Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Женское измерение безопасности России: решения ООН и вашингтонские встречи

Зачастую бывает так: люди правильно и аргументировано говорят о злободневных проблемах, а их не слышат законодатели, исполнительная власть, не слышит общество. Чего, казалось бы "толочь воду в ступе"? И вдруг… Наступает момент, когда идея и время находят друг друга! Появляется  резонанс и вместе с ним - реальная надежда на позитивные изменения.

Похоже, так может случиться и с пресловутым "женским вопросом". В России, в мире. Закон диалектики: количество должно перейти в качество. Произнесенное и доказанное должно превратится в решения и позиции. Ситуация в стране и в мире настолько серьезна, что мужчины-политики вынуждены вспомнить о таком неизрасходованном резерве миротворчества и стабильности как женский потенциал, о ведущей роли женщины в формировании морально-нравственных доминант человеческого сообщества, являющихся, в конечном итоге, основой устойчивого развития любого государства.

Устранение или самоустранение женщин из систем государственного управления давно угрожает безопасности страны. "Нарушение, по крайней мере, двух  вселенских законов: причин и следствий (что сеем, то и пожинаем) и  равновесия начал: мужского и женского неизбежно ведет к катастрофе: экологической и социальной", - писал в начале ХХ века философ А.Клизовский. Это осознают, хотя порой только интуитивно и сами женщины. Поэтому в последние 10-15 лет так активизировались во всем мире женские общественные движения. Даже в России - традиционно патриархатной      стране -   возникают женские политические партии, множатся общественные организации, где женщинам принадлежат руководящие роли.

Вероятно, действительно настало время… В конце октября с высоких международного уровня трибун впервые были озвучены выводы, которые долгое время или неправомерно смягчались, или замалчивались:

25 октября с.г. на открытом заседании Совета Безопасности ООН обсуждался доклад Генерального секретаря  ООН Кофи Аннана "Женщины, мир и безопасность". В докладе констатировано, что "ни в одном обществе женщины не занимают равного с мужчинами положения". Одно это официальное признание равно по своему значению тектоническому сдвигу во взглядах правительственной и политической элиты общества на положение женщин в мире.

Второе, не менее важное утверждение Генерального секретаря ООН: "Женщинам закрыт доступ к тем механизмам или каналам, которые могли бы перевести их первоочередные интересы и рекомендации в плоскость более формально организованных процессов". В нем - ответ на лукавые заверения многих политиков о так называемых "равных правах" и ненужности квот для женщин.

И, наконец, третье: представляя свой доклад вниманию членов Совета Безопасности, Кофи Аннан  заявил: "Настало время предоставить женщинам право голоса в формальных процессах, связанных с миротворчеством и миростроительством, которое они заслуживают".

Признав справедливость и обоснованность выводов доклада Генерального секретаря,  31 октября с.г. Совет Безопасности ООН, в обращении к мировому сообществу  признал жизненно важную роль женщин в продвижении мира и призвал к обеспечению более активного участия женщин в урегулировании конфликтов, а также во всех стадиях миротворчества и миростроительства.

Впервые за многие годы такие заявления сделаны высокопоставленным чиновником (мужчиной) международного ранга,  впервые авторитетная международная организация, состоящая тоже преимущественно из мужчин, обратилась к международному сообществу с подобными призывами.

Что же заставляет представителей сильного пола делиться властью с женщинами? Какой ступени, какого положения во властной иерархии "заслуживают" женщины, с точки зрения мужчин?

Частичный ответ на первый вопрос содержится  в документе, опубликованном тоже 31 октября с.г. Это доклад Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) "Изменение положения женщин в мире в 2002 году: оценка независимыми экспертами влияния вооруженных конфликтов на положение женщин и роль женщин в миротворчестве". Призывая по-новому определить понятие глобальной безопасности с учетом человеческого фактора, исполнительный директор ЮНИФЕМ Ноэлин Хейцер заявила, что когда речь идет о безопасности, практически всегда подразумевается ее  понимание в военном смысле. "Женщины настаивают на более широком понимании, которое выдвигает на первый план жизнь и права человека".

