 |
Новости
2000 год2000 №4 (38)2001 №4 (42)2001 год2002 год2002 №5-6 (47-48)2003 год2003 №6 (54)2004 год2004 №1 (55)2004 №2 (56)2004 №3 (57)2004 №4 (58)2004 №5 (59)2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль2005 год2005 №1 (61)2005 №2 (62)2005 №3 (63)2005 №4 (64)2005 №5 (65)2005 №6 (66)2006 год2006 №1 (67)2006 №2 (68)2006 №3 (69)2006 №4 (70)2006 №5 (71)2006 №6 (72)2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)2007 год2007 №1 (74)2007 №2 (75)2007 №3 (76)2007 №4 (77)2007 №5 (78)2007 №6 (79)2008 год2008 №1 (80)2008 №2-3 (81-82)2008 №4 (83)2008 №5-6 (84-85)2008 №7 (86)2008 №8 (87)2009 год2009 №1 (88)2009 №2-3 (89-90)2009 №4 (91)2009 №5, 6 (92, 93)2009 №7 (94)2009 №8 (95)2010 год2010 №1 (96)2010 №2,3 (97-98)2010 №4 (99)2010 №5, 6 (100, 101)2010 №7, 8 (102, 103)2011 год2011 №1 (104)2011 №2, 3 (105, 106)2011 №4 (107)2011 №5, 6 (108, 109)2011 №7, 8 (110, 111)2012 год2012 №1 (112)2012 №2, 3 (113, 114)2012 №4 (115)2012 №5, 6 (116, 117)2012 №7, 8 (118, 119)2013 год2013 №1 (120)2013 №2, 3 (121, 122)2013 №4 (123)2013 №5, 6 (124, 125)2013 №7, 8 (126, 127)2014 год2014 №1 (128)2014 №2, 3 (129, 130)2014 №4 (131)2014 №5, 6 (132, 133)2014 №7, 8 (134, 135)2015 год2015 №1, 2 (136-137)2015 №3 (138)2015 №4 (139)2015 №5, 6 (140-141)2015 №7, 8 (142-143)2016 год2016 №1, 2 (144-145)2016 №3 (146)2016 №4 (147)2016 №5, 6 (148-149)2016 №7, 8 (150-151)2017 год2017 №1 (152)2017 №2-3 (153-154)2017 №4 (155)2017 №5-6 (156-157)2017 №7-8 (158-159)2018 год2018 №1-2 (160-161)2018 №3 (162)2018 №4 (163)2018 №5-6 (164-165)2018 №7-8 (166-167)2019 год2019 №1-2 (168-169)2019 №3 (170)2019 №4 (171)2019 №5-6 (172-173)2019 №7-8 (174-175)2020 год2020 №1-2 (176-177)2020 №3 (178)2020 №4 (179)2020 №5-6 (180-181)2020 №7-8 (182-183)2021 год2021 №1-2 (184-185)2021 №3 (186)2021 №4 (187)2021 №5-6 (188-189)2021 №7-8 (190-191)2022 год2022 №1-2 (192-193)2022 №3 (194)2022 №4 (195)2022 №5-6 (196-197)2022 №7-8 (198-199)2023 год2023 №1-2 (200-201)2023 №3 (202)2023 №4 (203)2023 №5-6 (204-205)2023 №7-8 (206-207)Articles in EnglishРеферативные выпуски
Список авторов и статей с 1994 года (по годам)
Список авторов журнала
Книги авторов журнала |
|
|
Домрин А.Н. Новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)Не прошло 10 лет после триумфальной августовской революции и пяти лет после забивания Чубайсом «последнего гвоздя в крышку гроба коммунизма», как вашингтонский обком вновь обеспокоился состоянием дел в нашей стране. 12 июня прошлого года, аккурат в День независимости России, конгрессмен-демократ из Калифорнии Том Лантос внес на рассмотрение палаты представителей США проект закона «О демократии в России» (H.R. 2121). После его доработки в комитете по международным делам он был принят на заседании нижней палаты Конгресса США 11 декабря 2001 года и направлен на рассмотрение в сенат. Изучение и правка билля теперь уже в сенатском комитете по внешней политике продолжалась более семи месяцев. 1 августа этого года председатель комитета по внешней политике Джозеф Байден внес проект закона на рассмотрение сената и рекомендовал принять его, что вскоре и произошло. Закон вступил в силу после его подписания президентом Дж.Бушем 23 октября с.г.
