Зачастую бывает так: люди правильно и аргументировано говорят о злободневных проблемах, а их не слышат законодатели, исполнительная власть, не слышит общество. Чего, казалось бы "толочь воду в ступе"? И вдруг… Наступает момент, когда идея и время находят друг друга! Появляется резонанс и вместе с ним - реальная надежда на позитивные изменения.
Похоже, так может случиться и с пресловутым "женским вопросом". В России, в мире. Закон диалектики: количество должно перейти в качество. Произнесенное и доказанное должно превратится в решения и позиции. Ситуация в стране и в мире настолько серьезна, что мужчины-политики вынуждены вспомнить о таком неизрасходованном резерве миротворчества и стабильности как женский потенциал, о ведущей роли женщины в формировании морально-нравственных доминант человеческого сообщества, являющихся, в конечном итоге, основой устойчивого развития любого государства.
Устранение или самоустранение женщин из систем государственного управления давно угрожает безопасности страны. "Нарушение, по крайней мере, двух вселенских законов: причин и следствий (что сеем, то и пожинаем) и равновесия начал: мужского и женского неизбежно ведет к катастрофе: экологической и социальной", - писал в начале ХХ века философ А.Клизовский. Это осознают, хотя порой только интуитивно и сами женщины. Поэтому в последние 10-15 лет так активизировались во всем мире женские общественные движения. Даже в России - традиционно патриархатной стране - возникают женские политические партии, множатся общественные организации, где женщинам принадлежат руководящие роли.
Вероятно, действительно настало время… В конце октября с высоких международного уровня трибун впервые были озвучены выводы, которые долгое время или неправомерно смягчались, или замалчивались:
25 октября с.г. на открытом заседании Совета Безопасности ООН обсуждался доклад Генерального секретаря ООН Кофи Аннана "Женщины, мир и безопасность". В докладе констатировано, что "ни в одном обществе женщины не занимают равного с мужчинами положения". Одно это официальное признание равно по своему значению тектоническому сдвигу во взглядах правительственной и политической элиты общества на положение женщин в мире.
Второе, не менее важное утверждение Генерального секретаря ООН: "Женщинам закрыт доступ к тем механизмам или каналам, которые могли бы перевести их первоочередные интересы и рекомендации в плоскость более формально организованных процессов". В нем - ответ на лукавые заверения многих политиков о так называемых "равных правах" и ненужности квот для женщин.
И, наконец, третье: представляя свой доклад вниманию членов Совета Безопасности, Кофи Аннан заявил: "Настало время предоставить женщинам право голоса в формальных процессах, связанных с миротворчеством и миростроительством, которое они заслуживают".
Признав справедливость и обоснованность выводов доклада Генерального секретаря, 31 октября с.г. Совет Безопасности ООН, в обращении к мировому сообществу признал жизненно важную роль женщин в продвижении мира и призвал к обеспечению более активного участия женщин в урегулировании конфликтов, а также во всех стадиях миротворчества и миростроительства.
Впервые за многие годы такие заявления сделаны высокопоставленным чиновником (мужчиной) международного ранга, впервые авторитетная международная организация, состоящая тоже преимущественно из мужчин, обратилась к международному сообществу с подобными призывами.
Что же заставляет представителей сильного пола делиться властью с женщинами? Какой ступени, какого положения во властной иерархии "заслуживают" женщины, с точки зрения мужчин?
Частичный ответ на первый вопрос содержится в документе, опубликованном тоже 31 октября с.г. Это доклад Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) "Изменение положения женщин в мире в 2002 году: оценка независимыми экспертами влияния вооруженных конфликтов на положение женщин и роль женщин в миротворчестве". Призывая по-новому определить понятие глобальной безопасности с учетом человеческого фактора, исполнительный директор ЮНИФЕМ Ноэлин Хейцер заявила, что когда речь идет о безопасности, практически всегда подразумевается ее понимание в военном смысле. "Женщины настаивают на более широком понимании, которое выдвигает на первый план жизнь и права человека".
