполнения Его Слова и заповедей в повседневной жизни. Словом, социальная солидарность, или единство множества (unum pluribus), предполагает наличие истинной любви, веры и знания всех составных частей общества, иначе никакое общество не может находиться во вполне добром здравии и благополучии.
В то же время истинная солидарность не требует обязательного механического слияния и отождествления отдельных личностей, стирания между ними богоданных различий и растворения их в каком-то аморфном однообразии. Напротив, подобно всякому живому организму, который сложен из различных клеток, тканей, органов с присущими им разнообразными функциями, или лесу, состоящему из различных деревьев, кустарников и трав, общество должно состоять из неповторимых личностей, семей, социальных групп и союзов, учреждений и т.д. Так же и все человечество, состоящее из различных племен, этносов, наций и народов, которые обогащают облик и силу всего человечества. Как-то в связи с этим В. Белинский писал: “В нас сильна национальная жизнь, и мы призваны сказать миру свое слово. Народ без национальности - что человек без личности... Великий человек - всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ. А народ относится к своим великим людям, как почва к растениям, которые производит она. И вопреки абстрактным человекам, космополитическим гуманистам, для великого поэта нет больше чести, как быть в высшей степени национальным, потому что он иначе не может быть великим”.[22]
С другой стороны, люди, которые в достаточной мере не достигли религиозной и нравственной зрелости, в силу их личностной недоразвитости склонны обожествлять свою нацию, раздувать и преувеличивать ее достоинства и не замечать ее недостатков, и наподобие мышей полагать, что сильнее кошки зверя нет. “Самая дешевая гордость, - писал по этому поводу А. Шопенгауэр, - это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек не имеет ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит”.[23]
Таким образом, наивысшей степенью самосознания и преданности для каждого и всех, для семей, социальных союзов, наций, религиозных конфессий и всего человечества является Сам Создатель.
Значение любой нации или народа главным образом определяется мерой их любви, веры, надежды, добровольного и ответственного исполнения законов Божиих и Его Промысла. “Но в большом доме имеются не только золотые и серебряные сосуды, - говорится в Священном Писании, - но и деревянные и глиняные, одни для почетного служения, другие для низкого употребления. Если кто свою душу очистит от таковых, то он станет почетным сосудом, освященный и своему Господу полезный, изготовленный для каждого доброго дела”.[24]
Представляется, что избрание той или иной нации происходит посредством Провидения Господа и Его благодати для исполнения Его воли. Между тем, когда предводители избранного народа по своему неверию и недоразумению превращают данные им средства реализации Божьей воли в самоцель, то они вводят в заблуждение весь народ, отвращают его от истинного пути и влекут его на саморазрушение. В истории человечества такие примеры встречались не раз, когда некоторые весьма цивилизованные нации, гордо стремясь к завоеванию мирового господства, доводили сами себя до края пропасти самоуничтожения.
Следует заметить, чторазличные народы, как и отдельные личности, хотя и живут в одно и то же время и даже по соседству, все же они выполняют различные роли по сценарию Главного Режиссера Большого Театра человеческой истории и жизни. Они живут согласно различным заповедям, как-то: Эдема, Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Палестинского, Давида и Нового завета, поскольку находятся на различных стадиях, или ветвях, истории человечества: невинности, совести, человеческого правления, обетования, закона, блаженства и царства, - которые отделены друг от друга веками, тысячелетиями или, возможно, даже целой вечностью. Ведь вопреки однолинейному представлению многих людей о прогрессе, история человечества всегда начинается и кончается в его единичных представителях, которые, независимо от места и времени жизни, существенно отличаются друг от друга в меру своего совершенства. Скажем, гений Сократа всегда останется несравненным с невежеством и бездарностью многих представителей прошлых, настоящей и будущих цивилизаций, а Богочеловек Иисус Христос останется всегда недосягаемым идеалом и образцом для всех самых совершенных людей далекого будущего, вплоть до Судного дня и окончания всякого времени. Тем не менее воля Божья всеобщая и должна быть исполнена на всех уровнях и посредством всех народов и людей в предустановленные сроки, которые не могут быть известны кому-нибудь еще, кроме Отца небесного, для Которого “один день что тысяча лет, и тысяча лет, как один день”.[25]
