Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти

Известный консерватизм и стабильность политической и правовой систем сочетаются в Великобритании с постоянным проведением в стране конституционных реформ в целях обеспечения соответствия государственно-правового развития страны духу и потребностям времени.

Важным направлением конституционных реформ конца ХХ в. явилось учреждение законодательных и исполнительных органов в трех из четырех регионов страны - в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.

Требования о предоставлении самостоятельности различной степени выдвигались частью коренного населения всех трех регионов Соединенного Королевства в течение всего времени их пребывания в  составе страны: в Северной Ирландии - о полном отделении, в Шотландии и Уэльсе - о самоуправлении, содержание которого выражалось в  идеях деволюции (devolution), т. е. передачи национальным парламентом части своих полномочий региональным легислатурам, и гомруля (home rule), т. е. самостоятельного решения регионами своих проблем. При этом если в Шотландии и Уэльсе законодательных собраний не стало с самого начала объединения с Англией, то в Северной Ирландии парламент был  упразднен в 1972 г. в связи с активизацией в данном регионе сепаратистского террористического движения и введением прямого управления из Лондона.

Объединение с Англией Уэльса и Шотландии формально произошло на основе актов об унии. Акты 1536 и 1542 гг. провозгласили административное, политическое и правовое единство Англии и Уэльса. Акт об унии с Шотландией 1706 г. и акт об унии с Англией 1707 г., принятые английским и шотландским парламентами соответственно, объявили о соединении королевств Англии и Шотландии в единое королевство, именуемое Великобританией, при предоставлении Шотландии некоторой автономии. Актом об унии 1800 г. к Великобритании была присоединена вся Ирландия. Принятию этого акта предшествовала проводившаяся в течение нескольких столетий политика Англии (затем и Великобритании) по колонизации Ирландии (особенно ее северной провинции Ольстера) переселенцами из Шотландии и Англии, вытеснению местного населения и подчинению страны влиянию английской Короны. С принятием акта 1800 г. парламент Ирландии был упразднен. Ирландский вопрос был одной из важных проблем британской политики в Х1Х и начале ХХ вв. В периоды правления либеральной партии правительство три раза (в 1886, 1893 и 1914 гг.) разрабатывало акты о гомруле, однако ни один из них не был введен в действие. Между тем в Ирландии нарастало сепаратистское движение, результатом чего стало образование региональной националистической партии Шинн Фейн, а также вооруженной экстремистской организации Ирландской республиканской армии, которая начала военные операции против британской администрации в 1919 г. В 1920 г. был принят акт об управлении Ирландией, учредивший два парламента: отдельно для Северной и Южной Ирландии. Но он начал действовать только в Северной Ирландии, в которую вошли шесть из девяти провинций Ольстера, населенные преимущественно протестантами (в настоящее время соотношение протестантского и католического населения в данном регионе составляет 50,6 и 38,4 процента соответственно). Остальные 26 графств Ирландии согласно англо-ирландскому соглашению 1921 г., принятому в результате переговоров между британским правительством и Шинн Фейн, вышли из состава Великобритании и образовали Ирландское Свободное Государство, ставшее впоследствии Ирландской Республикой.

Таким образом, формирование Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии исторически происходило вокруг Англии на основе присоединения к ней трех других упомянутых регионов. При этом Англия всегда оставалась и остается наиболее крупным , а также развитым регионом страны. Именно поэтому вопрос о предоставлении той или иной степени самостоятельности от центрального правительства всегда более или менее остро стоял в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе, но не в Англии.

Следует отметить, что определенной автономией все три присоединенных к Англии региона пользовались всегда. Но степень такой автономии была различной. Так, применительно к Уэльсу она  традиционно ограничивалась наличием собственного официального языка, культурных традиций и соответствующего законодательства, принимавшегося до недавнего времени общенациональным парламентом. Шотландия в соответствии с актом об унии  имеет свои правовую и судебную системы, религию и церковную организацию, системы образования и местного управления (соответствующие вопросы традиционно регулировались либо старыми правовыми актами, принятыми до объединения, либо парламентом страны). Для разработки решений по вопросам управления данными регионами и организации их исполнения в составе британского Кабинета имеются должности государственных секретарей по вопросам Шотландии и Уэльса.