А как же иначе? Разве не человек является исходным ценностным ориентиром единой политики в области безопасности? Развивая это "женскую" мысль, замечу, что безопасность жизни каждого из нас включают в себя широкий спектр условий, обусловливающих ее: от права на рождение, здоровый образ жизни и здоровую среду обитания до духовного, нравственного климата взаимосвязей человека и государства, межгосударственных отношений. Безопасность Европы, в которой мы живем - составная часть мировой политики, которая пока делается преимущественно мужскими руками, а потому потенциально и реально небезопасна.
Страшная, трагическая ситуация привела цивилизацию к признанию за такими утверждениями права на жизнь. Я имею в виду события 11 сентября 2001 года и все то, что за ними последовало. Пока опасность не касалась лично каждого из защищенных материальным достатком и образованием людей, пока она редко затрагивала чиновников при власти, пока казалось, что нищета, болезни, ранняя смертность - удел слабых, пока противоестественные условия жизни, приводящие к массовой гибели людей, цинично называли "естественным отбором", женщины были не нужны в "большой" политике. Их природный материнский инстинкт, повышенное чувство справедливости и сострадания не вписывались в мужские концепции управления. Когда мир понял, что терроризм, последствия рукотворных экологических катастроф, социальная агрессия – следствие долголетних социальных проблем могут обрушиться на головы буквально всех без исключения, политики начинают "прозревать" и "слышать". Так голоса женщин, матерей мира под влиянием букета разнообразных угроз был услышан Советом безопасности объединенных наций. Этот букет еще пышнее в России. Поэтому остается только надеяться, что скоро с ним будет вынужден считаться и Совет безопасности Российской Федерации, Президент и Правительство России. И самое главное - чтобы для такого "прозрения" не понадобились больше "уроков", подобных "Норд-Осту". Тем более, что Россия опять накануне очередных выборов…
Так совпало, что одновременно с рассмотрением вопросов европейской безопасности под углом признания женского миротворческого потенциала, на другом конце планеты в Вашингтоне обсуждались практически те же «женские» вопросы в рамках открытой в 1999 году российской программы лидерства "Открытый мир» Библиотеки Конгресса США. По своей сути – это вопросы эволюционного развития человечества на пути исполнения закона равновесия начал. В литературе, в политике и в СМИ женщина и по сей день рассматривается как мать, тело, витрина, как социальный объект, но никогда – с позиций ума, природной силы и власти. Современные образовательные и психологические системы не побуждают женщин к проявлению инициативы, стремлению к лидерству. Пользующаяся авторитетом женщина-руководитель кажется исключением, а ее достижения – случайными.
Эти стереотипы и традиции намерен помочь разрушить Глобальный Институт лидерства "Живые голоса" при Джорджтаунском университете, выступая соавтором и партнером программы «Открытый мир». Президент Института – дипломат с многолетним стажем Тереза Лоар, директор по Европе и СНГ Лиша Коубл Сибилла и член Всемирного консультационного Совета Глобального партнерства «Живые голоса» Марина Писклакова стали инициаторами и исполнителями проектов: «Участие женщин в построении демократии в России» и «Женщины-лидеры в борьбе с торговлей людьми".
13 женщин из России получили приглашение приехать на десять дней в Вашингтон для широкого обсуждения вопросов роли женщин в построении гражданского общества, гуманизации государственной политики в целом, для поиска и нахождения пути мобилизации колоссального потенциала женщин при решении государственных, социальных и общественных задач. Среди них уже известные общественные деятели: Галина Гришина из Москвы, Елена Забадыкина из Санкт-Петербурга и Елена Машкова из Татарстана, представители пяти региональных отделений «Женского социал-демократического конгресса»: Наталья Жигалова из Владимира, Людмила Дрейцер из Владивостока, Елена Бунина из Биробиджана, Нелли Дивеева из Барнаула и Ольга Пак из Новокузнецка. Дать российским коллегам новые профессиональные знания и возможности получения иных ресурсов, необходимых для их участия в разных сферах жизни общества - одна из главных целей Глобального института лидерства.
