Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

XXI век - МОНОЦЕНТРИЗМ ДЕМОКРАТИИ ИЛИ ПОЛИЦЕНТРИЗМ ИРИКРАТИИ?

Да, демократия, безусловно, плохая
система, но мы, увы, пока не нашли
системы лучшей, чем демократия.
Уинстон Черчилль
 
В нынешнюю эпоху, эпоху начала объединения государств, в век острых глобальных проблем и, прежде всего, проблем экологии, международного терроризма, бедности, в век ядерного оружия нынешние модели управления обществом, лучшей из которых считается демократический строй общества, является уже явной архаикой. Он был создан ещё древнегреческим обществом, когда отсутствовали на Земле нынешние планетарные проблемы. Жило в то время на планете от силы всего-то около нескольких десятков миллионов людей. Черчилль, глава одного из самых демократических обществ мира, откровенно высказался об этом примерно следующим образом: «Да, демократия плохая система, просто лучшую ещё никто не предложил». Человечеству необходима новая политическая модель, базирующаяся на принципиально иной, более глубокой и более дальновидной эволюционной теории, соответствующей масштабу и характеру современного многомиллиардного, развитого, техногенного общества. Сегодня необходимо согласование интересов в парламентах и других законодательных органах на более широкой, открытой основе, отвечающей типу и остроте современных проблем цивилизации и государств, её составляющих.
 
Человечество в ходе своего развития, с одной стороны, беспрецедентно умножило - и будет далее умножать - возможности и силу каждой личности, в том числе, увы, и разрушительные, а, с другой,  - стало крайне уязвимым для всяких враждебных сил. Этого предотвратить в принципе нельзя, так как это магистральный путь развития цивилизации. Перед нами сейчас остро стоит почти неразрешимая, почти утопическая задача - исключить войну как способ решения каких-либо проблем. Нам необходим не так называемый традиционный «Римский мир», который длится от случая до случая, а так называемый «Библейский мир», который навсегда - иначе человечество, безусловно, обречено. На старых, тысячу и тысячу раз апробированных подходах, как доказала жизнь и как доказала вся история человечества, достичь прочного мира принципиально невозможно. Дальше не будет лучше, дальше будет хуже, гораздо хуже.
 
Вместо извечного лозунга «Да здравствует Свобода!» мы провозглашаем обратный, но совершенно соответствующий жизни лозунг – «Да здравствует Взаимозависимость!». Лозунг «Да здравствует Свобода!» возник тогда, когда цивилизация проходила экстенсивный путь своего развития. В то примитивное время государства (от доисторических времен вплоть до почти конца прошлого, ХХ века) обеспечивали свое развитие путём расширения своего жизненного пространства, путем захвата. Захвата всё больших и больших территорий, порабощения народов, населяющих эти территории, и нещадной эксплуатации всех их природных и человеческих ресурсов.
Эта исключительной важности задача не столь утопична, как кажется на первый взгляд. Войны и революции - это не неизбежность, как почти все сейчас убеждены. Войны и революции - это индикаторы, говорящие о том, что цивилизация, как система, в своём саморазвитии ещё находится на примитивной стадии своего развития, что в ней ещё не выработались амортизирующие, буферные механизмы. «Эволюция - революция, эволюция - революция и так до бесконечности»,- учат нынешние теории развития. Отнюдь. По мере своего развития цивилизация как самостоятельный организм будет становиться всё более и более пластичным, всё более гибким, всё более и более способным развиваться исключительно эволюционным путём.
 
Демократия как модель общежития, созданная греками тысячелетия назад, не дает (а сегодня это требуется) никаких реальных и сильных механизмов для решения множества острейших назревших проблем. Таких, например, как эффективный и взаимовыгодный способ объединения государств, таких, как взаимообусловленность сохранения права наций на самоопределение и прав государств на сохранение своей целостности, и множества прочих всевозможных глобальных проблем. Нынешний демократический тип мироустройства в наш век, в самих своих основах сегодня совершенно устарел и никак не отвечает интересам напичканной ядерным оружием и электроникой нашей уже не двух-трёх миллионной, а многомиллиардной планеты.
 
Демократия как строй общества также исчерпала всю свою динамику, весь свой ресурс развития и по чисто функциональным, внутренним причинам. Развиваться ей далее - посредством перераспределения прав, спуская их все ниже и ниже, переходя от унитарного типа государственного устройства к его все так же замкнутой и моноцентрической федеративной модификации - уже принципиально невозможно. Государства в этом случае, особенно многонациональные и поликонфессиональные, такие, например, как бывший СССР, нынешняя Россия или Индия - как целостность начнут просто саморазрушаться. Такой традиционный политический уклад жизни также чрезвычайно неэффективен и даже разрушителен для таких уникальных стран, как, например, моя родная Армения, а также Израиль, у которых чуть ли не три четверти их народа живут рассредоточено, диаспорой, разбросанные судьбой по всему миру. Эта традиционная замкнутая модель отношений распыляет и ослабляет действительные возможности и ресурсы Армении и Израиля.
 