Наконец, Северная Ирландия с 1921 по 1972 г. имела свой собственный парламент (Стормонт), состоявший из двух палат. Из депутатов - членов партии парламентского большинства нижняя палата формировала ответственное перед ней правительство. Данные органы представляли преимущественно протестантское население данного региона, так как большинство в парламенте традиционно удерживали юнионистские (выступающие за сохранение объединения Северной Ирландии и Великобритании) партии. Католическое меньшинство было недовольно таким положением дел. В 1960-е годы активизировались националистическое движение католиков и  вооруженные столкновения католической и протестантской общин. Это повлекло за собой ввод в регион подразделений британской армии, а также принятие в 1972 г. британским парламентом акта о временных мерах в Северной Ирландии, который упразднил Стормонт, а также исполнительную власть в данном регионе и ввел в нем прямое управление из Лондона. В том же году был учрежден пост государственного секретаря по делам Северной Ирландии, являющегося членом Кабинета и разрабатывающего решения, связанные с управлением данным регионом, а также организующего их исполнение.

Вопросы о деволюции в отношении Шотландии и Уэльса не переставали обсуждаться в течение всего ХХ в. В 1977 г. сформированное лейбористами правительство добилось принятия обеими палатами британского парламента двух биллей об учреждении легислатур в Шотландии и Уэльсе. Для их вступления в силу необходимо было их одобрение региональными  референдумами. Согласно акту о референдуме в Шотландии и Уэльсе каждый закон мог считаться одобренным в случае, если бы за него проголосовало не менее 40 процентов от общего числа избирателей соответствующего региона. Референдумы были проведены в 1979 г. Однако требуемого большинства билли ни в Шотландии, ни в Уэльсе не получили (хотя в Шотландии за закон проголосовало абсолютное большинство избирателей, участвовавших в голосовании).

Прямое управление из Лондона Северной Ирландией также никогда не рассматривалось центральным правительством как постоянное, раз навсегда установленное. Более того, в соответствии с актом о временных мерах в Северной Ирландии 1972 г. (который и ввел прямое управление) в 1973 г. в регионе был проведен референдум по вопросу о сохранении Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства, на котором большинство избирателей ответило на поставленный вопрос положительно.

Сформированное в 1997 г. лейбористами Правительство Соединенного Королевства активизировало деятельность по вопросам деволюции, что в конечном счете привело к учреждению в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии законодательных и исполнительных органов власти.

Специальная правительственная комиссия с участием представителей региональных партий разработала предложения о деволюции и учреждении в Шотландии и Уэльсе законодательных и исполнительных органов. Эти предложения были вынесены на региональные референдумы, которые проводились в соответствии с актом о референдумах в Шотландии и Уэльсе, вступившим в силу 31 июля 1997 г. Данный акт предусматривал проведение в Шотландии референдумов по двум вопросам (об учреждении парламента Шотландии и о наделении его полномочиями по изменению размеров подоходного налога, устанавливаемых общенациональным парламентом), а в Уэльсе - только по вопросу о создании Ассамблеи Уэльса (формула референдума в соответствии с Актом была напечатана в Шотландии лишь на английском языке, а в Уэльсе - на английском и валлийском). Актом о референдумах были определены даты их проведения: 11 сентября 1997 г. - в Шотландии и 18 сентября того же года - в Уэльсе. Референдумы имели согласно акту консультативный характер. Право на участие в референдумах Акт предоставил лицам, обладающим активным избирательным правом при проведении местных выборов в Шотландии и Уэльсе соответственно.

В обоих регионах референдумы прошли в предусмотренные законом сроки. В Шотландии учреждение парламента поддержали 74,3 процента избирателей, принявших участие в голосовании, а наделение его полномочиями изменять суммы подоходного налога - 63,5 процента. В Уэльсе за предложение о создании национальной ассамблеи высказались 50,3 процента участников голосования.

Получив поддержку в регионах, правительство внесло в парламент соответствующие билли. В 1998 г. были приняты и вступили в силу Акт о Шотландии (Scotland Act) и Акт об управлении Уэльсом (Government of Wales Act).