А как же иначе? Разве не человек является исходным ценностным ориентиром единой политики в области безопасности? Развивая это "женскую" мысль, замечу, что безопасность жизни каждого из нас включают в себя широкий спектр условий, обусловливающих ее: от права на рождение, здоровый образ жизни и здоровую среду обитания до духовного, нравственного  климата  взаимосвязей человека и государства, межгосударственных отношений. Безопасность Европы, в которой мы живем - составная часть мировой политики, которая пока делается преимущественно мужскими руками, а потому потенциально и реально небезопасна.

Страшная, трагическая ситуация привела цивилизацию к признанию за такими утверждениями права на жизнь. Я имею в виду события 11 сентября 2001 года и все то, что за ними последовало. Пока опасность не касалась лично каждого из защищенных материальным достатком и образованием людей, пока она редко затрагивала чиновников при власти, пока казалось, что нищета, болезни, ранняя смертность - удел слабых, пока противоестественные условия жизни, приводящие к массовой гибели людей, цинично называли "естественным отбором", женщины были не нужны в "большой" политике. Их природный материнский инстинкт, повышенное чувство справедливости и сострадания не вписывались в мужские концепции управления. Когда мир понял, что терроризм, последствия рукотворных экологических катастроф, социальная агрессия – следствие  долголетних социальных проблем могут обрушиться на головы буквально всех без исключения, политики начинают "прозревать" и "слышать". Так голоса женщин, матерей мира под влиянием букета разнообразных угроз был услышан Советом безопасности объединенных наций. Этот букет еще пышнее в России. Поэтому остается только надеяться, что скоро с ним будет вынужден считаться и Совет безопасности Российской Федерации, Президент и Правительство  России. И самое главное - чтобы для такого "прозрения" не понадобились больше "уроков", подобных "Норд-Осту". Тем более, что Россия опять накануне очередных выборов…

Так совпало, что одновременно с рассмотрением вопросов европейской безопасности под углом признания женского миротворческого потенциала,  на другом конце планеты в Вашингтоне обсуждались  практически те же «женские» вопросы в рамках открытой в 1999 году российской программы лидерства  "Открытый мир» Библиотеки Конгресса США. По своей сути – это вопросы  эволюционного развития человечества на пути исполнения закона равновесия начал. В литературе, в политике и в СМИ женщина и по сей день рассматривается как мать, тело, витрина, как социальный объект, но никогда – с позиций ума, природной силы и власти. Современные образовательные и психологические системы не побуждают женщин к проявлению инициативы, стремлению к лидерству. Пользующаяся авторитетом женщина-руководитель кажется исключением, а ее достижения – случайными.

Эти стереотипы и традиции намерен помочь разрушить Глобальный Институт лидерства "Живые голоса" при Джорджтаунском университете, выступая соавтором и партнером программы «Открытый мир».  Президент Института – дипломат с многолетним стажем Тереза Лоар, директор по Европе и СНГ Лиша Коубл Сибилла и член Всемирного консультационного Совета Глобального партнерства «Живые голоса» Марина Писклакова стали инициаторами и исполнителями проектов: «Участие женщин в построении демократии в России» и «Женщины-лидеры в борьбе с торговлей людьми".

13 женщин из России получили приглашение приехать на десять дней в Вашингтон для широкого обсуждения вопросов роли женщин в построении гражданского общества, гуманизации государственной политики в целом, для поиска и нахождения пути мобилизации колоссального потенциала женщин при решении государственных, социальных и общественных задач. Среди них уже известные общественные деятели: Галина Гришина из Москвы, Елена Забадыкина из Санкт-Петербурга и Елена Машкова из Татарстана, представители пяти региональных отделений «Женского социал-демократического конгресса»: Наталья Жигалова из Владимира, Людмила Дрейцер из Владивостока, Елена Бунина из Биробиджана, Нелли Дивеева из Барнаула и Ольга Пак из Новокузнецка. Дать российским коллегам новые профессиональные знания и возможности получения иных ресурсов, необходимых для их участия в разных  сферах жизни общества - одна из главных целей Глобального института лидерства.