На базе разработанного нами Светонического метода видения эволюции систем как таковых, в рамках его принципиально новой полицентрической научной парадигмы, здесь мы попытаемся предложить свои методологические пути разрешения проблем, стоящих перед человечеством. Среди них такие проблемы, как разрешение межэтнических конфликтов, отношений Север - Юг (в широком смысле), глобальная экология, экономическое развитие и процветание, ядерное разоружение и разоружение как таковое и, наконец, ликвидация войн и конфликтов, а также причин, их порождающих.
Исходя из нашего понимания более углубленных системных универсальных причин всевозможных конфликтов и войн, мы пытаемся предложить общественности нашу, принципиально новую формулу мира. Мы предлагаем более современный и более эффективный, более действенный, более реалистичный метод окончательного изъятия войн из жизни человеческой цивилизации. Для нынешней моноцентрической парадигмы общенаучной и политической теории и практики видения процессов функционирования и эволюции социальных систем все эти проблемы сегодня принципиально неразрешимы. Если мы уже сегодня не приступим к глобальным преобразованиям всей нашей вечно воюющей в открытой или латентной форме многострадальной планеты, то заведём нашу быстро растущую и развивающуюся цивилизацию в тупик и обязательно рано или поздно погубим её.
 
Царящий сегодня во всём мире глубокий идеологический вакуум - самый точный индикатор полного застоя политической мысли и практики, индикатор несостоятельности абсолютно исчерпавших себя традиционных политических парадигм.
Те, кто утверждает, что мир может обойтись без идеологии, глубоко ошибаются. Идеология в любом случае будет существовать - человек просто не может жить без цельного мировоззрения (важнейшей частью которого идеология и является), это его первичная потребность. Именно кризис идеологии сегодня порождает то, что мы повсеместно видим: по всей планете расплодились тысячи и тысячи сект.
 
Мир на земле должен иметь наконец-то абсолютно незыблемые, твердые, как никогда, гарантии - так как, думаю, всем сегодня очевидно, что даже одной-единственной глобальной войны наша цивилизация сейчас уже не переживет. На основе Светонического видения закономерностей развития и эволюции систем предоставляем на ваш суд разработанный нами совершенно новый Ирикративный (от греческого Eirene - мир) тип общества. В отличие от нынешнего Демократического строя общества, базирующегося на изначально конфликтогенных замкнутых, моноцентрических унитарно-федеративных типах организации и управления государствами, ирикративный строй общества - более современный, более динамичный и гибкий, более эффективный и гораздо более гуманный. Одно из главных его отличий заключается в том, что это строй принципиально антиконфликтный. Ирикративный строй общества (который в самом кратком виде представлен здесь как отдельные выдержки из большой основной работы), в отличие от демократического, базирующегося на герметически замкнутых, иерархически моноцентричных унитарно-федеративных типах управления государством, основывается на принципиально новой, открытой, полицентрической Сирушативной системе отношений, о которой и пойдет речь.
 
Замкнутая, моноцентрическая, с примитивно прямой субординацией внутренних связей конструкция изначально конфликтогенной унитарно-федеративной системы отношений гибельно ограничивает возможности демократической модели общежития принудительным правом - Правом большинства, что является фактически Правом Сильного и практически сводит суть Демократического строя общества к разновидности автократического. Демократический строй общества, как идея народовластия, более или менее эффективно работает и хоть как-то соответствует своему названию только в малых, мононациональных государствах Запада. Но в таких больших, географически, экономически, национально и религиозно неоднородных странах Востока и Юга, как Россия, бывший СССР, а также Индия, Китай, а теперь и Объединенная Европа, право большинства демократической системы дает власть только одной, только самой многочисленной, самой сильной нации данного политического образования. Демократия неизбежно, в силу моноцентрического механизма её функционирования, существенно ущемляет права всех малых наций, её составляющих.
Специфика типов жизнедеятельности большинства и меньшинства в больших, национально, экономически, географически, культурно, религиозно неоднородных странах, по сравнению с малыми однородными государствами, часто отличается самым коренным образом. Это рано или поздно неизбежно порождает внутри этих гигантов разрушительные межэтнические, межрелигиозные и международные конфликты и войны, дестабилизируя и разрушая государства постоянными сепаратистскими тенденциями, обрекая их на нищету, милитаризуя их, вынуждая искать прибежище от полного своего развала в тоталитаризме.
Впрочем, демократия - даже для одной, даже для самой большой титульной нации государства - также принципиально не может являться властью всего его народа, если (как, например, в России ) этот народ расселен на большом пространстве. Какая же это всенародная власть, если одна часть народа может диктовать доброй половине другой ее части свои, удобные именно ей законы? Ведь для этого ему достаточно добиться при голосовании в парламенте перевеса хотя бы даже в один-единственный голос.
 