Акт о Шотландии учредил Шотландский парламент. Он  состоит из 129 членов, избираемых одновременно на четыре года путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Активным избирательным правом обладают лица, имеющие таковое в соответствии с законодательством о выборах органов местного управления в Шотландии. Пассивное избирательное право имеют лица, которые вправе быть избранными в палату общин, за исключением назначенных Королевой на какую-либо  должность в соответствующем округе или регионе. Однако право быть избранными в Шотландский парламент признано за пэрами, за гражданами Европейского Союза, постоянно проживающими в Соединенном Королевстве, а также за священнослужителями. Шотландский парламент может вынести решение о том, чтобы не принимать во внимание некоторые из ограничений пассивного избирательного права при проведении выборов его депутатов.

Выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, именуемой "системой дополнительного члена" (additional member system). Каждый избиратель имеет два голоса: один голос для избрания депутата от одномандатного избирательного округа, другой для избрания депутатов от региона, от которого избираются депутаты по партийным спискам, а также независимые депутаты. Одномандатные избирательные округа и по границам, и по количеству населения  почти полностью совпадают с избирательными округами, образуемыми в Шотландии при проведении выборов в палату общин центрального парламента (лишь Оркнейские и Шетлендские острова, образующие один округ по выборам в палату общин, представляют собой при проведении выборов в Шотландский парламент два самостоятельных округа). Регионы совпадают с избирательными округами, образуемыми для проведения на территории Шотландии выборов в Европарламент. От одномандатных округов избираются 73 депутата Шотландского парламента по мажоритарной системе простого (относительного) большинства. Остальные 56 депутатских мест распределяются по регионам с использованием пропорциональной избирательной системы. Регионы представляют собой по сути многомандатные избирательные округа. Таких регионов восемь. Соответственно в каждом из них распределяется по семь депутатских мандатов. Естественно, каждый регион включает в себя несколько одномандатных избирательных округов. В регионах, как уже говорилось, парламентские места распределяются между партийными списками и независимыми кандидатами. Партийные региональные списки являются жесткими. Распределение депутатских мест в каждом регионе осуществляется с использованием метода "региональных чисел" (regional figures). Региональные числа определяются для каждой партии и для каждого независимого кандидата отдельно. Для партии первое региональное число равно общему числу голосов избирателей, поданных за соответствующую партию во всех входящих в данный регион одномандатных избирательных округах, деленному на число кандидатов, избранных от всех этих избирательных округов, увеличенное на единицу (распределение мест по одномандатным округам осуществляется ранее, чем по регионам). Второе и последующие региональные числа партий определяются путем аналогичного деления, но делитель всякий раз увеличивается на единицу. У каждого независимого  кандидата, естественно, существует только одно региональное число. Это количество голосов, полученных им во всех избирательных округах региона (один кандидат может выдвигаться в нескольких округах). Первое региональное место предоставляется партии или независимому кандидату, которые имеют наибольшее региональное число. Второе и последующие региональные места получают партии и независимые кандидаты, имеющие наивысшие из оставшихся региональные числа.

Выборы в Шотландский парламент прошли 6 мая 1999 г., а летом того же года он приступил к работе.

Шотландский парламент возглавляется председателем, избираемым из числа депутатов на срок полномочий парламента на первом после всеобщих выборов его заседании. Одновременно избираются несколько заместителей председателя.  Парламент избирает также Шотландскую парламентскую корпоративную организацию, в состав которой входят председатель и четыре депутата, избранные парламентом. Организация занимается вопросами материального и организационного обеспечения работы Шотландского парламента. Она назначает на должность клерка парламента (не из числа его членов).

Акт о Шотландии предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Шотландского парламента. Решение об этом  могут принять председатель парламента, а также Королева. Председатель обязан распустить парламент и назначить дату голосования в двух случаях: если сам парламент двумя третями голосов примет решение о самороспуске, а также если в течение установленного актом срока (как правило, 28 дней после проведения всеобщих выборов или освобождения поста первого министра) парламент не назначит главу исполнительной власти. Решение о роспуске Шотландского парламента может принять и Королева путем издания прокламации по предложению председателя парламента. При этом прокламация тоже должна содержать указание на дату проведения голосования по выборам нового состава Шотландского парламента.

