ЗАКОН КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ (часть 2)
Учитывая объективные и субъективные процессы прохождения юридических законов через горнило автономии человеческого духа, чувства права и законности, так сказать, через правовую веру, сознание и опыт людей, а также действие внутренних законов духовных отношений, Гегель писал, что «сохранение духовно-нравственных отношений в обществе есть не только право законодателя, но и его обязанность». Социологами разных направлений установлено, что религиозные верования, обычаи, традиции и привычки несравненно прочнее удерживаются в индивидуальном сознании людей и действуют на их поведение почти синхронно, тогда как для усвоения и действия фрагментарно составленных законодательных норм требуется достаточно длительное время, особенно если нормы закона не очень согласуются с нормами традиционной религии, нравственности, национальных обычаев или культурно-экономическими условия бытия данного народа. Всё это объясняется существенным влиянием человеческих чувств, переживаний и эмоций на формирование векторов и масштабов правосознания и повседневного поведения людей, на социально-психологические механизмы их самоконтроля, саморегуляции и весь устоявшийся образ их повседневной жизни.