Сегодня общество развивается по линии увеличения веса именно законодательной, а не исполнительной власти. В новой, открытой, Сирушативно организованной системе отношений, на базе которой и будет основываться новый Ирикративный строй общества, парламенты - от международных региональных политических организаций наподобие Европарламента до районных советов - по договору (каждый на своем уровне) обменяются друг с другом депутатами.
Парламенты государств, таким образом, становятся открытыми: в них образуются новые Горизонтальные палаты, где будут представлены депутаты от всех других государств данного регионального образования.
 
В законодательных органах всех стран каждого региона, имеющих общие границы со странами соседних регионов, будут представлены, в том числе, депутаты и от сопредельных им государств.
Подобным же образом области, провинции, штаты, республики, федеративные земли, королевства и равные им по статусу национальные и территориальные образования внутри каждого государства, обменявшись друг с другом по договору депутатами, образуют в структуре своих парламентов такие же Горизонтальные палаты. Там будут представлены депутаты от всех областей, провинций, штатов, республик, федеративных земель, королевств и им подобных образований данной страны. Соответственно и все национальные или территориальные образования страны также обменяются депутатами с сопредельными им областями, провинциями, штатами, республиками и им подобными образованьями соседних им стран, если они непосредственно соприкасаются друг с другом границами. Следует обязательно помнить, что и депутаты от каждой такой открытой страны будут, в свою очередь, представлены в парламентах стран, заключивших такой Сирушативный договор и ставших тем самым уже не демократическими, а основанными на более современных принципах Ирикративными государствами.
 
На базе полицентрической Сирушативной системы организации и управления обществом все национальные и территориальные субъекты государства (области, автономии, республики, федеративные земли, штаты, провинции, королевства и т. п.) в вертикальной линии отношений должны объединяться, образуя целостность государства не на основе Общего Парламента, как это практикуется сейчас, а на основе Общей Палаты. В этом случае возникает обратная субординация иерархических отношений всех ее непосредственно соприкасающихся частей (внимание: не всей системы в целом, а только взаимососедствующих пар всех ее частей!).
Общая Палата, в отличие от традиционного Общего Парламента, будет уже не Наднациональным, а Всенациональным политическим органом, так как она будет являться внутри этих открытых государств всего лишь частью - общей частью своих непосредственно для него 'нижестоящих' представительных органов власти.
 
В Сирушативной системе отношений каждый парламент будет выступать как бы в двух ипостасях. Он является, с одной стороны, парламентом, т. е. имеющим право владения для внешних, непосредственно для него вышестоящих законодательных органов (здесь сказывается Сирушативный закон обратной субординации непосредственно соприкасающихся подсистем), и, с другой стороны, вместе с тем, он является всего лишь Палатой для внутренних, непосредственно для него нижестоящих законодательных органов.
Взаимный обмен депутатами на всех уровнях можно, и желательно, начинать постепенно. Например, на уровне государств, - прежде всего с союзными ему странами, а затем и с непосредственно граничащими с ними странами. Причем для начала это можно делать даже в одностороннем порядке, пригласив в свой парламент хотя бы по несколько депутатов от этих стран.
По нашему мнению, оптимально распределили бы приоритеты по завершении всего процесса политических реформ следующие пропорции голосов: Местная Первичная Палата - 55%, Горизонтальная палата - 30%, а Вертикальная палата - 15% депутатских голосов. Если угодно, именно эта система и эти соотношения можно смело назвать «Формулой Мира».
 