Компетенция Шотландского парламента включает в себя вопросы здравоохранения, образования, местного управления, жилищного строительства, экономического развития региона, внутренних дел, транспорта, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, охоты и рыболовства, развития спорта и искусства, ряд аспектов гражданского и уголовного права. Кроме того, в соответствии с актом о Шотландии Шотландский парламент вправе увеличивать или уменьшать ставки подоходного налога (установление которых остается в компетенции общенационального парламента) в отношении постоянно проживающих в данном регионе лиц в пределах трех процентов. В рамках своих полномочий Шотландский парламент может вносить поправки в существующие акты общенационального парламента и даже отменять их, а также принимать собственные законы. Все законы (акты) Шотландского парламента для приобретения юридической силы нуждаются в получении королевского согласия, которое дается путем собственноручного подписания акта Королевой. На такое подписание акты подаются Королеве председателем парламента. Сроки дачи королевского согласия на акты Шотландского парламента, а также правовые последствия отказа в таком согласии Актом о Шотландии не регламентируются. Но государственный секретарь по делам Шотландии вправе запретить председателю Шотландского парламента представлять принятый парламентом акт для королевского одобрения, если он сочтет, что содержание акта противоречит интересам обороны, национальной безопасности или международным обязательствам страны или что применение акта отрицательно скажется на общем состоянии законодательства в соответствующей сфере. Запрет может быть наложен в течение четырех недель со дня принятия соответствующего акта Шотландским парламентом. Кроме того, генеральный адвокат, лорд-адвокат и генеральный атторней могут в течение того же срока обратиться в Судебный комитет Тайного совета с апелляцией по вопросу о том, относятся ли вопросы, регулируемые в том или ином билле, к компетенции Шотландского парламента. Подача указанными должностными лицами апелляции лишает председателя права обращаться за получением королевского одобрения соответствующего акта вплоть до рассмотрения дела судебным комитетом. Если последний удовлетворит апелляцию, т.е. сочтет, что вопрос не относится к компетенции Шотландского парламента, его председатель не вправе представить соответствующий акт на одобрение Королевы в неизмененном виде.

Акт о Шотландии предусматривает также создание Шотландской администрации, которой руководит Шотландский орган исполнительной власти (Scottish Executive). В состав последнего входят  первый министр (First Minister), министры (по желанию первого министра также младшие министры), лорд-адвокат и генеральный солиситор Шотландии. Первый министр назначается Королевой из числа членов Шотландского парламента и остается в должности в течение всего срока полномочий парламента. Досрочное прекращение его полномочий наступает в результате утраты им парламентского мандата, а также принятия решения о его отставке Королевой. Королева может принять такое решение по собственной инициативе, по инициативе самого первого министра или после принятия Шотландским парламентом решения о том, что Шотландский орган исполнительной власти не пользуется его доверием. В случае досрочного прекращения полномочий первого министра в отставку уходит весь Шотландский орган исполнительной власти. По общему правилу, Шотландский парламент должен назначить первого министра в течение 28 дней после проведения всеобщих парламентских выборов или досрочного прекращения полномочий предыдущего первого министра.

Министры назначаются на должности первым министром с согласия Шотландского парламента и одобрения Ее величества. Они остаются в должности, пока это угодно Королеве, но могут быть смещены первым министром либо уйти в отставку по собственной инициативе. Отставка министров наступает также после отставки первого министра или назначения нового первого министра. Лорд-адвокат и генеральный солиситор Шотландии назначаются на должности Ее величеством по предложению первого министра, одобренному Шотландским парламентом. Они в любое время могут уйти в отставку и обязаны сделать это, если Шотландский парламент примет решение о том, что Шотландский орган исполнительной власти не пользуется его доверием. Младшие министры выполняют функции помощников министров и назначаются первым министром с согласия Шотландского парламента и одобрения Королевы.

Шотландский орган исполнительной власти руководит работой Шотландской администрации, в состав которой помимо самого органа входят министерства и иные публичные органы отраслевого управления. Администрация осуществляет исполнение законов, может принимать законы в порядке делегирования Шотландским парламентом, а также реализует полномочия, переданные ей общенациональным правительством или министрами Короны.