Закон «О демократии в России» весьма любопытен. Не часто такого рода законопроекты рассматриваются в Конгрессе США. По значимости его можно сравнить разве что со знаменитым законом 1992 года «О свободе для России и новых евроазиатских демократий и в поддержку открытых рынков» (Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets Support Act), также известным по аббревиатуре FREEDOM. Новый закон подводит итог 10-летнему «демократическому» режиму в России и ставит новые цели и задачи для внешней политики США на российском направлении.
В законе, в частности, с удовлетворением констатируется, что с 1992 года американское правительство организовало визиты и поездки по стране для примерно 40 тысяч граждан РФ; правительство США оказало содействие в образовании и финансовой поддержке 65 тысяч общественных «неправительственных» групп и объединений в России и «тысяч независимых местных СМИ, несмотря на противодействие со стороны правительства» (ст.2 (а)(3)(А)).
Цифры поразительные. Законодатели с Капитолийского холма сами признают, что Соединенные Штаты и деньги американского правительства стоят за каждым пятым из примерно 300 тысяч общественных объединений, зарегистрированных Минюстом РФ. На каждые 2100 человек российского населения приходится по одной «общественной» организации, созданной и финансируемой Вашингтоном. Одно утешает: часть из этих организаций существует лишь на бумаге. Их регистрация была осуществлена хитрыми россиянами исключительно для «доения» американских налогоплательщиков через программы поддержки «демократии» и «гражданского общества» в России по линии правительственного Агентства международного развития США (USAID), бывшего Информационного агентства США (USIA) и пр.
Естественно, стратегия создания «пятой колонны» и ее материально-финансового содержания применяется США не только в отношении России. В интервью лондонской «Таймс» представитель посольства США в Беларуси официально заявил, что американское посольство «помогает» финансировать 300 неправительственных организаций и признал, что деятельность «некоторых» из этих групп направлена на «достижение политических изменений» в республике.
«Помогает», «некоторых» - это американский дипломат поскромничал. Радиостанция «Свободная Европа» / «Свобода» выразилась куда более точно: «Деятельность многих групп в Беларуси финансируется из-за рубежа» (выделено мной. - А.Д.). А газета «Крисчен сайенс монитор» сообщила, что в 2000 году Вашингтон предоставил оппозиционным группам в «коммунистической Беларуси» 24 миллиона долларов и еще больше в 2001-м . Только по линии Фонда «Евразия» финансовая поддержка антилукашенковским силам выросла с 340 тыс. долларов в 1996 году до полутора миллионов всего двумя годами позже и до 4 миллионов в 2001 г. Аналогичные цифры приводит британская «Гардиан»: «Примерно 50 миллионов долларов (35 миллионов фунтов стерлингов) были использованы в качестве помощи США различным оппозиционным организациям в Беларуси за последние два года» . Итак: 50 миллионов долларов за два года. И это в республике, золото-валютный резерв которой не превышает 200 миллионов долларов!
Интересно, как бы правительство Дж. Буша отнеслось к идее об образовании и финансировании Кремлем 130 тысяч «общественных» организаций в США (по одной на 2100 человек, как в России), деятельность которых была бы направлена на «достижение политических изменений» (читай: свержение президента, изменение политического режима и т.п.), как в Беларуси? И сколько минут прошло бы между получением первого финансового транша из-за океана руководителями таких «общественных» организаций в США и их арестом сотрудниками ФБР?
Посол США в Беларуси Майкл Козак также весьма откровенен. В своем письме, опубликованном в «Гардиан» за 15 дней до последних президентских выборов в Беларуси, он открыто заявил о том, что «цели и в определенной степени методология» политики США в отношении Беларуси «те же», что и в недавнем прошлом в Никарагуа. Комментируя это признание М.Козака, крупнейшая британская газета «Таймс» напомнила своим читателям, где партизанская война отрядов «контрас» (поддерживавшихся, финансировавшихся, обучавшихся и контролировавшихся Вашингтоном) против сандинистского правительства Никарагуа унесла в 1980-е годы жизни 30 тысяч граждан этой республики .
Посол Козак, также известный, по сообщениям западной печати, под кличкой «Хорёк», данной ему бывшим директором ЦРУ Уильямом Кейси , представляется идеальным кандидатом для проведения соответствующей работы в Беларуси. При президентах Рейгане и Буше-старшем он занимал высокую должность в департаменте межамериканских отношений внешнеполитического ведомства США (Principal Deputy Assistant Secretary for Inter-American Affairs) и работал в Панаме, Никарагуа и Сальвадоре. Именно во время его службы в Никарагуа Рональд Рейган сделал свое знаменитое заявление, в котором сравнивал никарагуанских «контрас» с французскими борцами движения сопротивления.