В Сирушативной Европе государства, ее составляющие, должны обменяться друг с другом депутатами, образовав в структурах своих Сирушативно открытых национальных парламентов Межнациональные Союзные Палаты. Таким образом, в парламентах каждой страны будут представлены, помимо своих национальных депутатов, также депутаты от других европейских государств (по горизонтали) и от Евро-Палаты (15% голосов по вертикали).
Например, Россия могла бы уже сейчас пригласить - даже в одностороннем порядке - в состав своего национального парламента в качестве депутата (по горизонтальной линии) для начала хотя бы по 3 представителя от таких соседних ей стран, как Белоруссия, Казахстан, Украина, а также других стран - Азербайджан, Армения, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и др. Они будут вместе решать не внутриполитические проблемы, а их межгосударственные проблемы. Из осторожности можно, чтобы количество депутатов и круг проблем, подлежащих их юрисдикции, увеличивался постепенно по мере созревания доверия и взаимопонимания. Было бы естественно и справедливо пригласить также в состав такого Открытого Парламента с правами депутатов хотя бы по одному представителю и от своих наиболее крупных диаспор, если таковые есть у данного государства.
Россия или любая другая страна мира, которая первым начнет переводить своё государственное устройство на эволюционно более высокую Сирушативную ступень отношений, тем самым исторически стала бы формообразующим началом нового, принципиально мирного и процветающего социума, мира не декларативных, а действительно открытых отношений.
 
Предлагаемые геополитические реформы может первой в мире начать осуществлять не только какая-то одна, крупная сверхдержава. Это может начать и Белоруссия, и Армения, и Венесуэла, и Ливия, и Франция, и Бельгия...
Ливия уже сейчас, даже в одностороннем порядке, могла бы пригласить в состав своего национального парламента (по горизонтали) хотя бы по 5 депутатов сначала от непосредственно соприкасающихся с ней стран - Алжира, Туниса, Египта, Судана, Чада, Нигерии, а затем и от всех арабских стран и даже стран, соседних им через Средиземное море, а по вертикали хотя бы10 депутатов уже непосредственно от Лиги Арабских стран (ЛАГ).
Точно таким же образом Венесуэла могла бы пригласить в состав своего парламента (по горизонтали) депутатов от соседних ей стран (Колумбия, Бразилия и др.) а так же стран с кем она хочет войти в союз и Организации Американских Государств (ОАГ). А по вертикали - 10 депутатов от ОАГ. Повторяю, они не будут решать их внутригосударственные вопросы, а вопросы их совместного проживания.
 
Найдя модель процветания такой большой и соответственно неоднородной, сложной системы, как Россия, мы тем самым автоматически найдем и модель процветания и для всего мира в целом.
Мессианская роль России в мире предначертана ей изначально - планетарной природой стоящих перед нею задач. Мессианизм - это скорее долг, скорее обязанность России, на которую, правда, претендует и Европа, и США с его непонятной даже самим её создателям программой 'Новый Мировой Порядок'. Новая Большая Ирикративная Россия в силу масштаба своей собственной природы просто вынуждена смотреть на мир мессиански.
 
Надеюсь, Большая Ирикративная Россия, Европа, США и прочие ответственные державы начнут в этом вопросе сотрудничать, так как это сейчас остро необходимо всем и медлить с этими глубокими и масштабными реформами нашего во многом уже опасно больного мира никак нельзя. В своём видении будущего нашей погрязшей в неразрешимых конфликтах и бесконечных войнах цивилизации Россия должны продолжать предлагать и осуществлять новые идеалы и плодотворные решения для всего мира.
 
Понимание специфики практического обустройства России необходимо искать, прежде всего, и, главным образом, в общесистемном подходе. Необходимо понимать, что Россия, как и объединяющийся сейчас Евросоюз (ЕС), являются большой, неоднородной, развитой системой. Следовательно, пути обустройства России и ЕС необходимо искать в понимании специфики управления и организации большой, неоднородной, развитой системы. А сегодня в научных исследованиях, увы, мелкотравчатый подход, в ней превалируют психологические, исторические или сугубо экономические подходы. К сожалению, нередко занимаются просто гаданием, зарылись в деталях, почти совсем уже не видя целого.
Для эффективного же управления больших, развитых, а, следовательно, и неоднородных систем, каковой и является Россия (и Объединённая Европа), необходимы, прежде всего, гораздо большие степени внутренней свободы, более гибкие стыки. Этого принципиально не может обеспечить нынешняя политически почти герметически замкнутая, основанная всецело на вертикальном принципе управления, моноцентрическая западно-демократическая конфликтогенная модель общества. Такая герметичная, моноцентрическая система отношений пригодна только для управления малых, однородных, причём малоразвитых до-постиндустриальных обществ.
 
Дать большие степени свободы - это, прежде всего, означает ослабить вертикальные связи, а при полном отсутствии горизонтальных связей в нынешней герметичной унитарной или федеративной системе отношений ослабить вертикаль принципиально невозможно. Такая система как целостность может немедленно разрушиться - и тогда погибнет государство со всеми вытекающими отсюда катастрофическими последствиями.
В открытой Сирушативной системе без каких-либо противоречий удачно сочетаются преимущества как общинного образа жизни, присущего, прежде всего, России, так и индивидуалистического, присущего Западным странам. В ней также удачно и непротиворечиво сочетаются как преимущества мощи больших Союзов, так и преимущества манёвренности малых государств типа Австрии, Швейцарии, Сингапура...
 