Региональный законодательный орган Уэльса называется Национальной ассамблеей Уэльса. Ассамблея была учреждена актом об управлении Уэльсом 1998 г. Она имеет однопалатную структуру и состоит из 60 депутатов, избираемых по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе "дополнительного члена", аналогичной той, по которой избираются члены Шотландского парламента: 40 депутатов избираются от одномандатных избирательных округов, совпадающих с округами, по которым проводятся выборы палаты общин общенационального парламента, по мажоритарной системе относительного большинства, остальные 20 членов ассамблеи избираются по избирательным регионам, представляющим собой многомандатные избирательные округа, совпадающие с теми, которые созданы для проведения выборов в Европарламент. Таких регионов пять. От каждого из них избирается по четыре депутата ассамблеи. Правила распределения депутатских мест в ассамблее аналогичны тем, которые установлены Актом о Шотландии применительно к выборам Шотландского парламента.

Выборы Национальной ассамблеи Уэльса прошли одновременно с выборами Шотландского парламента 6 мая 1999 г., а летом того же года она собралась на первое заседание.

Акт об управлении Уэльсом передал Национальной ассамблее фактически все функции государственного секретаря Уэльса, включая экономическое развитие, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, продовольствие, образование, промышленность, местное управление, здравоохранение и социальное обеспечение, спорт, жилищное строительство, охрану окружающей среды, планирование, развитие транспорта и дорог, вопросы культурного строительства и валлийского языка, сохранение памятников истории. По указанным вопросам Национальная ассамблея Уэльса вправе принимать так называемое вторичное законодательство, конкретизирующее акты британского парламента с учетом региональных особенностей. В соответствии с актом об управлении Уэльсом Национальная ассамблея использует в своей деятельности равным образом английский и валлийский языки, на которых следует вести всю документацию и публиковать акты, принимаемые ассамблеей.

Ассамблея возглавляется первым секретарем. Он же  возглавляет Кабинет, состоящий из секретарей. Их назначение производит опять же первый секретарь. Кабинет несет ответственность перед ассамблеей, которая может выразить ему недоверие, результатом чего становится отставка Кабинета.

После нескольких лет переговоров, проводившихся с участием британского и ирландского правительств, а также североирландских партий (сначала только юнионистских, а затем и националистических, прежде всего Шинн Фейн), в апреле 1998 г. было подписано соглашение, предусматривающее, в частности, сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства до тех пор, пока большинство ее населения будет поддерживать это, а также учреждение ассамблеи Северной Ирландии и исполнительного комитета. Парламенты Соединенного Королевства и Ирландской Республики приняли акты о проведении  на территориях Ирландии и Северной Ирландии референдумов, одобряющих соглашение. Референдумы состоялись 22 мая 1998 г. Из 80,9 процента североирландских избирателей, участвовавших в голосовании, за соглашение высказались 71,1 процента. В Ирландской Республике в референдуме участвовали 55,5 процента избирателей, из которых поддержали соглашение 94,3 процента, а высказались против - 5,6 процента. Как видно, в обеих частях Ирландии большинство избирательного корпуса поддержало Соглашение. Вскоре британский парламент принял акт о Северной Ирландии, в котором основные положения соглашения получили законодательное оформление.

Акт учредил Ассамблею Северной Ирландии - однопалатный орган, избираемый на четыре года всеобщими, прямыми, равными выборами по системе единственного передаваемого голоса. Избрание депутатов проводится по избирательным округам, образованным для выборов в палату общин британского парламента. Таких округов 18. От каждого из них избирается по шесть депутатов. Первые выборы Ассамблеи Северной Ирландии состоялись 25 июня 1998 г. В них участвовало около десятка партий. В результате выборов большинство в ассамблее стало принадлежать юнионистским партиям.

В компетенцию ассамблеи входят вопросы здравоохранения, образования, местного управления, жилищного строительства, экономического развития, охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства, спорта и искусств. По этим вопросам Ассамблея Северной Ирландии получила право осуществления первичного законодательства. Акты ассамблеи нуждаются в одобрении Королевы. На такое одобрение каждый акт должен быть представлен председателем ассамблеи. Но государственный секретарь по делам Северной Ирландии может запретить председателю представлять акт на королевское одобрение, если он сочтет, что акт противоречит интересам обороны, безопасности, международным обязательствам страны или отрицательно скажется на состоянии законодательства в соответствующей сфере.