Письмо М.Козака в целом прекрасно вписывается в общую внешнеполитическую концепцию США в современном мире. По сообщению газеты «Коммерсантъ-Daily» (21, 24.11.2000), ответственный чин из НАТО Джейми Ши, выступая на закрытом заседании клуба «Кембридж» в ноябре 2000 года, заявил о том, что НАТО помогло югославской оппозиции провести Воислава Коштуницу на пост президента Сербии и что «Беларусь может стать следующей страной, где может быть применена схожая тактика». Московский корреспондент газеты «Гардиан» Йен Трэйнор также приходит к выводу о том, что антилукашенковская «стратегия [США] повторяет в каждой детали тактику, применявшуюся США для помощи сербской оппозиции в свержении Слободана Милошевича в прошлом году и никарагуанской оппозиции в свержении Дэниела Ортеги в1990-м» . Другой британский комментатор (из журнала «Нью спектейтор») подтверждает: правительство США «рассматривает Беларусь как новую Сербию»; а американские должностные лица, ответственные за политику в отношении Сербии и Беларуси, проводят совместные заседания в Государственном департаменте США .
Но вернемся к новому американскому закону.
Говоря об успехах российской демократии, авторы акта особо отмечают «в значительной степени свободные и честные парламентские выборы в России 1995 и 1999 годов» (ст.2 (а)(3)(В)). Отчего же только 1995 и 1999 гг.? Чем же предыдущие выборы американцам не угодили?
Напомню, что даже такие авторитетные зарубежные организации как Федеральная избирательная комиссия США и нью-йоркский Комитет юристов за права человека, наблюдатели которых пристально отслеживали ход первых демократических выборов на Съезд народных депутатов в марте 1990 года, единогласно признали их «самыми свободными за [всю] историю России» . С выборами 1993 года тоже всё понятно. Вроде бы и ненавистный «красно-коричневый» Верховный Совет расстреляли, и выборы в новое Федеральное Собрание объявили одним из «основных приоритетов внешней политики США» и, как того требовала группа конгрессменов в письме президенту Клинтону от 26 октября 1993 г. , «как можно больше помощи демократическим кандидатам в России» предоставили (в том числе в виде пакета «помощи» «реформаторам» в России и других бывших советских республиках в размере двух с половиной миллиардов долларов США), а неблагодарные русские за ЛДПР и КПРФ проголосовали. «Сдурела Россия» да и только, как самокритично выразился Юрий Карякин. Ну как такие выборы могут быть признаны американскими стратегами «свободными и справедливыми»? Вот, если бы Гайдара с Явлинским российские избиратели поддержали, тогда да!
Как в капле воды, в билле «О демократии в России» на различных стадиях его прохождения в Конгрессе отразилось общее колебание американской «генеральной линии партии» в отношении не только парламентских, но и президентских выборов в России. Согласно первоначальному проекту закона, «свободными и справедливыми» объявлялись не только выборы в Федеральное Собрание 1995 и 1999 годов, но и президентские выборы 1996 и 2000 гг. В ходе доработки билля в комитете по международным делам палаты представителей и при голосовании в нижней палате Конгресса упоминание президентских выборов из законопроекта вылетело. Ну, наконец-то и конгрессмены США устыдились называть позорище с переизбранием Ельцина «свободными и справедливыми» выборами. Но, сохраняя хорошую мину при плохой игре, американские законодатели вместе с выборами 1996 года решили снять и упоминание о выборах ельцинского преемника.
После событий 11 сентября 2001 года и безоговорочной поддержки В. Путиным «Соединенных Штатов и всего цивилизованного мира в их борьбе против терроризма» (ст.2 (а)(7)) билль «О демократии в России» стал значительно менее критичным. Конгрессмены больше не повторяют, например, следующее жесткое утверждение, содержавшееся в ст.2 (а)(6)(А)) первоначального проекта Лантоса: «Политические и экономические свободы в Российской Федерации остаются хрупкими. После избрания президента Путина в мае [на самом деле в марте - А.Д.] 2000 г. правительство РФ инициировало административные и политические реформы, поворачивающие вспять демократические достижения предыдущих 8 лет, ограничивающие плюрализм в политической сфере, угрожающие неправительственному сектору и заставляющие усомниться в приверженности [российского] правительства свободе слова».
В той же статье законопроекта «российские власти» обвинялись в «организации кампании против независимой телевизионной станции НТВ и ее основателя Владимира Гузинского». Имеется в виду, конечно, Гусинский.