Традиционный замкнутый, моноцентрически-иерархичный, конструктивно жесткий демократический строй общества, базирующийся на унитарно-федеративном типе отношений, системно не совместим для таких гигантских стран, как Россия, Китай, Индия, а теперь и Объединенная Европа. Нынешняя узкая модель демократии разрушала и продолжит разрушать Россию и Индию, а завтра она так же удушит и разрушит Евросоюз, фатально скомпрометировав - быть может, на долгие годы - для всей цивилизации идею объединения. Такая ошибка утвердит в головах людей пагубную мысль, что объединение народов и государств, в том числе и на добровольной основе, в принципе невозможно и даже крайне опасно.
 
Для России, для Объединенной Европы, Для будущности Индии, Китая и прочих объединяющихся Больших политических систем необходим открытый, с развитыми стыками, иерархически полицентрически организованный, высокопластичный Ирикративный строй общества. Только предлагаемая полицентрическая модель может дать для больших политических образований именно такой, остро необходимый сегодня, новый уровень свобод, не ущемляя при этом, а даже, напротив, увеличивая и укрепляя нужную гармоничную взаимосвязь и взаимозависимость государств друг с другом. Именно этого не могут принципиально дать все прошлые и нынешние моноцентрические модели обществ.
На уровне же государств на базе высшей, открытой Сирушативной системы - например, в России - её области, края и республики должны по "Большому Сирушативному Договору" обменяться друг с другом депутатами, образовав по горизонтали в структурах своих местных парламентов Горизонтальную Палату, прибавив туда же 15% голосов от России в целом. Таким образом, Россия будет внутренне соединена в единое целое не нынешним относительно жестким типом взаимосвязей, а мягкими, равноправными, свободными горизонтальными связями.
 
Следовательно, в представительном органе (например, Англии) будут заседать по горизонтали (кроме местных депутатов, имеющих контрольные 55% голосов) по несколько депутатов и от Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, а также (по вертикали) депутаты от Великобритании в целом, в лице не теперешнего общего парламента Великобритании, а уже Общей палаты Великобритании (15%). Соответственно и депутаты от Англии будут защищать интересы самой Англии в парламентах Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии.
 
Предлагаемая открытая система отношений, несомненно, универсальна. Он существенно поможет найти пути разрешения назревающих или уже назревших внутренних проблем во множестве государств, в том числе и в Европе. Например, в Бельгии - между фламандцами и валонцами, в Испании - в отношениях с басками и каталонцами, во Франции - с корсиканцами, в Канаде - между англичанами и французами, в Великобритании - с северо-ирландцами, шотландцами, в Италии - в отношениях между Севером и Югом, на Кипре между турецкими и греческими его составляющими...
Прошу обратить внимание, что такие открытые Общие Палаты (например, Европейских государств) большинством в 55% вправе будут решать теперь вопросы не своего внутреннего общежития, а в каждом случае, совместно с представителями от всего Евросоюза (заседающими в ее Горизонтальной палате), вопросы своего внешнего, совместного общежития со всеми другими Европейскими государствами. То есть, в этом случае образуется (если говорить в нынешних, старых понятиях), как бы несколько Европарламентов (по числу стран Евросоюза) - причём таких, где у каждой страны будет свой собственный Европарламент с большинство голосов в ней (55 %). В этом, прежде всего, и проявляется полицентрическая суть механизма принятия решений в данной новой ирикративной политической модели отношений.
 
Во внутригосударственном плане предлагаемый полицентрический механизм принятия решений даёт всем административным и политическим субъектам данного государства на всех уровнях (штаты, провинции, области, республики, королевства, графства, районы и т. п.) уникальную возможность и право принимать жизненно важные решения, наиболее соответствующие именно своим специфическим (этническим, географическим, экономическим) интересам. Центробежные силы тем самым эффективно снимаются.
Например, Германский парламент, являясь для всех своих федеральных земель (по вертикали) их Общей Палатой (с правом лишь на 15% голосов в них) будет теперь сам правомочен совместно с депутатами от всех стран Евросоюза (по горизонтали) и с депутатами от ООН (по вертикали) решать, прежде всего, вопросы своего общеевропейского сосуществования. В моноцентрической нынешней системе эта прерогатива отсылается в наднациональный орган Евросоюза.
Эволюция общества, основанная на принципах Ирикративно-Сирушативной системы отношений, уже в самом начале XXI века неизбежно приведет цивилизацию к тому, что такие региональные политические образования, как Европейский Союз, Организация Африканского Единства, Южноамериканское Сообщество Наций (ЮСН), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и СНГ, по "Большому Сирушативному Договору" обменяются друг с другом депутатами. Таким образом, в рамках каждого из этих Открытых Региональных Парламентов образуются Горизонтальные Межрегиональные Палаты. В этих палатах будут представлены депутаты от всех других регионов планеты, а также (по вертикали) депутаты от ООН, представляющие мир в целом.
Например, в Открытом Европарламенте будут заседать с полноценным правом голоса не только депутаты от Европы, но также (по горизонтали) депутаты и от Азии, Африки, Латинской Америки, СНГ, а (по вертикали) - представители от ООН.
 