Ассамблея формирует исполнительный комитет, состоящий из первого министра, его заместителя и министров (по решению ассамблеи также младших министров). Комитет осуществляет руководство министерствами, которых создано около десяти, исполняет законы, принятые ассамблеей, принимает акты делегированного законодательства. Акт требует, чтобы партийный состав исполнительного комитета, равно как и парламентских комитетов ассамблеи, был пропорционален доле партий в самой ассамблее.

Государственный секретарь по делам Северной Ирландии, согласно Акту о Северной Ирландии, вправе приостановить деятельность законодательного и исполнительного органов региона и принять к своему ведению решение вопросов их компетенции в случаях нарушения соглашения 1998 г. В феврале 2000 г. он воспользовался таким правом вследствие отказа ирландской республиканской армии начать сдачу оружия. В мае 2000 г. кризис был урегулирован и государственный секретарь восстановил работу ассамблеи и исполнительного комитета Северной Ирландии.

Итак, в трех из четырех исторических регионов Соединенного Королевства  после более или менее длительного исторического  перерыва были вновь созданы собственные органы законодательной и исполнительной власти. Данные реформы имеют весьма длительную предысторию, в которой переплетались как региональные движения, направленные на обретение той или иной степени самостоятельности регионов от центра, так и постоянные поиски центральной властью путей урегулирования проблем сепаратизма в стране, поэтому сама процедура учреждения региональных органов власти включала "потоки", двигавшиеся как "сверху", так и "снизу": они были сформированы актами общенационального парламента с учетом мнения населения, подтвержденного результатами региональных референдумов. Своих органов управления нет в настоящее время лишь в Англии. Это неудивительно. Ведь Англия - это наиболее крупный регион, вокруг которого была сформирована страна в нынешнем виде, поэтому смысл создания органов управления в других регионах состоял именно в том, чтобы усилить гарантии сохранения национальной самобытности регионов с небольшой численностью населения, изменить организацию государственного механизма с тем, чтобы не допустить преимущественного учета интересов Англии в управлении страной и тем самым добиться смягчения центробежных тенденций и сепаратистских настроений в регионах страны.

Статус трех учрежденных региональных законодательных органов, как видно из изложенного, неодинаков. Наибольшим объемом полномочий наделен Шотландский парламент: в отличие от ассамблей Уэльса и Северной Ирландии ему предоставлены права изменять ставки подоходного налога в определенных пределах, а также ведать вопросами охраны правопорядка и регулировать некоторые вопросы гражданского и уголовного права. При этом если в Шотландии и Северной Ирландии созданные законодательные органы имеют право первичного нормотворчества в пределах своей компетенции, Национальная ассамблея Уэльса может осуществлять лишь так называемое вторичное законодательство.

Территория всего Соединенного Королевства составляет 242 910 кв. км, из них Англия занимает 130 422 кв. км, Шотландия - 78 133 кв. км, Уэльс - 20 779 кв. км, Северная Ирландия - 13 576 кв. км. Из общей численности населения 58 606 тыс. чел. (по состоянию на 1995 г.) 48 903 тыс. проживают в Англии, 5137 тыс. - в Шотландии, 2917 тыс. - в Уэльсе, 1649 тыс. - в Северной Ирландии. См.: Great Britain. Official Year-book: London National Statistics, 1999. - P. 5.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2002 №5-6 (47-48)»
О противодействии коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем
Парламентская этика – путь к успеху политика
Подрегламентные акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива
Реформирование судебной системы Казахстана: реальность и перспективы
Женское измерение безопасности России: решения ООН и вашингтонские встречи
Обращение ветерана к власти
О правилах законодательной техники, используемых при написании текста закона (часть 1)
К вопросу о понятии юридической техники
Перспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России (часть 1)
Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ
Новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)
На вопросы отвечают адвокаты Адвокатского бюро «Брагинский и партнеры»

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016