Поскольку теоретической и научной базой «Живых голосов» является Институт государственной политики Джорджтаунского университета, факультеты права, бизнеса и дипломатической службы, постольку  с первого заседания была задана высокая научная планка дискуссий. Обширные, хорошо документированные материалы, розданные участникам, позволяли легко ориентироваться во всех вопросах при обсуждении разных тем. Перед российскими женщинами - лидерами выступали ведущие специалисты Комиссии по Хельсинскому соглашению (Морин Уолш), Отдела Госдепартамента США по контролю и борьбе с торговлей людьми (Шэрон Пейт), Библиотеки Конгресса США (Питер Рудик), Центра Правосудия «Тахири» (Айрина Либерман), Международной организации по защите прав человека (Мартина Ванденберг), Центра борьбы с транснациональной преступностью и коррупцией (Луиз Шэлли). Безусловно, событием стали встречи в Госдепартаменте США с госпожой послом Нэнси Эли-Рафель, прием в Посольстве Российской Федерации, посещение Капитолия…

Красной нитью через все вашингтонские встречи и заседания проходили вопросы безопасности человека и «женский вопрос в России». Как оказалось – это не два, а один глобальный вопрос современности:

Глубинная  дифференциация общества в России, его социальная и экономическая стратификация и обнищание, женская безработица породили нежелание участвовать в выборах. В 1999 году до 28-30% женщин не участвовали в выборах, а в ряде регионов - 32-35%. «Обошлись без них», и в прямом и в переносном смысле.

Преобладание смертности над рождаемостью, интенсивное вымирание населения  не соответствует понятию нормы человеческого развития.

Проблемы трудовых отношений в коллективах, ухудшение условий для материнства, насилие, наркомания, проституция, торговля молодыми женщинами и детьми.

Серьезной проблемой стала несбалансированность в социальной практике интересов общества, государства, различных социальных групп и личности. Много препятствий на пути утверждения принципа взаимной ответственности государства, с одной стороны, и разных социальных общностей, с другой.

Эти и многие другие вопросы, которые затрагивались на вашингтонских встречах,  обращены к сфере  прав человека: социальной защиты женщин, юридической поддержки и общественной защиты, оказание конкретной правовой помощи, связанной с защитой прав призывников, солдат, родителей военнослужащих и т.д. Эти вопросы обращены и к самому главному праву человека – на достойную жизнь, создания наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод каждого человека. Именно в этом  заключено «женское» понимание безопасности личности, общества и государства. «Женский вопрос» - это и есть их право на участие в  принятии решений по вопросам безопасности личности, общества, страны и планеты.

Готовность общества и самих женских организаций взять на себя дополнительную и очень большую ответственность, готовность правящих структур вовремя заметить и поддержать гражданские инициативы, правильно выразить  «социальный заказ»  - это главные условия для давно ожидаемых решений. Первые шаги в его позитивном решении сделаны Советом Безопасности ООН 31 октября 2002 г.» Это пока – теория.

Чтобы начать ее претворять в практику, Общероссийская общественная организация «Женский социал-демократический конгресс» предлагает:

  1. Продумать условия и возможности консолидация многочисленных женских организаций России, создания структуры их взаимодействия;
  2. Разъяснять в СМИ необходимость соблюдения принципа равновесия мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности с тем, чтобы постепенно изменить стереотип патриархального мышления в обществе;
  3. Начать формирование в СМИ позитивного образа российской женщины: профессионала в своей специальности, общественного деятеля, политика. Искать и находить новые имена, судьбы;
  4. Изменить подходы к решению «женского вопроса» со стороны партий, и сделать обязательным включение в программные документы таких положений, как это предлагают, например социал-демократы: «Партия будет активно привлекать женщин в свои ряды, добиваться, чтобы в ее руководстве они играли ведущую роль… а также способствовать повышению роли женщин в управлении обществом, отстаивать квотный принцип их представительства в органах власти».
  5. Предложить обсудить доклад Генерального секретаря ООН и рекомендации Совета Безопасности ООН на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федераций Федерального Собрания, а также законодательных собраниях субъектов Российской Федерации с приглашением активистов российских и международных женских неправительственных организаций.

И, наконец, почаще вспоминать две древние, как мир, русские пословицы, которые в сложные моменты жизни могут помочь нашим политикам-мужчинам:

«Женский ум лучше всяких дум» и «Хозяйкою дом стоит».

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2002 №5-6 (47-48)»
О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем
Парламентская этика – путь к успеху политика
Подрегламентные акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива
Реформирование судебной системы Казахстана: реальность и перспективы
Обращение ветерана к власти
О правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона (часть 1)
К вопросу о понятии юридической техники
Перспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России (часть 1)
Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ
Новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)
Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти
На вопросы отвечают адвокаты Адвокатского бюро «Брагинский и партнеры»

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016