Но этот процесс - отнюдь не односторонний. В свою очередь, в парламентах ОАЕ, ЮСН, ЛАГ и СНГ будут полноправно заседать депутаты от Европейского Союза.
По вертикали Европарламент должен преобразоваться и из Общего Европарламента стать Евро-палатой, которая будет Общей Палатой всех стран Европейского Союза, имея в каждом из них не конфликтогенное принудительное право - право решения, а цивилизованное право - право лишь на участие в решениях, право лишь на 15% голосов в них. Таким образом, Европарламент (как и все вышестоящие по вертикали законодательные органы управления больших систем) преобразуется из пугающе архаичного Наднационального органа власти, во Всенациональный политический орган.
Исходя из данного анализа, основанного на новом Светоническом методе видения процессов эволюции, становления всех сверхсложных макросистем (будь то биологических, компьютерных, экономических или, как в данном прикладном случае, политических систем), статус ООН необходимо будет поднять до статуса Всемирной Палаты (ВП), а не Всемирного Парламента, как ошибочно до сих пор предлагалось, исходя из общепринятой моноцентрической парадигмы мышления Мондиалистами, “Федералистами мира” и такими политическими романтиками, как Б. Рассел, А. Сахаров, С. Стрейт, М. Гренье, Эйнштейн, Сцилард...
 
Если моноцентрическая парадигма привела такую большую систему как СССР к этническому, экономическому, экологическому и нравственному краху, то в такой грандиозной системе, как мир в целом, катастрофа будет иметь характер и масштаб апокалипсического ранга. Отнюдь не случайно, что Иренология (наука о мире), появившаяся в 1960 – 1970-х годах (Й. Галтунг, К. Боулдинг, А. Рапопорт, Д. Зенгхаас, О. Холсти, С. Мендловитц, Ч. Йотс, А. Этциони, А. Ньюкомб и другие), родившаяся как попытка найти решение, прежде всего, глобальных проблем, проблем ядерного разоружения и экологии, захлебнулась ещё не успев толком и образоваться, так как данные проблемы принципиально неразрешимы в рамках принятой замкнутой, моноцентрической парадигмы политической теории и практики.
 
По мере необходимого повышения своего статуса, ООН должна в перспективе эволюционировать не в сторону постепенного преобразования во Всемирный Парламент, что услужливо, но неверно подсказывает нам нынешняя моноцентрическая парадигма замкнутого политического мышления, а в сторону повышения своего статуса до Общей Всемирной Палаты.
ООН будет, как отмечалось выше, Общей (Всемирной) Палатой, всенациональным законодательным органом всех Региональных Открытых Палат, таких как Европарламент, ОАЕ, ЮСН, ЛАГ, СНГ и т.п. с правом в оптимуме на 15% депутатских мест в них. Таким образом, как уже было отмечено, например, в Европалате (по горизонтали) будут заседать депутаты не только от Азии, Африки, Латинской Америки, но также (по вертикали) депутаты от ООН, вернее, от Всемирной Палаты. Они будут защищать в Европарламенте, или, скажем, в Лиге Арабских Государств, интересы всего мира, в его целостности.
 
А в дальнейшем, по мере развития предлагаемого политического процесса, по мере укрепления доверия, можно будет перейти на более развитую двухступенчатую модель отношений. В этом случае депутаты от ООН будут заседать не только в глобальных региональных организациях типа Европарламента, но и в составляющих их государствах, с правом на 5 % голосов в парламентах Франции, Германии, России, Бельгии...
ООН в будущем, преобразовавшаяся в Общую Всемирную Палату, должна будет состоять из двух Палат. В одной будут представлены депутаты от государств, в другой - депутаты от региональных политических органов в лице ОАЕ, ЮСН, ЛАГ, СНГ и Европарламента.
Кстати, право вето в таком ООН в этом случае должно перейти от государств к этим политическим региональным организациям: Евросоюз, ЛАГ, ОАЕ, ЮСН, СНГ.
Все законодательные органы стран и регионов будут иметь в открытой, полицентрической системе отношений не нынешний жесткий "дикий суверенитет" с его замкнутым патриотизмом. Они будут иметь не нынешнее архаично-демократическое, замкнутое, анархически-моноцентрическое право, право на абсолютно все 100% голосов, а открытый, полицентрический, цивилизованный Большой "Сирушативный суверенитет". Он даёт право только на контрольное, цивилизованное большинство - большинство всего в 55% голосов.
 