Нарушение справедливой меры и неправильная оценка каждой ступени самосознания и преданности своему призванию может привести к различным аномалиям личной и социальной жизни в форме либо деперсонализации или культа личности, либо к деградации института семьи или порождения семейных кланов в обществе и в его властных структурах, либо к взаимному отчуждению людей или к росту организованной преступности, либо к разрушению нации, ее самобытной культуры или к крайнему национализму, либо к просветительско-воинствующему атеизму или религиозному фанатизму, либо к общечеловеческому, гуманистическому отчаянию или к новым тщетным попыткам очередного строительства «вавилонских башен». Кстати говоря, некоторые мощные международные организации и самозваные гуманитарные миссии, проповедуя идеи о, так называемых, “общечеловеческих ценностях без Бога”, “открытом гражданском обществе”, правам и свободам человека как высшей ценности и “правовом государстве”, под видом оказания гуманитарной помощи берут на себя правомочия по своему усмотрению превращать “гостеприимное озеро” экономически развивающихся наций и народов в бесцветную и безвкусную окраину “космополитического океана“ или дают некоторым народам повод для проявления реакции враждебности к иноземцам, национального самозамыкания и постепенного превращения его в “зловонное болото провинциального национализма”. Несмотря на то, что эти самозваные и инициативные «гуманисты-человеколюбцы» и безбожные благодетели человечества материально, технически и организационно несравненно более развиты, нежели подопечные или управляемые ими народы, тем не менее все они, вместе взятые, бесконечно слабее Господа-Спасителя, с Которым они вступили в противоборство, ибо только Он со Своим абсолютным суверенитетом в конечном счете упорядочивает жизнь в святом доме и семействе своих народов, в едином духовном Отечестве своих сограждан. Однако главная опасность состоит в том, что подобные теоретические и идеологические программы представляются достаточно правдоподобными, хотя они в своем корне корыстны и лживы, ибо абсолютизируют шестую, так называемую общечеловеческую ступень самопознания и преданности людей, формально логически обосновывают ее превосходство над всеми нижестоящими ступенями самосознания (личностью, семьей, социальной группой, нацией, религиозной конфессией), лукаво и публично пренебрегая высшей ступенью самосознания и преданности своему Создателю и тем самым создают благоприятные условия для самоотчуждения личности, разрушения семьи, религиозно-конфессиональной розни и т.д. Дело в том, что все эти действующие на уровне международных организаций учения на место Бога-Творца ставят своих “человеколюбивых” марионеток – представителей, так называемого, мирового сообщества, которые действуют как бы навиду, но в действительности тайно.
При таких условиях, по нашему убеждению, основное и общее дело всех больших или малочисленных и экономически развивающихся народов состоит в самостоятельном следовании своему призванию и тесном сотрудничестве друг с другом, особенно со своими соседями и традиционными партнерами. Миссия же больших стран состоит в сохранении политико-силового баланса в многомерном и многополюсном мире, сосредоточенном на едином Суверене, в гарантии безопасности и сохранении мира во всем мире, ибо только в этих условиях мира внутри и вовне возможно познавательное и практическое приближение к Божьей истине, которая ведет людей к истинной жизни, духовному освобождению и спасению.[26]
Идея или образ человечества предполагает не механическую связь и совокупность всех людей мира, а единство духа, души и физического бытия человеческих существ, созданных по образу и подобию Бога, первозданный образ сверхчувственного и чувственного бытия, первозданной соборной жизни каждого человека, семьи, социальной группы, нации или народа, религии и сотворенного по единой крови и духу богообразного человечества. Поэтому миссия всех истинных субъектов человечества – от личности до всего человеческого рода в целом - на всех ступенях самосознания и исторического развития, по сути, одна и та же, но в разной мере, форме и проявлениях. Она состоит в постоянном приближении к своему Создателю и друг к другу посредством любви, веры и вдохновляющей надежды на свое духовное освобождение от всякого зла и порока, и в спасении, как в этой наземной жизни, так и во внеземной вечной жизни.
[1] Кропоткин П.И. Общественная идеология. Этика. - М., 1991. С. 214-215.
[2] Августин. Об истинной религии. Исповедь. Теологический трактат. - Минск, 1999. С. 580.
[3] См. Монологи по книге В.В. Соколова Средневековая философия. - М., 1979. С. 69-70.
[4] Паскаль Б. Мысли о религии. - М. 1996. С. 130.
[5] Библия. Новый Завет. Первое послание св. апостола Павла к Тимофею, 4:16.
[6] Библия. Новый Завет. Деяния апостолов, 17: 27-29.
[7] Религиозные традиции мира. Т. 1. - М., 1996. С. 503.
[8] Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996. С. 204, 207.