В следующей норме повторялось заключение ежегодно публикуемого государственным департаментом США Доклада о правах человека в странах мира о том, что в 2000 году положение со свободой слова в России ухудшилось и о том, что, по мнению госдепа, существуют «убедительные свидетельства правительственного давления на средства массовой информации» (ст.2 (а)(6)(B)). В окончательном проекте закона это утверждение больше не повторяется.
Из билля было также снято прямое обвинение правительства РФ в том, что оно «недостаточно искренне занимается проблемами борьбы против преступности, коррупции, нарушений имущественных прав и прав инвесторов, слабой правовой системы, отсутствия независимой судебной системы и недостаточной прозрачности корпоративного сектора». Согласно тому же пункту,«коррупция и преступность ежегодно наносят урон российской экономике в размере 15 млрд. долларов» (ст.2 (а)(7)(B)).
Вылетел из текста билля и отдельный пункт, критикующий Россию за «рост нарушений прав человека» в Чечне (ст.2 (а)(8)). Конгрессмены в данном случае поступили, несомненно, правильно, поскольку первоначальный проект Лантоса подразумевал «нарушения прав человека в Чечне» только федеральным центром и российским военнослужащими и ни словом не обмолвился о преступлениях, чинимых чеченскими бандитами. Всё с ног на голову было перевернуто.
Упоминание НТВ и «Гузинского» в проекте рассматриваемого закона не случайно. Том Лантос, естественно, не сам разрабатывал билль «О демократии в России». Скорее всего текст законопроекта был составлен специалистами близкой ему юридической фирмы «Эйкин, Гамп, Страусс, Хауэр и Фельд». Той самой фирмы, которая была нанята В.Гусинским для представления его интересов в тяжбе за НТВ и в раскручивании в США сталинистского имиджа Путина и образа самой России как отсталой тоталитарной страны, населенной патологическими коммунистами, фашистами, антисемитами.
Кстати, Страусс из названия фирмы - это ни кто иной, как Роберт Страусс, нефтяной магнат из Техаса и бывший посол США в СССР. В этой же юридической фирме на должности старшего советника по международным вопросам трудится бывший зам. государственного секретаря США по вопросам разведки и исследований, на коленях которой - в бытность её старшим вице-президентом Американской ассоциации содействия ООН (UNA-USA) - вырос «дорогой Андрей» Козырев. Связка финансовых и политических интересов в данном случае очевидна, как никогда. «Гузинский» знал к кому обратиться за поддержкой.
К несчастью для беглого российского олигарха и его заокеанских покровителей к моменту голосования 1 декабря 2001 г. билля «О демократии в России» нижней палатой Конгресса США Россия вновь превратилась в «друга Америки». А потому - долой недавние обвинения против российского правительства в том, что оно «недостаточно искренне занимается проблемами борьбы против преступности, коррупции», что в России отсутствует независимая судебная власть, что в Чечне наблюдается «рост нарушений прав человека» и т.п. Двойные стандарты да и только! Вот если бы Путин воздержался от присоединения к Америке в ее крестовом походе против терроризма, тогда бы России всё припомнили по первое число.
И теперь мы подходим к главному.
Объявляя «успех демократии в России» предметом «национальной безопасности» США (ст. 2 (а)(6), 3 (а)(1)), закон заявляет о необходимости «правительству США выработать долговременную и гибкую стратегию, направленную на усиление российским обществом поддержки демократии и рыночной экономики» (ст. 2 (а)(6)). На реализацию поставленных целей в 2003 финансовом году Конгресс выделяет 50 млн. долларов (ст.6).
Кто спорит против необходимости развития демократии, против построения в России правового государства и прочих гордых целей, провозглашенных в законе? Вопрос том, как США собираются этого добиваться. И вот здесь-то и возникают проблемы. Кто из находящихся в здравом уме, например, может согласиться с тем, что позитивную роль в деле развития демократии в России, восстановления отечественной экономики может играть такая русофобская организация как радиостанция «Свобода», давно дискредитировавшая себя наследница «холодной войны»? Но именно ей (вместе с «Голосом Америки») билль поручает применять «новые инновационные подходы» к вещанию на Россию, в частности «на местных языках» (ст.5 (b)). В том числе, на чеченском?