Сирушативная система управления позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме разрешения межнациональных конфликтов и эффективно разрешить почти любой такой конфликт.
В предлагаемой мягкой, пластичной полицентрической системе отношений тектоническое напряжение конфликтообразующих факторов примитивно замкнутой, моноцентрически жесткой системы (например, в Северной Ирландии, Карабахе, Кипре, Кашмире и т. п.) через придание им открытого Сирушативного статуса (в отличие от автономного, федеративного статуса) легко и естественно может найти свое мирное разрешение.
 
Сирушативный статус, в отличие от федеративного, автономного или любого другого статуса, напрочь лишает смысла главный конфликтообразующий вопрос - вопрос о том, какому государству та или иная территория принадлежит. Чтобы снять потенциал тектонического напряжения с соседними государствами и территориями, угрожающий смертоносным конфликтом, чтобы резко поднять эффективность всего своего социального и экономического устройства, Израиль, Пенджаб, Кашмир, Тибет, Квебек, Северная Ирландия, Южные Курилы, Карабах, Кипр и т.п. должны постепенно перейти на открытый Сирушативный тип отношений.
Всем этим спорящим, воюющим и стоящим на грани войны народам и территориям необходимо принять Сирушативный статус и объявить свой парламент Открытым. Им необходимо пригласить в свой состав для начала хотя бы по несколько депутатов от соседних им (по горизонтали) государств и территорий, а по вертикали - депутатов от своего государства или Союза государств.
В особо трудных, спорных случаях можно пригласить в состав своего парламента (по вертикали), в отличие от нынешней замкнутой, моноцентрической методики построения политико-административных отношений, депутатов и от другого государства. Взаимоналожение систем в открытой, полицентрической модели государств, в отличие от нынешних, вполне приемлемо. Такой строй вертикали будет конфликтогасящим, а не конфликтогенным, как это имеет место сейчас. Здесь вместо очень часто неделимого права - права решения, т.е. вместо права политического владения, есть право лишь на участие в решениях, т.е. право только на определенное (небольшое и вполне делимое) количество депутатских мест.
 
В такой открытой, полицентрической Сирушативной системе отношений образуется чрезвычайно широкая база для компромиссов, чего всем конфликтующим сторонам как раз всегда остро не хватало.
В Сирушативной системе именно нижестоящая политическая структура включает в свой состав непосредственно для неё вышестоящую структуру. На практике это будет выглядеть следующим образом.
Например, местные представительные органы Белгородской, Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края по данной методике должны обменяться депутатами не только с соседними российскими областями, но и, образуя прочные швы между Россией и Украиной, с Запорожской, Луганской, Донецкой и прочими пограничными украинскими областями.
 
Таким же образом, необходимо граничащим друг с другом областным представительным органам России и Казахстана обменяться своими депутатами, и тогда почти само собой отпадет чреватое будущими осложнениями чувство утраты Россией североказахстанских или восточных и южных украинских земель. Все эти территории будут теперь принадлежать только самим себя. Себе, но во взаимоответственной связи со всеми близкими им территориями и народами, как своих стран, так и стран, с кем они граничат и с кем они находятся в союзе.
 
По предлагаемой методике, чтобы окончательно разрешить Ближневосточный конфликт и чтобы никто при этом не почувствовал себя "проигравшим", Израилю было бы целесообразно пригласить, даже в одностороннем порядке (по горизонтали), в состав своего Кнессета для начала хотя бы по 5 депутатов от соседних арабских стран: Ливана, Иордании, Сирии, Египта, Палестины и Саудовской Аравии.
Сирушативному статусу принадлежит так до сих пор никем еще не занятая политико-юридическая ниша, которая является Золотой серединой между правом наций (по большей части почти пустым, чисто декларативным правом) на суверенитет, и противостоящим ему очень жестко правом государств на свою территориальную целостность, правом на нерушимость его границ. Сирушативная система наконец-то разрешит противоречие, заложенное в этих двух взаимоисключающих положениях.
 