Поскольку теоретической и научной базой «Живых голосов» является Институт государственной политики Джорджтаунского университета, факультеты права, бизнеса и дипломатической службы, постольку с первого заседания была задана высокая научная планка дискуссий. Обширные, хорошо документированные материалы, розданные участникам, позволяли легко ориентироваться во всех вопросах при обсуждении разных тем. Перед российскими женщинами - лидерами выступали ведущие специалисты Комиссии по Хельсинскому соглашению (Морин Уолш), Отдела Госдепартамента США по контролю и борьбе с торговлей людьми (Шэрон Пейт), Библиотеки Конгресса США (Питер Рудик), Центра Правосудия «Тахири» (Айрина Либерман), Международной организации по защите прав человека (Мартина Ванденберг), Центра борьбы с транснациональной преступностью и коррупцией (Луиз Шэлли). Безусловно, событием стали встречи в Госдепартаменте США с госпожой послом Нэнси Эли-Рафель, прием в Посольстве Российской Федерации, посещение Капитолия…
Красной нитью через все вашингтонские встречи и заседания проходили вопросы безопасности человека и «женский вопрос в России». Как оказалось – это не два, а один глобальный вопрос современности:
Глубинная дифференциация общества в России, его социальная и экономическая стратификация и обнищание, женская безработица породили нежелание участвовать в выборах. В 1999 году до 28-30% женщин не участвовали в выборах, а в ряде регионов - 32-35%. «Обошлись без них», и в прямом и в переносном смысле.
Преобладание смертности над рождаемостью, интенсивное вымирание населения не соответствует понятию нормы человеческого развития.
Проблемы трудовых отношений в коллективах, ухудшение условий для материнства, насилие, наркомания, проституция, торговля молодыми женщинами и детьми.
Серьезной проблемой стала несбалансированность в социальной практике интересов общества, государства, различных социальных групп и личности. Много препятствий на пути утверждения принципа взаимной ответственности государства, с одной стороны, и разных социальных общностей, с другой.
Эти и многие другие вопросы, которые затрагивались на вашингтонских встречах, обращены к сфере прав человека: социальной защиты женщин, юридической поддержки и общественной защиты, оказание конкретной правовой помощи, связанной с защитой прав призывников, солдат, родителей военнослужащих и т.д. Эти вопросы обращены и к самому главному праву человека – на достойную жизнь, создания наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод каждого человека. Именно в этом заключено «женское» понимание безопасности личности, общества и государства. «Женский вопрос» - это и есть их право на участие в принятии решений по вопросам безопасности личности, общества, страны и планеты.
Готовность общества и самих женских организаций взять на себя дополнительную и очень большую ответственность, готовность правящих структур вовремя заметить и поддержать гражданские инициативы, правильно выразить «социальный заказ» - это главные условия для давно ожидаемых решений. Первые шаги в его позитивном решении сделаны Советом Безопасности ООН 31 октября 2002 г.» Это пока – теория.
Чтобы начать ее претворять в практику, Общероссийская общественная организация «Женский социал-демократический конгресс» предлагает:
- Продумать условия и возможности консолидация многочисленных женских организаций России, создания структуры их взаимодействия;
- Разъяснять в СМИ необходимость соблюдения принципа равновесия мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности с тем, чтобы постепенно изменить стереотип патриархального мышления в обществе;
- Начать формирование в СМИ позитивного образа российской женщины: профессионала в своей специальности, общественного деятеля, политика. Искать и находить новые имена, судьбы;
- Изменить подходы к решению «женского вопроса» со стороны партий, и сделать обязательным включение в программные документы таких положений, как это предлагают, например социал-демократы: «Партия будет активно привлекать женщин в свои ряды, добиваться, чтобы в ее руководстве они играли ведущую роль… а также способствовать повышению роли женщин в управлении обществом, отстаивать квотный принцип их представительства в органах власти».
- Предложить обсудить доклад Генерального секретаря ООН и рекомендации Совета Безопасности ООН на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федераций Федерального Собрания, а также законодательных собраниях субъектов Российской Федерации с приглашением активистов российских и международных женских неправительственных организаций.
И, наконец, почаще вспоминать две древние, как мир, русские пословицы, которые в сложные моменты жизни могут помочь нашим политикам-мужчинам:
«Женский ум лучше всяких дум» и «Хозяйкою дом стоит».