Вместе с совершенно правильными и несомненно полезными задачами «работы с правительством РФ, Думой [но почему-то не с Советом Федерации! - А.Д.], представителями судебной власти РФ» по дальнейшему развитию российского законодательства, расширению культурных и научных обменов, установлению партнерских программ между российскими и американскими университетами и т.п. (ст.5 (а)(1)(2)), закон тут же поручает правительству США «продолжить и усилить помощь демократическим силам в РФ» (ст.3 (а)(2)).
Каким именно «демократическим силам»? Закон уточняет: члены правительства США и должностные лица должны «регулярно встречаться с демократическим активистами, правозащитниками,... реформистски мыслящими политиками из Москвы и других регионов РФ» (ст.3 (b)(4)). Нетрудно прогнозировать, что в реальной жизни данное законодательное поручение в основном сведется к продолжению подпитки Вашингтоном прозападных политиков, «агентов перемен», либеральной столичной интеллигенции, вечной отечественной диссиды.
В последней момент, сенаторы дополнили законопроект еще одной статьей, уполномочивающей президента Буша предоставить богатому еврейскому Университету Брандайса (г. Бостон), в который Е. Боннер передала архив мужа, полтора миллиона долларов для «приобретения и сохранения документов, относящихся к жизни Андрея Сахарова» (ст.7). Но какое отношение весь этот гешефт имеет к реальному развитию демократии в России?
Jeremy Bransten, «Belarus: President Decrees More Restrictions on NGOs», RFE/RL, 21.03.2001.
Scott Peterson, «U.S. Spends Millions to Bolster Belarus Opposition», Christian Science Monitor, 10.09.2001.
Ian Traynor, «Belarussian Foils Dictator-Buster… For Now. Tested US Foreign Election Strategy Fails Against Lukashenko», The Guardian, 14.09.2001.
Пресеченная беларусскими властями 23 октября с.г. попытка передачи Б.Немцовым 50 тыс. долларов антилукашенковской оппозиции вполне вписывается в описываемую ситуацию. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.
Alice Lagnado, «U.S. Adopts ‘Contras Policy’ in Communist Belarus», The Times, 03.09.2001.
Mark Almond, «For Nicaragua, Read Belarus», The Guardian, 14.08.2001.
Alice Lagnado, «Why the Rural Millions Love a Dictator», New Statesman, 17.09.2001.
Ñì.: Human Rights and Legal Reform in the Russian Federation (New York: Lawyers Committee for Human Rights, March 1993), p. 45.
Elections in Russia. - Hon. Gerald B.H. Solomon (Extension of Remarks). - Congressional Record, 26.10.1993. E2534, E2536.
Сохранить как .rtf файл Другие статьи в разделе «2002 №5-6 (47-48)» О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путемПарламентская этика – путь к успеху политикаПодрегламентные акты палат Федерального Собрания Российской ФедерацииСудебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспективаРеформирование судебной системы Казахстана: реальность и перспективыЖенское измерение безопасности России: решения ООН и вашингтонские встречиОбращение ветерана к властиО правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона (часть 1)К вопросу о понятии юридической техникиПерспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России (часть 1)Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществБританские конституционные реформы: учреждение региональных органов властиНа вопросы отвечают адвокаты Адвокатского бюро «Брагинский и партнеры»
|
|
|
|
|
|
Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
|
№3 - 2021 |
|
 |
|
|
|
№1,2 - 2021 |
|
 |
|
|
№7,8 - 2020 |
|
 |
|
|
|
№5,6 - 2020 |
|
 |
|
|
№4 - 2020 |
|
 |
|
|
|
№3 - 2020 |
|
 |
|
|
№1,2 - 2020 |
|
 |
|
|
|
№7,8 - 2019 |
|
 |
|
|
№5,6 - 2019 |
|
 |
|
|
|
№4 - 2019 |
|
 |
|
|
№3 - 2019 |
|
 |
|
|
|
№1,2 - 2019 |
|
 |
|
|
№7,8 - 2018 |
|
 |
|
|
|
№5,6 - 2018 |
|
 |
|
|
№4 - 2018 |
|
 |
|
|
|
№3 - 2018 |
|
 |
|
|
№1,2 - 2018 |
|
 |
|
|
|
№7,8 - 2017 |
|
 |
|
|
№5,6 - 2017 |
|
 |
|
|
|
№4 - 2017 |
|
 |
|
|
№2,3 - 2017 |
|
 |
|
|
|
№5,6 - 2016 |
|
 |
|
|
№5,6 - 2016 |
|
 |
|
|
|
№4 - 2016 |
|
 |
|
|
№4 - 2016 |
|
 |
|
|
|
№3 - 2016 |
|
 |
|
|
|
|