Сирушативная система в принципе не противоречит нормам международного права, соглашениям и пактам, так как она как норма просто не была учтена - поскольку никем не предвиделась. Сирушативная система юридически и политически никак не описана и запретительными договорами нигде и никем не охвачена. Она уже только поэтому может дать государствам, и цивилизации в целом, опутанным громадной застарелой паутиной множества договоров, очень большие возможности для разрешения накопившихся политических противоречий - причем именно без нарушения каких-либо международных норм, не входя в конфликт с ними (если, конечно, ею не станут спекулировать, отрываясь от ее философского и методологического фундамента).
Все, что здесь говорилось о государствах, верно и для всех больших, сложных систем, для общественных и политических образований, партий (особенно для партий 'зелёных'), движений, блоков, профсоюзов, ассамблей, фондов... Ирикративная теория найдет своих сторонников, прежде всего, у всех миролюбивых движений, у глобалистов, у движения зеленых, у довольно разрозненных ныне движений за мир, за ядерное разоружение, у множества альтернативных и гуманитарных движений и партий. Она наконец-то придаст им всем так не хватающее им конкретное политическое содержание, подробный план - причем план как ближайших, так и дальних целей, программ «минимум» и «максимум». Ирикративная идея может стать своей конкретностью тем мобилизирующим фактором, которого так остро не хватало всем движениям за мир. Мы сейчас видим силу войны, в нашем же случае мир впервые ощутит ещё большую силу, силу мира, кроющуюся в каждом из наших сердец, в природе всех наших надежд.
 
Сирушативную модель Открытых Парламентов было бы крайне целесообразно и желательно положить в основу деятельности молодежных организаций (имея в виду необходимость распространения и обкатки модели). Ведь именно молодежи, прежде всего, и предстоит жить в этом обществе будущего. Сирушативную модель общежития необходимо принять и как методологическую учебную основу для модельных парламентских игр студентам международных институтов и молодёжным организациям. Они могли бы в ходе её апробации обогатить её необходимыми конкретными деталями.
Только с появлением ирикративной теории, можно смело сказать, что политология стала иметь право называться наукой. Ирикратия даёт людям надежду, надежду принципиальной возможности достижения полного мира на земле. Своей конкретностью Ирикратия может объединить и мобилизовать все движения за мир. До сих пор мы знали силу и потенциал войны, теперь мы можем увидеть потенциал и силу мира.
 
Полагаем, что представленная здесь предельно кратко, в самом общем виде, концепция политической будущности нашей планеты, объединенная в виде программ "Преображение" (для реформ в Европе), и "Стратегия Ирикративного Единения" (для реформы всего миропорядка в целом) является самой проработанной, самой эффективной, гуманной и перспективной на сегодняшний день. Новый Мировой Порядок, предлагаемый США, или Стратегия Ирикративного Единения, которую может выдвинуть Россия, Китай, Индия или Евросоюз, - это вопрос, который надо будет решать всем нам, определяя наше будущее. Убеждён, что именно Ирикратия станет ответом человечества на глобальные проблемы эпохи, вставшие сегодня остро перед всем человечеством. Ирикратия станет новым политическим выбором человечества - человечества эпохи XXI века!

[1] Никогосян Вреж Азатович - преподаватель философии. Москва – Вена - Брюссель.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2009 №2-3 (89-90)»
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ГИДРА ТАКАЯ - КОРРУПЦИЯ? ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ю.Л. ВОРОБЬЕВЫМ
БОРЬБА С ВЛИЯНИЕМ «ТЕНЕВОГО ПРАВА» НА ПРАВОСОЗНАНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН И НА СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (часть 1)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1993 ГОДА И АМЕРИКА (ч. 3)
КОНСТИТУЦИИ РФ 15 ЛЕТ: КАК ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЛИ В США
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЗДОРОВЬЕ: КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НЕКОТОРЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ
ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА: ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ПРОСТУПОК
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ТАЙНУ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА ОГРАНИЧЕНИЯ
ПРИЗНАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕССЫ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЕВРОПА ВЫБИРАЕТ ЛУЧШЕЕ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ ХУЖЕ РОССИЙСКИХ
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ (ч. 2)
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПЛАКСИЯ С.И. «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ». — М.: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА. 2008
ОДКБ В РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ РОССИИ В ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: Круглый стол ИГП РАН (обзор материалов - ч. 4)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗ ИСТОРИИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ УИЛЬЯМА ФОЛКНЕРА. Уильям Фолкнер. ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ РИСУНКОВ УИЛЬЯМА СПРЭТЛИНГА «ШЕРВУД АНДЕРСОН И ДРУГИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КРЕОЛЫ»

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016